Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Part.org.ua,
28 октября 2002
Олеся Яхно
Кабмин всегда был заложником борьбы между Президентом и ВР. Сегодня мы наблюдаем ту же ситуацию. Правда, конфликт происходит не между Президентом и ВР, а между АП и ВР.
Большинство как инструмент для достижения компромисса между ведущими финансово-политическими группами, достижения договоренностей по ключевым вопросам внешней и внутренней политики, что сделало бы понятным сценарий развития событий в политической жизни страны до 2004 года, не оправдало надежд своих создателей.
Несмотря на неоднократные заявления о создании парламентского большинства, пропрезидентские фракции так и не смогли доказать его дееспособность на деле: пропрезидентские силы не распределили комитеты ВР, не сформировали коалиционное правительство и не взяли на себя ответственность за деятельность парламента. Никакие попытки оживить переговорный процесс по его формированию ни к чему не привели. Даже встреча 21 октября в формате премьер-президент–большинство в столь символическом для политиков здании, как Украинский Дом не дала ожидаемых результатов. И работа парламента на прошлой неделе как нельзя лучше об этом засвидетельствовала. В четверг 24 октября, день голосования, парламент очередной раз продемонстрировал отсутствие большинства, не дотянув до 226 голосов (проект большинства получил 220 голосов).
О чем это говорит? О том, что фактически ресурс договоренности между силами, представляющими разные интересы, исчерпан. Ключевые игроки исчерпали свои ресурсы и зашли в политический тупик. Произошло обездвиживание политической системы. Мы видим, что вот уже несколько месяцев парламент так и не может начать работать. В самом же большинстве возникли такие понятия, как «большинство большинства» и «меньшинство меньшинства». Поэтому представляется, что точкой, которая сдвинет с места переговорный процесс, станет должность премьера. Правда, это еще большой вопрос, хотели и хотят ли противоборствующие стороны достичь компромисса, поскольку вполне вероятно, что потери для ключевых игроков в случае его достижения могут быть значительно большими, чем в случае конфронтации между ними. Власть как исходный пункт и конечная цель политического действия, является сегодня определяющим фактором в активности политических сил.
Но вернемся к вопросу премьера. За всю историю независимости Украины Кабинет министров был заложником борьбы между Президентом и парламентом. Конституция Украины не смогла привести к консенсусу представителей исполнительной и законодательной власти, поскольку она всего лишь закрепила ситуацию, которая сложилась к 1996 году, когда отсутствие конституционного закрепления полномочий Президента и парламента привело к борьбе за доминирование в системе власти, а разменной монетой в конфликтах между ними выступало правительство. Поэтому-то и происходили такие частые смены глав правительств. Сегодня, в принципе, мы наблюдаем ту же самую ситуацию. Единственное различие это, что конфликт происходит не между Президентом и ВР, а между АП и ВР, поскольку все понимают, что реальная борьба идет между потенциальными кандидатами на президентство.
На сегодня фракциями большинства предложены четыре кандидатуры: первый вице-премьер Олег Дубина (предложен фракцией «Народный выбор»), премьер-министр Анатолий Кинах («Трудовая Украина» и ПППУ, СДПУ(о)), Николай Азаров («Европейский выбор»), Виктор Янукович («Регионы Украины»).
В данном материале мы не будем рассматривать шансы каждого из кандидатов, это предмет следующих текстов. Скорее, остановимся на том, какие факторы будут определяющими при избрании той или иной кандидатуры.Во-первых, список кандидатур не заканчивается на уже предложенных персоналиях. По словам Президента, он готов рассмотреть кандидатуры большинства, но также сохраняет за собой право сделать собственное предложение.
Во-вторых, как считают многие аналитики, важным фактором при избрании премьера является то, какая роль будет отведена новому премьеру: кандидата от власти на выборах-2004 или же просто переходного премьера. Ввиду нынешней политической конфронтации, вряд ли, можно ожидать, что какая-либо из сил допустит на премьерскую должность того, кто впоследствии может стать кандидатом на президентство (согласно Конституции, в случае досрочной отставки Президента, на период до избрания и вступления в должность нового главы государства обязанности и.о. президента возлагаются на главу Кабинета министров). Скорее всего, как раз политическая неперспективность должна стать одной из основных характеристик кандидата на премьерский пост.
В-третьих, две принципиально разные ситуации, когда главой правительства по-прежнему остается Кинах и когда придет новый премьер. Поскольку любой, кто будет избран, кроме ныне действующего премьера, изменит политическую конфигурацию. Источник власти резко перейдет от АП к Верховной Раде. И дело не в том, насколько новый премьер будет антимедведчуковским, а в том, что он будет избран большинством. Более того, количество голосов, полученных вследствие голосования по премьеру, и будет означать реальное большинство.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |