Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Косовское перепутье

21.11.2007. Ольвия-пресс (Тирасполь)

Александр Галин

То, что было неизбежным, произошло. На выборах в законодательное собрание Косово победила ультраправая Демократическая партия во главе с бывшим полевым командиром Армии освобождения Косово Хашимом Тачи. Той армии, которая уже после окончания натовской агрессии против Югославии в присутствии сорока тысяч солдат североатлантического альянса, гражданской миссии ООН, а также многочисленных гуманитарных организаций, вырезала более полутора тысяч и изгнала со своих исконных земель около 300 тысяч сербов.

То, что большинство мест в законодательном собрании края отныне займут бывшие косовские боевики, косовским сербам уверенности в будущем не прибавляет.

И все же, несмотря на это, Запад поддерживает стремление косовских албанцев обрести независимость. Причину такой поддержки объяснить несложно, если вспомнить доктрины основателя ЦРУ Алена Даллеса и ярого антисоветчика Збигнева Бжезинского об уничтожении славянской нации как первоочередной задачи, стоящей перед США. То, что происходило и происходит в бывшей Югославии и на постсоветском пространстве – и есть воплощение в жизнь этих доктрин. США не важно, кого поддерживать: террористов, экстремистов, националистов, хоть дьявола. Главное – ослабить, довести до полного развала и нищеты славянские государства и тех, кто выступает на их стороне. Поэтому происходящее сегодня на территории бывшей Югославии нельзя объяснить ни с точки зрения международного права, ни в плане поддержания стабильности в конфликтных зонах мира, ни исходя из принципов разрешения этнополитических конфликтов. По сути, в случае с Косово США и ЕС откровенно игнорируют хельсинские договоренности о нерушимости границ, отдавая приоритет праву наций на самоопределение, внесенному в Устав ООН в 1945 году. До этого в отношении других непризнанных территорий они поступали, да и сегодня поступают, с точностью до наоборот. Тем самым Брюссель и Вашингтон демонстрируют всему мировому сообществу, что они намерены пользоваться международными актами и договорами по своему усмотрению и, разумеется, в своекорыстных целях. Именно поэтому они декларировали свою готовность признать независимость Косово и решимость не признавать ни при каких обстоятельствах независимость непризнанных, но существующих  де-факто государств, образовавшихся при распаде СССР.

Чем же косовский сценарий, по их мнению, не годится для Страны басков, Северной Ирландии, Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и т.д.?

Любой народ имеет право на самоопределение, если это на самом деле желание народа, а не заговор определенных сепаратистки настроенных элит. Согласно определению: «Сепаратизм – это стремление к отделению, обособлению. В отличие от национально-освободительного движения, сепаратизм не отвечает истинным потребностям общественного развития, а выражает своекорыстные интересы узких слоев населения». Было ли создание Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии проявлением сепаратизма? Разумеется, нет. Народы трех республик проголосовали на референдумах за то, чтобы остаться в составе СССР. Так что, по меньшей мере, абсурдно называть сепаратистами тех, кто не желает распада своего государства. Однако те, кто на самом деле являлись сепаратистами, обвинили народы трех республик именно в сепаратизме, и, несмотря на явную неоправданность подобных обвинений, международное сообщество с готовностью поддержало и Молдову, и Грузию, в тоже время напрочь отметая обвинения в сепаратизме косовских албанцев. Мало того, США прекрасно понимают, что косовский прецедент может расколоть не только Югославию или Россию, но и западные государства. Те же США могут лишиться своих территорий, отнятых когда-то у Мексики и населенных, преимущественно мексиканским населением. Именно поэтому США и ЕС настаивают на уникальности косовского прецедента, хотя прекрасно осознают, что уникальностью здесь и не пахнет.

Согласно Уставу ООН, все нации и народности имеют право на самоопределение. То есть на самом высоком уровне закреплен постулат, согласно которому народы, стремящиеся к свободе и независимости, могут реализовать совершенно законное право на самоопределение, ибо каждая нация или народ только сами могут решать, как им жить и строить свое будущее. Причем, большинство стран мира когда-то воспользовалось этим правом задолго до того, как возникла Организация Объединенных Наций. Вспомним, к примеру, что в свое время сами США боролись за независимость от Великобритании. И победили в войне с метрополией. И никто не возмущался, что сепаратистские Штаты Америки с оружием в руках добились права жить так, как хочет народ. Теперь же США, взяв на себя роль мирового жандарма, всеми силами препятствуют народам мира добиться того же, чего они сами достигли более 200 лет назад. Однако препятствуют не всем, если вспомнить Тайвань, Тибет или крошечные острова в Полинезии, решившие отделиться от Новой Зеландии, или то же Косово. Почему же США столь непоследовательны в своей политике? Ответ все тот же. Они делают то, что считают для себя выгодным. Но выгода эта порождает двойные стандарты, создает хаос в мировой политике и противоречит принципам демократии.

То, что двойные стандарты стали основой западной политики, постепенно впиталось в сознание масс и уже не вызывает такого отторжения, как прежде. Однополярный мир, где безраздельно властвуют США, по определению не может быть иным. Правила игры диктует сильнейший. Он милует или карает, осуждает или оправдывает исходя только из того, выгодно ему это или нет. США и их европейским партнерам выгодно признать легитимными выборы в законодательное собрание Косово -  и они признают, несмотря на то, что явка на выборы составила всего 45% от полутора миллионов косовских избирателей, что косовские сербы бойкотировали голосование, что к власти в крае пришли боевики, запятнавшие себя кровью тысяч мирных граждан.

В Вашингтоне сказали «о’кей», в Белом доме заведующий отделом печати госдепартамента США Шон Маккормак назвал выборы в Косово «шагом вперед в продвижении демократии»,  а глава Миссии ООН Йоахим Рикер заявил, что выборы следует считать состоявшимися, а их результаты – легитимными. Еще бы! Разработанные им самим правила голосования не устанавливали минимального порога явки избирателей. Как все легко и просто! Требуются нужные результаты – снизим избирательный порог. Пришло бы два человека из полутора миллионов – выборы все равно назвали бы легитимными. И Рикер заявил бы то же, что заявил в минувший вторник: «выборы в Косово продемонстрировали зрелость демократии и населения края». Ну а низкую явку он, само собой, списал на «плохие погодные условия».

Достаточно вспомнить выборы в Приднестровье, Абхазии или Южной Осетии, (и не только выборы, но и референдумы -  самый демократичный способ волеизъявления народа), когда задолго до самих плебисцитов Запад заявлял об их нелегитимности, и сравнить с выборами в Косово, тогда  сразу становится понятным, что справедливость,  по мнению США и ЕС – это некая аморфная и легко видоизменяющаяся субстанция. А может быть, как говорят на Руси – «дышло», которое, как известно, куда повернешь…

Ни Вашингтон, ни Брюссель даже не подумали одернуть за рукав Хашима Тачи, который еще до оглашения официальных итогов выборов в законодательное собрание Косово заявил, что «итог выборов демонстрирует всему миру готовность Косово к независимости» и пообещал 10 декабря провозгласить суверенный статус края. Зато как уничижительно отзывались о референдумах в Приднестровье и Южной Осетии и всенародном сходе в Абхазии, прошедших в минувшем году, где народы трех, пока еще непризнанных республик, провозгласили окончательный курс на независимость и интеграцию с Россией. Сколько было криков об их недемократичности, нелегитимности и непрозрачности. И это при том, что сотни наблюдателей со всего мира неоднократно заявляли об обратном.

Зато никто не одернул Хашима Тачи. Да и зачем? Он озвучил то, что США и Евросоюз давно уже одобрили, благословили да еще и указали - когда, как и почему. В декабре, по всей вероятности,  косовары объявят в одностороннем порядке о своей независимости, практически сразу получат международное признание, которое гарантировали им Соединенные Штаты и их европейские сателлиты. А  после этого вступит во вторую фазу тщательно разработанный американскими спецслужбами план под очередным кодовым названием. Будет ли это «Фарс по-косовски» или в Лэнгли этому плану дадут другое название, не суть важно.  Главное – это задача, которую он должен будет выполнить. А именно - резкое изменение политики США в сторону защиты незыблемости Хельсинских договоренностей. То есть очередной разворот на 180 градусов.

После этого важнейшей задачей Запада станет сдерживание России от заранее анонсированных шагов в отношении непризнанных постсоветских республик – любыми методами. Попытки же России противостоять такому развитию ситуации натолкнутся на жесткие заявления Запада о вмешательстве Москвы в дела суверенных государств и на угрозы ввода в зоны конфликта войск НАТО. Кстати, развитию такого сценария сегодня серьезно препятствуют российские миротворцы.  Не случайно столько сил и средств тратится нынче Западом для того, чтобы вытеснить их из зон безопасности в Абхазии, Приднестровье и Южной Осетии.

Поэтому многое нынче зависит от готовности России защищать своих сограждан, живущих за рубежом, без оглядки на Запад.

Не отреагировать или вяло отреагировать на одностороннее признание Косово официальная Москва тоже не сможет. Причина все та же. Россия, как союзник Сербии, не может проигнорировать вопиющий факт нарушения международных норм. А значит, единственный выход для России в случае объявления независимости Косово – это резкое неприятие произошедшего. Впрочем, будем реалистами, существующую ситуацию мгновенно вряд ли сможет изменить даже Кремль - Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия еще какой-то срок будут жить в режиме ожидания, но зато у России появится очень важный козырь для противодействия Западу в попытках решить конфликты на постсоветском пространстве в пользу метрополий.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ