Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
14-20 октября 2002, Белорусский рынок, №40.
Анатолий Тарахович
Правительство России утвердило российскую часть совместной белорусско-российской рабочей группы для подготовки предложений о статусе, задачах и функциях единого эмиссионного центра Союзного государства Беларуси и России на период использования российского рубля в качестве единой валюты.
Соответствующее распоряжение 8 октября подписал премьер-министр Михаил Касьянов. В задачи создаваемого органа будет также входить подготовка проекта соглашения между правительствами и центробанками Беларуси и России об использовании российского рубля в качестве единственного законного платежного средства Союзного государства и его хождении на территории Беларуси до введения союзной валюты.
Российскую часть рабочей группы возглавил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Его заместителями назначены глава Центробанка РФ Сергей Игнатьев и первый замминистра финансов Алексей Улюкаев. Руководителем белорусской части этой рабочей группы является глава правления Нацбанка Беларуси Петр Прокопович, его заместителем - вице-премьер правительства, министр экономики Андрей Кобяков.
В составе белорусской части группы также первый заместитель председателя правления Нацбанка Павел Каллаур, заместитель министра финансов Александр Курлыпо, другие руководящие работники органов государственного управления. Стороны должны подготовить свои предложения, согласовать их с российской частью рабочей группы и до 1 ноября внести в Совет министров Союзного государства.
Необходимо отметить, что процесс перехода на единую валюту имеет две стадии. Первая - техническая, которая заключается в разработке механизма реализации поставленной задачи, вторая - политическая, в ходе которой происходит согласование сторонами и принятие процедуры разделения полномочий двух стран - участниц Союза на законодательном уровне. Техническую часть поставленной задачи разрабатывали специалисты Национального банка, и к настоящему времени этот этап полностью пройден: создан универсальный механизм в виде Концепции перехода к использованию российского рубля в качестве единой денежной единицы Союзного государства. В первых числах октября документ был одобрен правлением Национального банка и Советом министров Беларуси.
Белорусский вариант концепции подразумевает, что роль единого эмиссионного центра союза Беларуси и России в период использования российского рубля в качестве единой денежной единицы должна выполнять система центральных банков, состоящая из Банка России, Национального банка Беларуси и Межбанковского валютного совета. В этой системе Банк России и Национальный банк Беларуси сохраняют функции центральных банков суверенных государств, работающих по единым унифицированным правилам.
Разработанная Национальным банком концепция предусматривает, что центральные банки двух государств самостоятельно осуществляют в своих странах реализацию Основных направлений денежно-кредитной политики, в том числе проводят денежную эмиссию в пределах установленных параметров. Объем денежной эмиссии утверждается директивой Высшего госсовета Союзного государства, при этом органы управления двух государств свободны в выборе форм и методов действия при исполнении директивы.
Согласно предложениям Национального банка, Межбанковский валютный совет сохранит за собой нынешние функции и будет координировать подготовку проектов национальных законодательств и других правовых актов, включая вопросы денежно-кредитного регулирования, валютного регулирования и валютного контроля.
Руководство Национального банка заявляет, что подобная система управления денежно-кредитной политикой функционирует в странах Европейского Союза. В еврозоне монетарная политика проводится Евросистемой, состоящей из Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и трех центральных банков стран, имеющих в Евросоюзе специальный статус.
В начале мая 1998 г. Совет Европейского Союза в составе глав государств и правительств решил, что 11 стран - членов союза (Бельгия, Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Голландия, Австрия, Португалия и Финляндия) выполнили условия, необходимые для введения с 1 января 1999 г. единой европейской валюты (с января 2001 г. к ним присоединилась и Греция). Месяцем позже был создан Европейский центральный банк (ЕЦБ), ставший ядром новой европейской денежной системы. ЕЦБ явился преемником Европейского монетарного института (ЕМI), прекратившего свое существование.
Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне и 12 национальных центральных банков стран, входящих в еврозону, образовали Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ). Центральные банки государств, не входящих в еврозону (Дания, Швеция, Великобритания), имеют специальный статус. С одной стороны, у них есть возможность проводить свою собственную национальную денежно-кредитную политику, с другой - они не участвуют в принятии и исполнении решений, касающихся единой денежно-кредитной политики.
Стратегия монетарной политики Евросистемы базируется на двух основных принципах. Первый принцип устанавливает ведущую роль контроля над динамикой денежной массы, что выражается в объявлении целевых ориентиров по приросту агрегата М3 денежной массы. Второй принцип основан на оценке будущей динамики цен с использованием широкого перечня макроэкономических и денежно-кредитных индикаторов. Органом, отвечающим за осуществление монетарной политики, является Управляющий совет ЕЦБ (ЕСВ Governing Council), состоящий из 6 членов правления ЕЦБ и 12 управляющих национальными центральными банками.
Структура операций по проведению монетарной политики определяется набором инструментов, используемых центральными банками для регулирования ликвидности банков и других финансовых институтов, а также воздействия на уровень процентных ставок денежного и финансового рынков. Необходимо отметить, что в настоящее время в Евросистеме все инструменты, порядок и условия их применения полностью унифицированы.
Ключевые решения по применению основных инструментов монетарной политики Евросистемы, а также о количественных параметрах таких операций принимаются централизованно Управляющим советом Европейского центрального банка, заседания которого проводятся не реже одного раза в две недели.
В то время как основные решения, касающиеся монетарной политики (например, установление уровня процентных ставок), принимаются советом управляющих, операции, составляющие суть монетарной политики и одновременно формирующие денежную базу, осуществляются децентрализованно национальными центральными банками на условиях и в рамках, установленных советом. При этом уровень процентных ставок по инструментам, используемым национальными центральными банками, а также перечень этих инструментов и порядок их применения едины для всех центральных банков Евросистемы.
Согласно предложению белорусской стороны, Банк России и Национальный банк Республики Беларусь сохраняют право эмиссии единой валюты на условиях и в объемах, которые устанавливаются органом, аналогичным Управляющему совету ЕЦБ (в варианте Национального банка РБ это Межбанковский валютный совет). В состав данного органа должны входить представители обоих центральных банков. Остается только согласовать количество представителей от каждого центрального банка и количество голосов, принадлежащих каждой стороне.
Российская сторона также предложила свой вариант перехода к единой валюте. В Центробанке России имеется наблюдательный совет - орган внешнего управления, который определяет политику Центрального банка, и есть исполнительный орган - Совет директоров. Россия предлагает Беларуси ввести в оба совета по одному своему представителю. Такой подход также позволяет Беларуси участвовать в равноправном управлении ситуацией. В данном случае сторонам просто необходимо согласовать порядок принятия решений обоими органами управления ЦБ РФ: если стороны договорятся о том, что принципиальные вопросы, такие, как порядок проведения и объемы эмиссии для стран - участниц Валютного союза, будут решаться путем консенсуса (единогласно), тогда Беларусь получает все рычаги влияния на ситуацию.
Очевидно, что все три механизма применимы на практике. Если политики договорятся, что стратегические решения будут приниматься по одинаковой процедуре как для России, так и для Беларуси, вопросов о том, сколько нужно эмиссионных центров и как ими управлять, не возникнет. Остальные задачи системы, такие, как осуществление банковского надзора, могут приниматься общим порядком - путем простого голосования.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |