Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.11.2007. Общественный рейтинг (Киргизия)
Елена Щукина
Ну, это ненадолго. С духовным вакуумом и разбродом покончено. Решено преподавать в школах ислам, а выпускников медресе уравнять с выпускниками других учебных заведений. Что касается медресе, это, конечно, дело нужное. Вот только почему именно медресе? Аналогичное решение было принято всего несколько дней назад в России. Но там оно коснулось всех религиозных образовательных учреждений: медресе, семинарий, теологических колледжей и институтов. Их выпускникам было решено выдавать дипломы единого государственного образца, как и окончившим светские вузы.
Ну, и наконец-то! А то бедные священнослужители и сами не знали, к чему приравнивается их диплом: то ли к институту, то ли к техникуму, а то, может, и вовсе к ПТУ? При большом объеме программ и долгом сроке обучения образование считалось средне-специальным. Итак, в элитном порядке (несмотря на имеющуюся в нашей стране семинарию и несколько учебных заведений теологического толка) выпускники медресе получат дипломы единого образца. И сразу же трудоустроятся – религию преподавать. Причем не общий курс истории мировых религий, а именно основы ислама. И все это аккурат меньше чем через месяц после принятия новой Конституции, гарантировавшей нашим гражданам право исповедовать любую религию или придерживаться атеистических взглядов. Не успели оглянуться, как началась исламизация детей и подростков.
По мнению доктора политологии исламских исследований Мадридского университета и эксперта института стратегического анализа и прогноза КРСУ Кадыра Маликова, а также сотрудников комиссии по делам религий при правительстве КР, эта мера необходима. Во-первых, привьет школьникам вечные ценности. Во-вторых, поможет молодежи избежать вредоносного влияния экстремистских течений вроде Хизб-ут-Тахрира.
ПРИЗРАК ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Идея прекрасна в своей идеалистичности, а значит, возможна. Это уже пытались делать не одну тысячу лет. Все внушали – не убий, не укради. Некоторые особо циничные правители откровенно признавали, что религия необходима толпе в качестве сдерживающего фактора. И что же? Фактор этот не работал. Тюрьмы всегда были переполнены разбойниками, убийцами, насильниками, ворами и относительно честными мошенниками. Палачи в Европе не успевали рубить головы и затягивать петли на шее, а в Азии – сажать на кол. Все бандиты, уголовники царской России прошли через церковно-приходскую школу. Революционеры, а также солдаты и офицеры, зверствовавшие в революцию и гражданскую за белых, красных и черных, учили закон Божий в гимназиях и все тех же церковно-приходских школах. Ну, и сильно им это помогло? Вечные ценности развеялись как дым, лишь повод подвернулся.
Основатель самого жесткого революционного террора, построивший государство, которым управлял на животном страхе, Иосиф Джугашвили, был семинаристом. И в конце концов, семинария ему так осточертела вместе с верой, что он прогнал через церковь стадо свиней. Он стал осуществлять собственные цели - захватил власть над 1/6 частью суши. Выученный в детстве закон Божий его не остановил.
Одна из причин, почему люди так легко пренебрегают идеями добра и света, что испокон веков вдалбливают священнослужители разного толка, состоит в том, что сами эти священнослужители нарушают собственные заповеди. Это происходит во всех религиях, с редкостной закономерностью. Можно сколько угодно повторять "делай так, как говорит молдо, не делай так, как он делает", это ничего не изменит. Потому что легко выстроить простейшую логическую цепочку: "если высшие силы его не покарали, то и мне ничего не будет. Их либо нет, либо им на все наплевать. Иначе они бы точно отыгрались на своем слуге – чтобы не позорил".
А дальше в лучшем случае просто благополучно забудут оглядываться на Господа. В худшем - станут использовать его имя для достижения собственной выгоды, откровенно и беззастенчиво. Благо, и церковь, и мечеть всегда были верным источником дохода.
Разумеется, есть люди, которые изначально мистически настроены, чувствуют присутствие высших сил в своей жизни, чувствуют, что их ведут, нуждаются в чьем-то руководстве, братской и отеческой поддержке, защищенности от тягот жизни. Для них вера – поддержка и опора. Но они и сами ее найдут, обучать не надо. Они будут ее держаться, и будут искать истину - то есть стремиться к наиболее "чистому источнику", а в конце концов попадут в тоталитарную секту. Но таких людей всего лишь 25% от общего числа. Они называются гипнабельными, повышенно внушаемыми. Остальных "промывка мозгов" даже с детского возраста не изменит. Они, прежде всего, будут стремиться к собственному благу, если понадобится, то и за счет других.
ЕДИНАЯ ВЕРА, ЕДИНАЯ ДЕРЖАВА
Иногда религиозное обучение – признак тонкой политики, людей старательно группируют вокруг единой религии, чтобы сплотить государство. Такую позицию сейчас занимает Россия. Вряд ли от невежества, скорее всего, целенаправленно, представители Русской православной церкви (РПЦ) пытаются изобразить из дореволюционной России ангельский остров, где все друг друга любили, подчинялись царю, ходили молиться в единую православную церковь. А потом пришли евреи….
На самом деле ничего этого не было. Не было "Святой православной Руси". Была Русь разбойничья, крестьянская, купеческая и барская. И у всех были свои "заморочки". И не было единения народа вокруг РПЦ. В России тех времен действовало множество сект. По данным середины 19-го века, 10 миллионов россиян относились к различным ветвям старообрядчества: поповцам, беспоповцам, спасову согласию, федосеевцам, бегунам, некрасовцам, поморцам и т.д. Еще 110 тысяч было молокан, еще столько же духоборов, примерно 50 тысяч хлыстов и несколько десятков тысяч скопцов…. И это несмотря на жесточайшее преследование со стороны правительства – за переход "законного" православного в старообрядчество ему грозила ссылка в Сибирь с полным поражением в правах и лишением имущества. Но никого это не останавливало. В те же скопцы солдаты с офицерами переходили целыми ротами. Это ж представить – рота кастратов! А мы еще жалуемся на засилье "импортных" религиозных движений. Еще вопрос, что хуже – современная Церковь Иисуса Христа или национальные скопцы. ЦИХовцы хоть никого не калечат.
Идеализировав, не поморщившись, жизнь прадедов, сейчас в России пытаются вновь объединить народ вокруг религии. Для этого ввели в школах "историю религии", которую многие недовольные называют "историей православия". Ввели тоже в смутной надежде, что батюшка привьет ученикам вечные ценности. И что же? 1-го сентября этого года в одном из поселков ставропольской области в школе произошла драка, несколько учеников жестоко избили одного пацаненка. А причина в том, что перед уроками пришел в школу батюшка с крестом, провел молебен, и этот самый пацаненок, сын протестантского пастора, не стал в нем участвовать – не крестился, молитвы не повторял. Вот за это его и побили. Он попал в больницу, папа-пастор подал в суд и на школу, и на батюшку. То есть, мало свар между учениками из-за достатка, шмоток и физической силы. Теперь уже из-за веры конфликты начались. Неужто мы лучше?
У нас может быть и похуже – школа может вполне стать ареной подготовки будущих ваххабитов. Это официально в ней будут преподавать официальный ислам. Но ведь учитель, где бы там его ни готовили, может поменять взгляды или просто до поступления на работу их скрывать. А проконтролировать, что он говорит в классе, и что он скажет дома, пригласив избранных учеников для беседы – невозможно. Реально будет так, как он договорится с директором. И начнут выпускники строить исламский халифат… Очередная бесплодная попытка.
Невозможно построить идеальное государство на основах веры, принуждая к праведности. Можно пытаться, можно забросать весь город листовками, можно долго гулять в поясе шахида. Ничего не выйдет. Уже пытались не раз, и ничего никогда не выходило. Последнюю попытку многие еще помнят – построение идеального человеческого общества на основе морального кодекса строителя коммунизма. Ничего не вышло, кроме гигантской декорации – спереди первомайская демонстрация, сзади – ГУЛАГ.
ВОПРОС О ВЛАСТИ
У нас за последние годы прижился миф, что религия – учитель нравственности. Хотя это два независимых понятия, например, можно быть нравственным атеистом, и вполне успешно. На редкость аморальным верующим – тоже.
Религия – это неформальная (сейчас) властная структура, которая стремится по возможности более обширно контролировать жизнь людей согласно собственным нормам. А люди стараются этого по возможности избежать, особенно когда начинают круто завинчивать гайки. И либо переходят в другую веру или течение, либо сводят контакты до минимума. Действует вечное коромысло - религиозные деятели стараются охватить своим влиянием как можно больше общественных сфер, верующие – этого избежать, выделить себе свободную зону. Пример - европейские дискотеки в частных домах богачей в Иране.
Собственно, поэтому невозможно создать единую веру, чтобы она не разбилась на множество течений, в том числе подпольных. Происходит то же самое, что с единым государством. Внутри него начинают действовать центробежные силы, возникают автономные группы, которых что-то не устраивает, и они хотят это поменять, затем эти группы отпочковываются.
Сейчас религия может контролировать следующие жизненные моменты - похороны, брак, финансы, сексуальные отношения, отношения между детьми и родителями, опосредованно – политику, частично – развлечения и моду. Лет 100-200 назад власть у нее была реальная – религиозное руководство могло приговорить к смертной казни или тюремному заключению. И это вовсе не гарантировало благополучную жизнь населения. Наоборот, были те же самые проблемы, что и сейчас, а уровень жизни был значительно ниже. Коррупция, ошибки и злоупотребления свойственны любой властной структуре, в том числе и религиозной. То есть, положение граждан ни в чем автоматически не улучшится, если вместо гражданского судопроизводства станет действовать шариат. Нет гарантий, что не ухудшится.
А мы потихоньку придем к шариату и парандже, если будем продолжать ту же политику, что и сейчас. У нас построено множество мечетей. В них кто-то должен служить, а самое главное – кто-то должен туда ходить. И чтобы они не пустовали, необходим урок основ ислама в школах. Обычное внедрение идеологии – сначала постройки, потом идеи, затем законы. Кто это финансирует, тому это и выгодно. Цель – медленная колонизация Кыргызстана арабскими странами и использование территории для военного плацдарма. Законный вопрос – через 5 лет мы еще будем жить в светском государстве?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |