Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Таджикский премьер: кто следующий?

22.11.2007. Аsia-Plus (Таджикистан)

Ольга Тутубалина, Умед Бабаханов

Уже в этом году премьер-министр Таджикистана Акил Акилов может уйти на заслуженную пенсию. Кто сменит его на этом ключевом для страны посту? Какими качествами должен обладать новый премьер Таджикистана?

Что думают эксперты

Нурали ДАВЛАТ, политолог:

- ОБЫЧНО, при выборе кандидатов на должности в правительство страны, руководство республики не в последнюю очередь учитывает регион, местность. Лично я думаю, что это не так важно. Премьер-министр должен знать мировую экономику, тенденции. Должен четко понимать, чего именно хотят от Таджикистана мировые державы. Но в первую очередь, премьер должен быть хорошим хозяйственником, при котором будут приниматься экономические программы не на один-два года, а минимум на пятилетку. Этот человек должен быть профессиональным менеджером, должен обладать новым видением. Этот человек должен походить на Юрия Лужкова - меньше политики, больше практических хозяйственных дел. Но в то же время новый премьер должен обладать намного большими полномочиями, чем предыдущие премьеры. По моему мнению, более или менее этим требованиям соответствуют первый вице-премьер Асадулло Гуломов и председатель Госкомитета по инвестициям и управлению госимуществом Шариф Рахимзода.

Ходжи Акбар ТУРАДЖОНЗОДА, член Маджлиси Милли:

- НА должности премьера должен остаться Акил Акилов. Я не знаю никого другого, кто бы смог справиться с этой работой лучше, чем он. Акилов очень трудолюбивый - работает по 17-18 часов в сутки, честный и порядочный человек. Сейчас никто другой на его месте ничего большего сделать не сможет.

Рашид Гани АБДУЛЛО, политолог:

- В СТРАНЕ должны сложиться предпосылки, которые помогли бы ей обеспечить некий прорыв в экономическом развитии, обеспечить успех в решении социальных проблем. Решение этих задач зависит от того, сможет ли правительство обеспечить переход управления экономикой в контексте становления рыночных отношений. В республике до сих пор существует некое противоречие, когда экономика фактически развивается на рыночной основе, а руководство этим процессом во многом базируется на методах и принципах, доставшихся нам от советских времен. Нам необходимо привести в соответствие эти процессы. Следовательно, будущий премьер-министр должен быть абсолютным рыночником. Он должен быть вооружен необходимыми концепциями, знаниями, разбираться в экономике с позиции рыночника.

В идеале таким премьером может быть человек, чьи взгляды на развитие экономики и чье становление как личности происходило уже в годы независимости. Есть прекрасный опыт Казахстана, где процесс выдвижения молодых людей на руководящие посты уже неоднократно оправдывал себя. Кстати их премьеру, насколько я знаю, 40 лет. На сегодняшний день я не вижу достойного кандидата. Возможно, первое время на посту премьера будет находиться переходная фигура. Ею может стать кто угодно, например, Косым Косымов или нынешний председатель Согда Кохир Расулзода…

Рустам ХАЙДАРОВ, социолог:

- Я ДУМАЮ, что будущий премьер, прежде всего, должен быть хорошим менеджером, иметь опыт управленческой работы. Конечно, хотелось бы, чтобы это был молодой и энергичный человек - от 35 до 50 лет. Он должен обязательно знать английский язык. Это главные требования. Последние премьер-министры Таджикистана выбирались с учетом регионального баланса. Я думаю, что делать это не обязательно, главное - это профессиональные и личностные качества кандидата. Лично я бы на эту должность предложил назначить женщину. Считаю, что республика от этого только выиграет, и в международном сообществе это даст положительный резонанс. Хотелось бы видеть в качестве премьера Хайринисо Мавлонову. В истории Центральной Азии это был бы интересный опыт.

Абдулло Хаким РОХНАМО, политолог:

- ПРЕМЬЕР-министра нужно назначать вне зависимости от его региональной принадлежности. Нужно отходить от искусственного "баланса регионов". Вообще, уже давно назрела необходимость переосмыслить роль премьер-министра. Это должен быть человек, реально ответственный за экономический блок. Мы должны знать, с кого спрашивать за экономику страны. Сейчас мы этого не знаем. У нового премьера должны быть также расширены полномочия. Как и прежде, я уверен, что этот пост достоин занимать Асадулло Гуломов.

Новый премьер - рыночник с "правильной географией"

ИТАК, большинство опрошенных нами экспертов сходятся во мнении, что новый премьер-министр республики должен быть: а) сильным хозяйственником, б) экономистом-рыночником, в) не иметь политических амбиций. Часть экспертов считает также, что пришло время отказаться от пресловутого "географического принципа" при выдвижении на ключевые посты в Таджикистане. Уверены, что, в конце концов, мы придем к этому - сама жизнь требует оценивать и выдвигать людей не по местническому принципу, а по деловым качествам. Однако сейчас глава государства вряд ли пойдет на то, чтобы нарушить пресловутый "баланс регионов" в структурах власти. Следовательно, новым премьер-министром будет представитель Согдийской области.

Это обстоятельство резко сужает список потенциальных кандидатов. Сразу отпадают, в частности, кандидатуры А. Гуломова и Ш. Рахимзода. Хотя первый вице-премьер Гуломов за последние 3-4 года показал себя энергичным хозяйственником, которому президент поручает контролировать самые сложные инвестиционные проекты, а Шариф Рахимзод - грамотный финансист, имеющий богатый опыт дипломатической работы…

Остаются "согдийцы". Еще в начале года, по слухам, самой вероятной кандидатурой на премьерское кресло считался экс-глава области К. Косымов. Нынешний глава Согдийского филиала НДПТ мог стать премьер-министром по двум показателям: географической принадлежности и преданности президенту, которую он всегда открыто демонстрировал. Плюс молодость, опыт хозяйственника и предпринимателя. Однако позже ситуация изменилась. Говорят, в начале года Косымов имел смелость отказаться от предложенного ему поста премьер-министра. А такие предложения обычно дважды не делаются…

Одним из кандидатов сегодня называют и министра экономического развития и торговли страны Гулома Бобозода. 50-летний министр уже много лет является одной из ключевых фигур в экономической команде таджикского правительства. Все его плюсы и минусы уже давно изучил президент. По мнению экспертов, он хорошо знает макроэкономику, имеет большой опыт руководящей работы в госструктурах, но мало практического опыта хозяйственника.

Вполне подходит по вышеназванным параметрам на премьерскую должность и нынешний глава Согда Кохир Расулзода. Он работал в центральном правительстве, имеет репутацию грамотного и энергичного управленца.

Еще один потенциальный кандидат в премьеры - Шухрат Султанов, таджикский посол в Турции. Он относительно молод, имеет стаж комсомольской и партийной оргработы, тесно работал с главой государства в свою бытность руководителем президентской администрации.

Кандидат из бизнеса? Почему нет.

ВПРОЧЕМ, не исключено, что будущего премьер-министра Таджикистана следует искать вовсе не в номенклатурном списке. Ведь был уже прецедент, когда глава государства в феврале 1996 года неожиданно назначил на этот пост мало кому известного тогда промышленника и предпринимателя Яхье Азимова, директора и владельца Кайраккумского коврового комбината. И, кстати, именно при Азимове в республике тогда начали создаваться первые дехканские хозяйства, было покончено с дефицитом хлеба, а экономика страны начала постепенно выходить из затяжного кризиса.

Если на нынешнем этапе стране нужны практики-бизнесмены, они есть у нас! Назовем лишь несколько имен крупных и успешных таджикских предпринимателей-менеджеров, абстрагируясь от "географии": Хасан Саъдуллаев (Ориенбанк), Ниезмурод Саидмуродов (Агроинвестбанк), Нурулло Усманов (группа компаний "Нур"), Джамшед Абулов (ФПК "Олими Каримзод"), Шералишо Кабиров ("Талко"), Бехзод Файзуллаев ("Вавилон") и многие другие.

Таджикские предприниматели имеют два важнейших преимущества перед "чиновниками-теоретиками". Во-первых, они уже построили собственный бизнес и знают все "пружинки" экономики изнутри, они точно знают, что мешает развиваться частному бизнесу в нашей стране. Во-вторых, в отличие от чиновников, которые обычно во всем покорно соглашаются с главой государства из опасений потерять работу, бизнесмены не побоятся отстаивать свою точку зрения - в конце концов, они всегда могут вернуться в свой бизнес.

Впрочем, все это лишь наши предположения. Окончательное решение примет, естественно, сам президент. Помните, совсем недавно в России тоже много было прогнозов по персоне нового премьера. В результате не угадал никто - Путин сделал ставку на совершенно незаметного Зубкова. Не исключено, что и президент Рахмон удивит нас нестандартным решением.

Кто был

ЗА годы независимости в республике сменилось шесть премьер-министров. Первым премьером независимого Таджикистана (с 9 января по 21 сентября 1992 г.) был Акбар Мирзоев. На этот пост его "посадил" президент Рахмон Набиев. По словам профессора Ибрагима Усманова, это был премьер, который ничего не решал. "Но винить его в бездействии нельзя, - говорит И. Усманов. - Срок его премьерства выпал, пожалуй, на самый тяжелый период нашей новейшей истории. Тогда не только он, тогда и сам президент работать не мог…".

Абдумалик Абдуллоджанов был премьер-министром Таджикистана с 21 сентября 1992 по 18 декабря 1993 г. Считался одним из самых богатых людей Таджикистана. После отставки с поста премьера был послом РТ в России. В 1994 году выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах. После поражения его отношения с президентом окончательно испортились, и Абдуллоджанов покинул страну. В 1998 году был обвинен в попытке госпереворота. По некоторым данным, проживает в США.

Абдужалил Самадов занимал пост премьера ровно год - с 18 декабря 1993 по 2 декабря 94-го. Прошел путь от научного сотрудника Института экономики АН Таджикской ССР до завотделом НИИ экономики и экономико-математических методов планирования Госплана Таджикской ССР. С 1990 по 1993 гг. - зампредседателя Совета Министров Таджикистана. Он тихо умер в 2004 году.

Год с небольшим (02.12.1994-08.02.1996) кресло премьера занимал ученый-экономист Джамшед Каримов. Именно в его период функции премьер-министра по новой Конституции были резко ограничены. Отслужив всего год, Дж. Каримов был отправлен послом в Китай.

Яхье Азимов стал первым премьер-министром Таджикистана, который продержался на своем посту несколько лет - с февраля 1996 по декабрь 99-го. Бывший директор Кайраккумского комбината, производственник, бизнесмен. В период его премьерства страна начала выходить из экономического кризиса. По мнению экспертов, успех Азимова заключался главным образом в его предпринимательском опыте.

Действующий премьер-министр Акил Акилов, вопреки пессимистичным прогнозам, побил все рекорды пребывания на этом посту - он является "первым министром" в правительстве уже целых 8 лет. Причина долголетия господина Акилова, по мнению экспертов, - полное отсутствие у него политических амбиций и собственных бизнес-интересов. Он прошел все ступеньки партийной карьеры, долгие годы работал в ЦК Компартии Таджикистана. В 1993-1999 гг. - министр строительства, заместитель премьер-министра республики, первый зампред Ленинабадской области. Премьер-министр с 1999 года. Награжден орденами Исмоила Сомони первой степени, "Знак Почета", медалью "За трудовое отличие".

Кто мог бы стать

Косым КОСЫМОВ (1964 г.р.)

В 1986 году окончил агрономический факультет Таджикского сельскохозяйственного института. С 1986 по 1989 годы - агротехник, агроном-энтомолог колхоза 40-лет Октября Ходжентского района (ныне хозяйство имени Р.Набиева Бободжонгафуровского района). 2-й секретарь райкома комсомола. С 1992-1994 годы - председатель Совета Союза молодежи Ленинабадской области. С 1994 по 1996 годы - председатель Ходжентского района. С 1996-го - председатель Ленинабадской (с февраля 2000 г. - Согдийской) области. В 1995-2000гг. - народный депутат Маджлиси Оли, член Комитета по науке, образованию и молодежной политике. С 2000 года член ММ МО второго созыва - председатель Комитета по экономике и коммуникациям. Член ММ МО третьего созыва. 2 декабря 2006 г. освобожден от должности председателя области. Ныне - глава областной ячейки НДПТ.

Кохир РАСУЛЗОДА (1961г.р.)

РОДИЛСЯ в Бободжонгафуровском районе. Инженер-гидротехник. Кандидат технических наук. Трудовую деятельность начал в 1982 году в качестве техника-лаборанта лаборатории строительного объединения "Таджикирсовхозстрой" в Гафурове. Работал главным инженером, начальником ПМК-4, начальником производственного объединения "Таджикирсовхозстрой" (Худжанд). 2000-2006 г.г. - министр мелиорации и водного хозяйства. Заслуженный работник Таджикистана. С 27 февраля 2007 года - председатель Согдийской области.

Асадулло ГУЛОМОВ (1954 г.р.)

РОДИЛСЯ в Дангаринском районе. По специальности инженер-строитель. В 2005-ом закончил Академию госслужбы при президенте РФ. Трудовую деятельность начал в 1976 году мастером ПМК-13 треста "Кулябсельстрой". В 1995-2000гг. - первый зампредседателя строительной компании "Точиксохтмон", в 2000-2003 гг. - председатель Фрунзенского района г. Душанбе. С 2003г. - заместитель премьер-министра. Награжден орденом "Шараф" первой степени. Заслуженный работник Таджикистана.

Шариф РАХИМЗОДА (1959 г.р.)

ОКОНЧИЛ Таджикский государственный университет по специальности "финансы и кредит", в 1986 году - аспирантуру Государственной финансовой академии Москвы, Международные банковско-финансовые курсы в институтах Австрии, Великобритании, Сингапуре, США, Японии и Турции. Доктор экономических наук. 1989-1993г.г. работал на должностях начальника управления жилищно-социального банка, заместителем завотделом Внешнеэкономического банка, вице-президентом Внешэкономбанка. В 1993-2001 гг. - старший советник президента по социально-экономической политике, первый зампредседателя Нацбанка, председатель Госфинконтроля. В 2001-2006 гг. - посол в Королевстве Бельгия и Французской Республике, глава представительства РТ при Евроструктурах, Постоянный представитель РТ при ЮНЕСКО, НАТО. С 1 декабря 2006г. - председатель Госкомитета по инвестициям и управлению госимуществом.

Гулом БОБОЗОДА (1957 г.р.)

ОКОНЧИЛ Таджикский государственный университет по специальности "экономист". Кандидат экономических наук. Трудовую деятельность начал в 1979 году экономистом отдела местного бюджета бюджетного управления Минфина. Затем работал ассистентом, старшим преподавателем кафедры финансов и кредита университета. В 1990-1996гг. - главный специалист аппарата Госкомиссии Совета Министров республики, советник управления делами Президента РТ, первый заместитель министра финансов. В 1996-2002гг. - Госсоветник президента по экономической политике. В 2002-2006гг. - министр по госдоходам и сборам. Награжден орденом "Шараф". Ныне - министр экономического развития и торговли.

Шухрат СУЛТАНОВ (1951г.р.)

ОКОНЧИЛ Таджикский политехнический институт и Высшие дипломатические курсы МИД РФ. Инженер-электрик. Кандидат экономических наук. 1975-78г.г. - на комсомольской работе. 1978-81г.г. - инструктор, ответорганизатор, завсектором Поволжья ЦК ВЛКСМ. 1986-87г.г. - 1-й секретарь Центрального РК г. Душанбе. 1990-91г.г. - завотделом организационно-партийной и кадровой работы ЦК КПТ. 1999-2001г.г. - зампредседателя Исполкома исполнительного секретаря СНГ - директор департамента отраслевых программ и технических стандартов зоны свободной торговли. С 2 октября 2001 по декабрь 2003г. - руководитель исполнительного аппарата президента РТ. С 13 декабря 2003 - посол Таджикистана в Турции.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ