Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.11.2007. ИА 24.kg
"Наши элиты придут к консенсусу. Потому что южане, которые сейчас доминируют в отличие от северян, умеют торговаться, и для сохранения власти могут пожертвовать любой должностью."Политолог Марс Сариев, сравнив политику с театральным искусством, рассказал ИА 24.kg, используя временные формы русского глагола, о прошедшей моде на хватательные рефлексы, новых образцах для подражания и отсутствии пророка в своем отечестве.
Будущее
Вряд ли Кыргызстан сейчас ожидают глубокие потрясения, какие, например, пророчатся Грузии. Наши элиты придут к консенсусу. Потому что южане, которые сейчас доминируют в отличие от северян, умеют торговаться, и для сохранения власти могут пожертвовать любой должностью. Многие аналитики говорили, что продовольственный кризис скажется на политической обстановке, и народ поднимется. Но этого не произошло. Люди очень быстро разобрались в ситуации.
Для азиатов концептуальные вещи не очень важны. У нас нет комплекса вины перед Богом. Есть институт совести, то есть "мне стыдно перед моими родственниками, перед моим кланом, а перед другими людьми – нет". Поэтому политическую борьбу в Кыргызстане нельзя назвать концептуальной. Игроки могут быстро поменять окраску, что шокирует европейцев, у которых это просто не укладывается в голове.
Настоящее
Приход Курманбека Бакиева и южан к власти исторически оправдан, и это позитивная тенденция. В сознании кыргызов до сих пор остались родоплеменные отношения. У нас не было единого хана, который управлял всеми племенами, а действовала военная демократия и происходила постоянная ротация руководства. Поэтому на юге страны и возникло напряжение, которое исчезло с приходом Бакиева.
Сейчас он находится в очень интересной ситуации. Будучи южанином, сидит на севере. Грубую аналогию можно провести со Сталиным. Он, грузин, сидел в Москве и был вынужден, чтобы сохранить власть, быть более русским, чем основная масса россиян. То же самое происходит и с Бакиевым. Он вынужден выходить на общенациональную орбиту, иначе его ожидает участь Аскара Акаева. Это чувствуется: такие общественные деятели, как Топчубек Тургуналиев, начинают выступать оппозиционно по отношению к Бакиеву.
Последнее заявление Женишбека Назаралиева – это новый виток развития страны. Власть - она всегда власть, и у нее своя логика. Но ей требуются хорошие оппоненты. Не молчаливые, которые просто с ней во всем соглашаются, а такие, которые могут противостоять ей, как Назаралиев. Он не так жестко завязан на бизнесе, и на него сложнее воздействовать.
Сейчас в Кыргызстане происходит смена систем и носителей образцов поведения. Простые хватательные рефлексы, которые доминировали прежде, уже не в моде. У нас уже появились свои Саввы Морозовы. Те, кто накопил первоначальный капитал, поворачиваются к культуре.
Последние выборы в Жогорку Кенеш при Аскаре Акаеве – это укрепление кланов. А сейчас все произойдет по партийной системе. Кланы начнут размываться, потому что все понимают, что надо работать головой и рождать новые идеи. Очень важно, чтобы сейчас не произошло смыкания на мононациональной основе. Потому что если нацменьшинства останутся за бортом, они всегда будут оппозиционны к власти и станут дестабилизирующим элементом.
Мне кажется, что Курманбек Бакиев осознанно пошел на это. Дело в том, что северяне в какой-то степени нигилисты. А южане, хотя они и провинциалы, являются носителями национальной идеи. Они мобильнее в этом плане, тем более что их постоянно подстегивало давление со стороны Узбекистана. Южане понимают, что выхода нет: либо Бакиев выйдет на общенациональный уровень, либо начнется грызня элит и президента съест его же окружение. Кстати, северным кланам очень важно, чтобы вокруг Бакиева сконцентрировалась южная элита. Когда она достигнет 100-процентной чистоты, наступит конец.
Другое дело, что режиссура здесь присутствует. Не только у Бакиева, но даже у Женишбека Назаралиева. Он говорит очень мощные вещи. И здесь есть одна опасность. Если ты управленец и на тебя работают наемные режиссеры, сценаристы и осветители, то все равно их необходимо контролировать. В этой ситуации главное лицо может попасть в зависимую ситуацию. Бакиев – это игрок, он под софитами. Журналисты – осветители. Меня интересует, кто драматург? Я могу только предполагать. Автора текста можно узнать по почерку. То же самое и в политике. Уровень Курманбека Бакиева позволяет предположить, что он не является автором, который моделирует происходящее в стране.
Прошлое
Фактически получается, что кыргызскую государственность развивают люди, может быть, несколько далекие от нее. Нельзя думать, что прежде кыргызы сами моделировали свою историю. Прежде тоже были примеры. Без технологов извне, конечно, не обошлось. В нашем отечестве опять нет пророка.
У Шекспира есть хорошая фраза: "Порвалась связь времен". В XX веке кыргызы претерпели два мощнейших удара – восстание 1916 года, когда, по данным царских военных, погибла половина населения, причем лучшая его часть, и был подорван генофонд нации. Второй удар – это переход кочевого народа к оседлости - мощнейшая ломка многовековой психологии.
Советская власть была хорошо воспринята кыргызами, потому что к приходу русских здесь сложилось раннефеодальное демократичное общество и не было бюрократического аппарата. После 1937 года появилось новое поколение управленцев. Резкий скачок в социализм, идеи всемирного равенства и братства хорошо легли на кыргызскую почву и законсервировали развитие общества. Кыргызская элита в основном училась на дотации Москвы, но управленцев-политиков не было, потому что республике следовало просто придерживаться линии центра.
После распада Советского Союза у "кормушки" вдруг оказались партократы, которые практически не были способны принимать концептуальные управленческие решения. Потому что они были воспитаны иначе. Были отдельные личности, но они не делали погоды. Тем более что психология кочевого народа - это психология выживания.
Курманбек Бакиев как модернизатор вряд ли лучше Аскара Акаева. Но он более технологичен, осмотрителен, и у него сильнее развита управленческая жилка. Кроме того, он очень грамотно обходится с оппонентами, привлекая их во власть. То, что он сейчас делает, – это рывок вперед. Бакиев понимает, что у кыргызов очень важно остаться в истории. У нас есть пословица: "Либо гори, либо вовсе не живи".
Новая элита уже на подходе. С одной стороны, она хорошо подкована, технична, ее представители владеют несколькими языками, но с другой - это сервис-элита. У них нет черт, которые бы показывали, что они умеют концептуально мыслить. Они будут просто мальчиками и девочками, обслуживающими иностранные компании.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |