Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
09.11.2007. Страна Ру
Айдын Мехтиев
На этой неделе завершился важный этап кампании по выборам президента Узбекистана: все пять политических партий на своих съездах утвердили своих кандидатов на пост главы государства. Судя по всему, в предвыборной гонке будут участвовать шесть кандидатов: еще одного претендента на президентское кресло выдвинула инициативная группа избирателей.
Однако всем шести кандидатам предстоит преодолеть важный рубеж: до 9 ноября допущенным к участию в выборах политическим партиям и инициативной группе избирателей необходимо собрать подписи - не менее 5% избирателей, или 814 тысяч 870 человек, каждой.
Центризбирком напоминает, что 18 ноября в СМИ начнется предвыборная агитация за кандидатов, а сами выборы президента страны состоятся 23 декабря текущего года.
Особенностью нынешней предвыборной кампании в Узбекистане является участие претендента от инициативной группы избирателей Акмаля Саидова, который баллотируется как независимый кандидат. До этого кандидаты от инициативных групп избирателей в Узбекистане участвовали лишь в парламентских выборах 2001 и 2004 годов.
Естественно, безусловным фаворитом предвыборной кампании является нынешний президент Узбекистана Ислам Каримов, кандидатуру которого выдвинул политсовет Либерально-демократической партии Узбекистана.
"Победа Ислама Каримова на предстоящих выборах президента Узбекистана не вызывает никаких сомнений, так как реальной альтернативы его кандидатуре нет, - заявил в интервью Стране.Ru завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, оценивая ход предвыборной кампании в республике. - Сегодня большинство избирателей видит в Каримове гаранта стабильности в республике. Однако несмотря на то, что фаворит предвыборной гонки уже известен, вряд ли выборы в Узбекистане следует рассматривать как сугубо процедурный вопрос. Я не думаю, что власти пойдут на жесткий вариант использования административного ресурса".
"Понятно, что сегодня Каримову в Узбекистане нет альтернативы, но, в то же время, ему недавно исполнилось 69 лет, и вскоре станет очень актуальным вопрос о возможном преемнике, - считает Андрей Грозин. - Пока же в политической элите страны нет ни одного кандидата на такую роль, и ясно, что вопрос с преемником президент страны должен решать лично".
При этом политолог признал, что как в самом Узбекистане, так и за его пределами продолжаются споры о том, насколько легитимно участие Каримова в предвыборной гонке. Он напомнил, что, согласно Конституции Узбекистана, одно лицо не может быть президентом страны более двух сроков подряд. Как известно, Каримов уже дважды избирался на пост президента. "Впервые Ислам Каримов победил на выборах главы государства в 1991 году. А в 1995 году вместо очередных выборов был проведен референдум, по итогам которого полномочия президента были продлены до 2000 года, - продолжил Андрей Грозин. - В январе 2000 года Ислам Каримов вновь был избран на высший государственный пост".
Означает ли вышесказанное, что Каримов, баллотируясь на третий срок, нарушает основной закон страны?
По мнению Андрея Грозина, если следовать букве закона, то недавнее конституционное продление полномочий президента с пяти до семи лет формально разрешает действующему президенту участвовать в выборах в третий раз. "Если учесть, что в первый раз нынешний глава Узбекистана избирался на пять лет, а затем на такой же срок его полномочия были продлены на референдуме, то получается, что семилетний срок он отслужил лишь один раз", - подчеркнул политолог.
По словам эксперта, весомым аргументом в пользу легитимности участия Ислама Каримова в предстоящих президентских выборах является предварительно одобренное решение ОБСЕ направить в Узбекистан своих наблюдателей. "Надо отметить, что на этот раз ОБСЕ направит в Узбекистан не миссию по ограниченному наблюдению, как это было на предыдущих президентских выборах в 2000 году, а полную миссию по наблюдению за выборами", - подчеркнул Андрей Грозин.
Российский политолог считает, что решение ОБСЕ направить на выборы наблюдателей означает, что Запад смягчил свою позицию по отношению к Узбекистану.
"Речь идет о попытке смягчить напряженность во взаимоотношениях с Ташкентом, возникшую после трагических событий в Андижане в мае 2005 года, когда Европа и США ввели санкции против Узбекистана, - подчеркнул Андрей Грозин. - Теперь, очевидно, на Западе поняли, что санкции неэффективны и вредят больше интересам самих европейских стран. Сейчас Евросоюз уже фактически отменил свои санкции в отношении режима Ислама Каримова".
Смягчению позиции Запада в отношении Ташкента, по мнению политолога, не в последнюю очередь способствовали и экономические успехи Узбекистана.
"Всемирный банк и МВФ, которые никогда не приукрашивают реального положения дел, недавно признали, что в экономике Узбекситана происходят позитивные изменения", - пояснил г-н Грозин.
В самом Узбекистане уровень жизни населения постепенно повышается. "Большая часть граждан республики пользуется различными льготами, которые перераспределяются как через центральные органы, так и через местную общину, - отметил российский политолог. - Кроме того, в Узбекситане имеется огромный трудовой ресурс: более половины 27-миллионного населения страны - это граждане, не достигшие 18 лет. И это создает благоприятные перспективы для подготовки высококвалифицированных молодых специалистов".
В то же время республика вынуждена уделять много внимания борьбе с исламским фундаментализмом.
"Узбекистан фактически является прифронтовым государством, и нестабильность в соседнем Афганистане создает много проблем для этой республики Центральной Азии, - подчеркнул Андрей Грозин. - Вот почему Ташкенту приходится тратить немалую часть своего бюджета на обеспечение безопасности своих южных рубежей".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |