Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
23.11.2007. Республика (Казахстан)
Аждар Куртов
Кыргызстан стоит на пороге важного выбора – свобода мысли, слова и СМИ либо жесткая и авторитарная властьИтоги референдума в Кыргызстане и нынешнюю предвыборную ситуацию, когда заранее известен результат выборов в парламент, можно смело назвать победой президента Курманбека БАКИЕВА. В чем его успех?
Практика больших стран, в том числе СССР, показала, что люди, которые в прошлом обладали знаниями и умениями аппаратной борьбы, со временем обретают силу и побеждают политиков, специализирующихся на произнесении громких речей на митингах. Вспомним Иосифа Сталина. Его ведь соратники по партии считали личностью недалекой, однако он и Троцкого, и Бухарина, и Зиновьева очень быстро победил, заняв в стране лидирующие посты.
Почти по-сталински
В этом смысле Курманбека Бакиева можно сравнить с Иосифом Виссарионовичем. Он устранил с политической арены многих конкурентов, причем устранил не путем каких-то репрессий. Хотя после событий весны этого года в Бишкеке, когда шли демонстрации и митинги на проспекте Чуй, против их организаторов были заведены уголовные дела. То есть угроза репрессий была, и она, наверное, многих испугала, но Бакиев добился того, что с формально-юридической точки зрения население признало, что кыргызский парламент неоднократно нарушал нормы Конституции, произвольно менял регламент работы и тем самым дискредитировал себя в глазах избирателей.
Наверное, это правда, юридически они действительно нарушали Конституцию. По крайней мере, каких-либо серьезных выступлений в защиту парламента в период, предшествующий проведению референдума, не было.
Результаты референдума (даже если предположить, что они были сфальсифицированы и референдум явно проводился не совсем демократично), тем не менее, показали, что против проголосовало очень незначительное число граждан. Правда, для обсуждения Конституции отвели очень маленький срок. Абсолютно уверен в том, что процент граждан, которые удосужились прочитать и осмыслить проект Конституции, очень маленький, то есть абсолютное меньшинство населения. А Избирательный кодекс и вовсе прочли ничтожное количество людей, может, сотня-другая.
Бакиев очень удачно придумал вынести на референдум те правила, которые ему выгодны. Это отсутствие возможностей создать избирательные блоки – партии могут выдвигаться только самостоятельно. Это пятипроцентный избирательный барьер и переход на голосование по партийным спискам. В принципе последнее – это шаг вперед в практике Кыргызстана, потому что согласно прежним порядкам доминировала либо тотальная мажоритарная избирательная система либо ее отдельные элементы. Однако сейчас это означает, что при явной победе пропрезидентских сил и доминировании административного ресурса те политики, которые желают попасть в парламент, вынуждены блокироваться в партию будущего победителя.
У оппозиции нет шансов
Кыргызская оппозиция в данный момент деморализована, она не сможет объединиться и составить серьезную конкуренцию пропрезидентским силам. Впрочем, результат выборов будет несколько иным, чем прогнозируют мои кыргызские коллеги, которые партии Бакиева отдают 80% голосов, а, значит, у оппозиционных сил не будет рычагов в парламенте для отстаивания своих решений.
Рискну предположить другой расклад. Скорее всего, президентская партия наберет половину голосов избирателей. Остальные могут достаться оппозиции, но при условии, что Бакиев и его окружение ограничатся созданием только одной пропрезидентской партии. Но ведь они могут провести избирательную кампанию более грамотно и не класть яйца в одну корзину. Тогда под знаменем президента появится еще одна структура, созданная, например, из партии «Содружество», которая ранее претендовала на этот статус. Пройдя в парламент, несколько пропрезидентских сил в совокупности будут доминировать над оппозицией.
Бюрократ важней, чем политик
Населению Кыргызии надоели шатания в политике и экономике, бесконечная смена приоритетов в конституционном строительстве. Оно уже готово проголосовать за любого, кто пообещает им стабильность. А Бакиев именно это и предлагает, говоря: «Кыргызия устала от митингов, давайте заниматься делом». Это типичное высказывание бюрократа, который считает, что он важней, чем все политики, вместе взятые, что именно он обладает монополией на истину и что именно ему должны принадлежать бразды правления.
Очевидно, что в условиях нового избирательного законодательства часть партий умрет естественным путем. Да так было бы и правильно, потому что политической системе чрезвычайно трудно развиваться и совершенствоваться в условиях запредельной многопартийности, когда в стране существуют больше ста партий. К тому же многие из них – это группы немногочисленных единомышленников, объединившихся вокруг лидера. Но и для такого процесса естественного ухода с политической арены необходимо время – год, два, может быть, и больше, но никак не месяц.
Сейчас, в период избирательной кампании, новая политическая структура, влияющая на партийный расклад в Кыргызии, быстро возникнуть не может. Вот это на руку Бакиеву и его власти.
Победа предопределена?
Кыргызия не может стать аналогом тому же Казахстану или Узбекистану в короткий промежуток времени, как бы этого ни хотел Курманбек Бакиев. Все-таки в период распада СССР там были привиты такие либеральные ценности, как свобода мысли и свобода средств массовой информации. Население легко и быстро не откажется от них в пользу жесткой и авторитарной власти.
К тому же экономическая обстановка в стране такова, что никакого чуда ждать не приходится, да власти и не могут его предложить. Они будут заимствовать, тем более что появились неплохие возможности занять у Китая, России. Инвестиции пойдут в гидроэнергетику, где срок окупаемости достаточно большой. Население в короткий период времени не получит ощутимого роста своего благополучия от того, что заемные или инвестиционные деньги придут в экономику Кыргызии. Никакого экономического рывка в стране не будет. Люди поймут, что их в очередной раз обманули, обещая стабилизацию и успокоение через принятие нового варианта конституционного устройства. К тому моменту появятся новые политические лидеры или старые поймут свои ошибки и сумеют выйти из кризиса.
Возможен ли новый этап политического противостояния? Курманбек Бакиев не тот лидер, который усидит в своем кресле так же долго, как находятся на президентских постах Нурсултан Назарбаев или Ислам Каримов, потому что ему не удастся подмять под себя все республику. Кыргызия отличается от соседей по многим параметрам – региональному «раздраю» на север и юг, экономической бедности, привычке населения говорить то, что оно считает нужным. В ней авторитаризм в жесткой форме вряд ли утвердится.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |