Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
28.11.2007, «Единая Россия»
Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев заявил вчера об очень большой вероятности будущей войны за Нагорный Карабах.
Азербайджан готов до последнего прилагать все усилия в переговорном процессе для мирного урегулирования карабахского конфликта. Об этом заявил во вторник вечером в интервью бакинскому телеканалу "Лидер" заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов, сообщает ИТАР-ТАСС
Комментируя заявления министра обороны страны Сафара Абиева на пресс-конференции в Астане по итогам заседания Совета министров обороны стран СНГ о том, что "пока территории Азербайджана остаются оккупированными со стороны Армении, вероятность войны почти стопроцентная", Мамедов подчеркнул, что почву для таких заявлений создает позиция мирового сообщества, ведущих стран и международных организаций. "К сожалению, международные организации, страны, формирующие миропорядок, не могут продемонстрировать конкретную, справедливую позицию в отношении карабахского конфликта, и мы объясняем это двойными стандартами", - сказал Мамедов.
"Азербайджан является одной из сторон конфликта, его территории оккупированы, и он имеет миллион беженцев и вынужденных переселенцев. Армения же - другая сторона конфликта, она оккупировала территории Азербайджана и стала причиной появления беженцев и переселенцев. В такой ситуации одинаковый подход к обеим сторонам свидетельствует о том, что позиция мирового сообщества, в том числе и посредников, в роли которых выступают сопредседатели Минского группы ОБСЕ - Россия, Франция и США - не является справедливой", - отметил официальный представитель администрации президента Азербайджана.
Мамедов особо подчеркнул, что в Армении должны знать, что "рано или поздно оккупированные азербайджанские территории будут возвращены". На состоявшемся на минувшей неделе приеме в честь 15-летия правящей партии "Ени Азербайджан" /Новый Азербайджан/ ее председатель - президент страны Ильхам Алиев заявил: "Мы должны добиться, и добьемся поставленной цели в деле восстановления территориальной целостности нашей страны. Для этого существуют различные пути, и мы готовы пройти все".
В свою очередь министр обороны Армении Микаэл Арутюнян назвал заявление главы Минобороны Азербайджана "категоричным" и заявил, что Армения не видит альтернативы мирному решению карабахской проблемы.
"Когда президенты двух стран (Армении и Азербайджана - ред.) ведут переговоры о мирном урегулировании карабахской проблемы, такие заявления делать слишком категорично. И это не право министра обороны, поскольку верховные главнокомандующие, президенты наших государств ведут переговоры о мирном урегулировании данного вопроса", - сказал он журналистам, комментируя заявления главы Минобороны Азербайджана.
"Мы альтернативы мирному решению проблемы не видим", - подчеркнул Арутюнян "Интерфаксу".
Член Генерального совета партии "Единая Россия", директор Института стран СНГ Константин Затулин в прямом эфире "Русской службы новостей" прокомментировал высказывания азербайджанского министра и взаимоотношения двух сторон конфликта:
"Во-первых, это достаточно понятная и традиционная форма давления, которое оказывается со стороны Азербайджана на армянскую сторону в связи с тем, что, как считают в Азербайджане, именно Армения является страной того конфликта, который привел к потере не только нагорно-карабахской территории, но и нескольких сопредельных районов Азербайджана, которые в настоящий момент, как говорят в Нагорном Карабахе, оккупированы и контролируются силами самообороны Нагорного Карабаха. Конечно же, Азербайджан не устраивает данная ситуация, и он всякими путями пытается добиться возврата территории. Конечно, с 1994 года действует Соглашение о прекращении огня. Хочу заметить, что это единственный, по сути, согласованный документ между двумя сторонами Нагорно-Карабахского конфликта. Но разделительных миротворческих сил нет, и, фактически, состояние "не войны" обеспечивается только военным преимуществом армянской стороны, Нагорного Карабаха, и условиями местности. Рельеф местности как раз благоприятствует, создает фактически неприступную оборону на этих отрогах для тех, кто сегодня находится в Нагорном Карабахе.
Я могу предположить еще одну причину. Выступление Сафара Абиева вполне может быть связано с обострением внутриполитической борьбы и соперничества в Армении. В феврале в Армении проходят выборы, и до последнего времени они казались предрешенными. Как раз Серж Саркисян, выходец из Нагорного Карабаха и нынешний премьер Армении, готовится на смену другому выходцу из Нагорного Карабаха, нынешнему президенту Роберту Кочаряну, чей предельный срок нахождения у власти в должности президента истекает в будущем году. Но произошло серьезное обострение. В сентябре на арену вышел (вернулся, точнее сказать) первый президент Армении Левон Тер-Петросян, и он сегодня выступает с очень жесткой критикой своих наследников - Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна. Он даже попросил у граждан Армении, выступая на митинге неделю назад, прощения за то, что он привел во власть Роберта Кочаряна, Сержа Саркисяна, что он их из Карабаха привез в Армению, и так далее. Дело в том, что как раз причиной отставки Левона Тер-Петросяна в свое время, или поводом к его отставке было то, что он высказал в достаточно осторожной форме предположение, что, все-таки, необходимо идти на какие-то компромиссы в вопросе Карабаха. И когда он это высказал, поднялась буря возмущения и в Армении, и в Нагорном Карабахе, где считают свое самоопределение состоявшимся и имеют для этого определенные основания. Все эти годы нагорный Карабах, естественно, не терял времени зря, и там функционируют органы власти, они периодически избираются. Там есть, как я уже сказал, достаточно дееспособные вооруженные силы. И к тому же, практически, Нагорный Карабах мононационален, там живет только армянское население, азербайджанского населения в Нагорном Карабахе нет. Как и армянского тоже нет в Азербайджане. И вот, вполне возможно, что это заявление – что-то вроде зондирования, которое должно обострить дискуссию по этому поводу накануне выборов в Армении. Но хочу заметить, что оно может сыграть как в ту, так и в другую сторону. Как сыграть в пользу консолидации тех, кто не хочет никаких уступок азербайджанской стороне, так и сыграть в пользу тех политиков в Армении, которые, справедливо или нет, связываются с возможностью какого-то компромисса с Азербайджаном по Нагорному Карабаху. Прежде позиция Армении была достаточно монолитна по этому вопросу с Нагорным Карабахом, как будет после выборов в феврале – здесь пока сложно говорить, хотя я лично считаю, что, скорее всего, позиция сохраниться. Но я бы сказал, что я был бы более уверен в этом, если бы это прозвучало из чьих-то других уст. Министр обороны, действительно, по должности "ястреб", и выступать в роли такого "змея-искусителя" ему не совсем с руки, как мне кажется, по роду его деятельности, и по складу его характера".
СПРАВКА:
Урегулирование карабахского конфликта ведется с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ. В мае 1994 года при посредничестве России был подписан Бишкекский протокол, ставший основой для достижения перемирия и режима прекращения огня в зоне конфликта. С весны 2004 года усилия по разрешению проблемы ведутся в рамках Пражского процесса на уровне министров иностранных дел Азербайджана и Армении. Он предусматривает поэтапное урегулирование конфликта. Ожидается, что эта тема будет затронута на заседании глав МИД государств-членов ОБСЕ 28-29 ноября в Мадриде, где планируется встреча руководителей внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении с сопредседателями Минской группы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |