Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

СНГаз – 2008

26.11.2007. РИА "Новости

Игорь Томберг

В пятницу туркменское руководство, наконец-таки, объявило о повышении на 30% цены газа для Газпрома. Новость, похоже, была воспринята в российском концерне даже с облегчением. С одной стороны, все давно ждали, когда Ашхабад истребует свою долю прироста газовых цен, с другой - $130 за тыс. куб. м - это вполне сдержанная цена на сегодня (ранее поговоривали о $150). Ну и, наконец, появилась ясность по ценовой цепочке Туркменистан - Россия - Украина. И повышение стоимости газа для Украины теперь вполне оправдано.

Правда, что касается конкретных цифр, то здесь пока ясности нет. Названные заранее президентом Виктором Ющенко $160 за тыс. куб. м - еще не контрактная цена, а лишь пожелание. Может быть и $180 - в зависимости от состава и партийной принадлежности членов кабинета и руководства Нафтогаза Украины.

К сожалению, уровень цен - не единственная проблема в газовых отношениях Москвы и Киева. События месячной давности вновь заставили вспомнить старую болезнь этих поставок - неплатежи. Схема поставок через посредника - "РосУкрЭнерго" дала сбой из-за резко выросших долгов потребителей. Дебиторская задолженность "РосУкрЭнерго" перед Газпромом выросла за 2006 год со $100 млн. до $3 млрд. К октябрю 2007 г. долг "Нафтогаза" перед "РосУкрЭнерго" составил свыше $700 млн., еще $300 млн. задолжало "Укргазэнерго".

Долговая ситуация нынешней осень показала, что в условиях Украины выйти на прямые поставки газа и выставить счета украинским потребителям явно недостаточно. Надо еще платежи за газ получить. В то же время, призывать Газпром "научиться рутинной работе по сбору с потребителей платежей", как призывают некоторые аналитики, явно несерьезно - это не его задача. И вполне логичным представляется апелляция российских газовиков к украинским властям: если их политическая судьба напрямую зависит от российских газовых поставок, то именно они и должны позаботиться о бесперебойной работе пусть и не безупречных, но работающих схем. Тем более что подпись В. Януковича под соглашениями о погашении долгов позволила "разрулить" проблему, хотя и сделала украинское правительство гарантом их соблюдения, давая Газпрому формальные основания ставить вопрос об отключении газа в случае, если долг не будет погашен. И в случае прихода к власти правительства Ю. Тимошенко выбивать газовые долги из украинских властей будет значительно сложнее.

Не надо быть пророком, чтобы предсказать серьезные напряжения в отношениях Газпрома с потребителями. Если Украина, Белоруссия, Молдова и другие постсоветские республики фактически полностью зависят от российского газа, то Европа - на четверть. Однако цены на российское "голубое топливо" определяются именно в европейских поставках. И рост этих цен будет определять дальнейшее развитие стратегии Газпрома на постепенное достижение "равнодоходности" поставок всем потребителям. Безусловно, именно темпы выравнивания цен для стран СНГ и ЕС будут порождать постоянные конфликты с бывшими соседями по СССР. Тем более что ценовая планка стремительно поднимается.

Газпром намерен повысить цену на свою продукцию для стран Западной Европы с 2008 года сразу на 60%. Об этом заявил 20 ноября с.г. зампред правления Газпрома Александр Медведев, отметив, что стоимость газа для Европы может вырасти в будущем году с нынешних $250 за тыс. куб. м до $300-400. И не только общий рост цен на энергоносители и падение курса доллара США являются причиной возможной "третьей газовой войны". По мнению главы Газэкспорта, Газпром не в восторге от планов Еврокомиссии по либерализации энергетического рынка ЕС, явно направленных против инвестиционных планов концерна. "Либерализация европейского рынка непременно приведет к ситуации, при которой повышение цен неминуемо", - подчеркнул А. Медведев.

Планы российского монополиста увеличить свою долю в поставках газа в Европу до 33% к 2015 г. в ответ на рост газопотребления на континенте могут оказаться под угрозой. Впервые, по сути, высказав мнение Газпрома по поводу новых энергоинициатив Брюсселя, А. Медведев предостерег от "серьезных негативных последствий для долговременного обеспечения Евросоюза природным газом" в случае, если Еврокомиссия не смягчит свои требования. В этом контексте прозвучал даже намек на то, что Газпром может "прикрутить кран", как в случаях с Украиной и Белоруссией.

Таким образом, давно ожидаемое решение Ашхабада повысить цену на свой газ, поставляемый Газпрому, стало лишь еще одним проявлением более широкой глобальной тенденции - неумолимого роста цен на сырье и топливо. Безусловно, процесс этот бесконфликтно идти не может. Противоположность интересов поставщика и потребителя ведет к напряженности ценовых переговоров, а в случае с нашими соседями по СНГ играет роль и психология потребителей, слишком долго получавших газ из России по дешевке. Переход на рыночные взаимоотношения идет болезненно. Но топливный "патернализм" Москвы в отношении стран СНГ уже закончился, как впрочем, заканчивается и дотационная стратегия поддержки промышленности внутри страны. Тотальный перевод всех потребителей на рыночные, а значит, высокие, цены неизбежен.

Похоже, тенденцию четко ощущают в столицах стран-потребителей газа. Брюссель грозит диверсификацией источников газоснабжения Европы, одновременно весьма непоследовательно включая, например, проект газопровода Nord Stream в число приоритетных, выводя его из-под действия своих же новых директив. Здесь прекрасно понимают, что без российского газа обеспечить растущие потребности энергетики, как и требования экологии практически нереально. Точно также в столицах стран СНГ тема газа явно превалирует в списке приоритетов. Иначе не объяснишь такую "высокую явку" премьеров на последнем совете глав правительств СНГ в Ашхабаде на прошлой неделе - впервые на саммит СНГ из 12 стран-участников 10 прислали глав своих правительств. Всех интересовал вопрос цены на туркменский газ, ответ на который поступил лишь по окончании встречи глав правительств.

Тем не менее, ситуация на газовом рынке СНГ определенно требует, если не единства поставщиков и потребителей, то как минимум, координации действий. "Необходимо объединение транзитеров, экспортеров и производителей газа", - призвал коллег украинский премьер Виктор Янукович. И хотя идею о создании "газовой ОПЕК" в рамках СНГ открыто никто в Ашхабаде не поддержал, центростремительная тенденция усиливается. Тем более реальным станет координация действий поставщиков газа из бывшего СССР после подписания соглашения о начале строительства Прикаспийского газопровода. Понятно, что Газпром примет новую цену туркменского газа, тем самым, открыв дорогу расширению его поставок через российскую газотранспортную систему. Очевидно, что уже в декабре президенты России, Туркменистана и Казахстана подпишут документы, которые обеспечат серьезное расширение газового транзита из Центральной Азии через Россию. Строительство Прикаспийского газопровода и расширение системы "Средняя Азия - Центр" (САЦ) дадут в сумме около 100 млрд. куб. м газа в год. И вряд ли рост цены на $30 кто-либо назовет чрезмерной платой за такую серьезную. позитивную подвижку в газовом сотрудничества стран СНГ.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ