Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Российско-Приднестровский Информационно-Аналитический Центр,
21 октября 2002

После саммита – перспективы приднестровского урегулирования

7 октября в Кишиневе завершился саммит стран СНГ. Более 20-ти вопросов, связанных с укреплением экономического взаимодействия, борьбой с преступностью и совершенствованием организационной структуры СНГ, были вынесены для обсуждения.

Несмотря на то, что урегулирование приднестровского конфликта не фигурировало отдельным пунктом в повестке дня встречи на высшем уровне, обойти приднестровскую тематику полностью не удалось.

Все началось с самым ожидаемым прибытием российского президента. Владимир Путин сделал в аэропорту короткое заявление для прессы. Говоря о Приднестровье, он отметил: "Территориальная целостность Молдовы должна быть обеспечена, в этом направлении мы эффективно работаем и с Президентом Молдовы Владимиром Ворониным и с Президентом Украины Леонидом Кучмой. Как раз сейчас, когда летели в самолете, обсуждали с Леонидом Кучмой этот вопрос". Молдавским журналистам, специализирующимся на антитеррористической тематике и проявившим живой интерес, когда же Владимир Владимирович покончит с "террористическим режимом" в Приднестровье, российский президент ответил: "Я не считаю, что в Приднестровье террористическим режим".

В последующем вопрос урегулирования отношений Молдовы и Приднестровья затрагивался в ходе двусторонних встреч президента Молдовы со своими коллегами.

Серия бесед "с глазу на глаз" В. Воронина завершилась диалогом с президентом России. Естественно речь шла и о Приднестровье. Президент Молдовы проинформировал Владимира Путина об усилиях, предпринимаемых молдавской стороной для скорейшего решения приднестровской проблемы на основе проекта, предложенного ОБСЕ и посредниками в переговорном процессе между Кишиневом и Тирасполем. Это, говоря языком дипломатов. На самом деле разговор получился довольно жестким. И прежде всего, потому, что время показало - однозначная ставка Кремля на коммуниста В. Воронина, не оправдала себя. Настоящий президент Молдовы просто не контролирует ситуацию в стране, высасывая из России очередные подачки своими заверениями в вечной дружбе и стратегическом партнерстве. Поддержка молдавского президента в ликвидации Приднестровской Молдавской Республики и превращении Приднестровья в один из уездов Молдовы взамен на воронинские обещания о возрождении официального статуса русского языка и присоединении к Союзу России и Беларуси ничем неоправданная и необоснованная жертва с российской стороны. Это стало видно уже и не вооруженным взглядом.

Анализируя комментарии средств массовой информации по саммиту, можно прийти к выводу, что заметных перемен в решении приднестровского вопроса, так же как и других вынесенных для обсуждения, встреча в верхах не принесла.

Накануне саммита в официальной молдавской прессе постоянно мелькали намеки на то, что участники встречи, и прежде всего Россия, окажут давление на Тирасполь и сделают его более сговорчивым. На это и настраивал себя президент Молдовы. Однако все попытки В. Воронина втянуть участников встречи в обсуждение приднестровской проблемы и заручиться поддержкой своего видения решения этого вопроса потерпели неудачу. Что является вполне закономерным итогом продолжающихся односторонних попыток молдавского президента войти в историю в качестве "папы-объединителя земель молдавских". 

Вместе с тем саммит способствовал напряжению во взаимоотношениях между Кишиневом и Тирасполем. В очередной раз убеждаешься, что объединение по-кишиневски и создание единого государства, каким его видят в Тирасполе, суть разные и несовместимые вещи.

Об этом красноречиво свидетельствует заявление министра иностранных дел Молдовы И. Дудэу накануне саммита. Перечеркивая Киевские договоренности о возобновлении переговорного процесса без каких-либо предварительных условий, главный молдавский дипломат так видит продолжение молдаво-приднестровских переговоров: "Мы вновь настаиваем на совместном с Украиной контроле приднестровского участка молдавско-украинской границы. Граница Молдовы должна быть закрыта по периметру. Никакого возврата к старому, когда Приднестровье, живя обособленно, пользовалось таможенными печатями Молдовы, не может быть. В этом нас поддерживают и Россия, и ЕС, и США".

В пику молдаванам председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Григорий Маракуца заявил, что с представителями Тирасполя в преддверии встречи на высшем уровне Кишинев не счел необходимым и возможным хотя бы обговорить и согласовать повестку дня, чем в очередной раз нарушил Московский меморандум 1997 года, который предусматривает участие приднестровской стороны в обсуждении затрагивающих ее интересы внешнеполитических и внешнеэкономических вопросов. " В силу этого, - заявил Г.Маракуца, - Тирасполь будет выполнять лишь те решения и документы, в разработке и принятии которых он принимал участие".

То есть наметившийся диалог между Молдовой и Приднестровьем может быть отброшен к началу мая, когда возобновление переговорного процесса стороны обуславливали выполнением ряда условий, заведомо невыполнимых.

Продолжающиеся в Тираспольском офисе миссии ОБСЕ переговоры по урегулированию конфликта на Днестре все больше переходят в область переговоры ради самих переговоров.

 Безусловно, прервать переговоры ни Кишиневу ни Тирасполю уже не позволят "старшие товарищи". Тем более, что приглашенные Россией к совместному решению конфликтных ситуаций на территории бывшего Советского Союза Соединенные Штаты не любят затянувшихся противостояний и проявляют повышенный интерес к урегулированию конфликта. Но форсировать процесс тоже вряд ли получится. Дело здесь не только в том, что Кишинев видит Приднестровье только в качестве одного из своих уездов, а приднестровцы никогда не пойдут на ликвидацию своей государственности.

Предложенный ОБСЕ проект федерализации Молдавии расколол республику - от поддержки и одобрения, до полного непринятия. Для крайне шаткой внутриполитической ситуации в Молдове это еще один повод лишиться равновесия, за потерей которого стоит исчезновение Молдовы как государства.

В таких условиях предпринимать попытку пересмотра Основного Закона (Конституции) Молдовы в целях его приведения в соответствие к новым - федеративным нормам, смерти подобно. До консолидации молдавского общества или хотя бы достижения какого-либо согласия по вопросу будущего государственного устройства говорить о реальном продвижении вперед в приднестровском урегулировании едва ли стоит.

Поэтому, переговорный процесс, вероятнее всего, в ближайшее время будет продолжаться исключительно ради самих переговоров. Стороны будут искать любые причины для переноса заседаний, будут цепляться за каждое слово, запятую, не рассматривая по существу предложенный проект федерализации.

Значит жить придется с блуждающей Молдовой, не определившей для себя ни внешне-, ни внутриполитических ориентиров, руководство которой не способно контролировать ситуацию в республике, и с непризнанным Приднестровьем.

Так может стоит сменить батарейки?

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ