Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
24 – 30 ноября 2007. Зеркало недели (Киев)
В рамках киевского форума по вопросам безопасности и прошедшей под его эгидой конференции по «замороженным конфликтам» 14-15 ноября с.г. из уст одного высокопоставленного украинского дипломата прозвучал тезис о том, что после длительной паузы удалось хотя бы на неофициальном уровне возобновить консультации в формате «5+2» по приднестровскому урегулированию.
Однако есть опасения, что попытка посадить за стол переговоров Кишинев и Тирасполь может оказаться неудачной - вследствие определенных шагов со стороны молдавских властей. В начале ноября было объявлено о принятии правительством Молдовы решения, согласно которому все приднестровские автотранспортные средства обязаны пройти регистрацию в Кишиневе (уплатить определенную таможенную пошлину, получить молдавские техпаспорта и номерные знаки). Сообщается, что с 1 января 2008 года автотранспортные средства с приднестровскими номерами якобы не смогут въезжать в Украину, а с 1января 2009 г. - передвигаться по территории Молдовы.
Ситуацию относительно регистрации приднестровских автомобильных номеров по просьбе «ЗН» прокомментировал директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий КУЛИК:
- Суть вопроса состоит в том, что Кишинев последовательно реализовывает курс на замещение невыгодных ему договоренностей переговорного процесса своими внутренними нормативно-правовыми актами, апеллируя к принципу верховенства норм молдавского законодательства, в том числе на территории Приднестровского региона. При этом Кишинев, к сожалению, в одностороннем порядке принимает решения, которые ущемляют права проживающих в Приднестровье простых граждан, а механизм реализации таких норм по обыкновению отрабатывается «задним числом», что нельзя назвать транспарентным процессом.
Указанная инициатива Кишинева может привести к очередной эскалации напряжения в регионе, а также будет использована администрацией Приднестровья для дальнейшего оттягивания переговорного процесса в формате «5+2».
Кроме того, реализация Кишиневом такого шага ставит под сомнение искренность недавних заявлений президента Владимира Воронина относительно готовности совместно с Тирасполем укреплять меры доверия и безопасности. Возникает вполне логичный вопрос: будет ли Кишинев выполнять вновь подписанные договоренности с Тирасполем или откажется от них так же, как отказался в случае с автомобильными номерами?
Особенно настораживает тот факт, что отрицательные последствия такого шага в первую очередь затронут сотни тысяч обычных жителей Приднестровья, а Украина может столкнуться с повторением сценария «самоблокады» региона и активной антиукраинской пиар-кампанией.
В этой связи важно подчеркнуть, что Украина всегда с пониманием относилась к проблемам, с которыми сталкивается Молдова в связи с неурегулированностью приднестровского вопроса, однако Киев не может поддержать односторонние шаги по его решению. Трудно найти аргументы для поддержки действий, которые осложняют жизнь простых людей.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |