Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
13.12.2007, «Радио России»
В Минске должно пройти совещание Высшего государственного совета Союзного государства Россия – Белоруссия. Госсекретарь Союзного государства Павел Павлович Бородин тут намедни обмолвился, что даже бомжам понятно, почему так трудно и со скрипом идет объединение. Ну бомжам, наверное, и понятно, а вот нашим слушателям – наверняка, не всем. Сегодня мы будем в этом вопросе разбираться. Заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин – желанная персона в нашей студии.
- Владимир Леонидович, обычно неудачи интеграции, объединения списывают на особенности характера белорусского лидера батьки Лукашенко. Но, может быть, есть некоторые объективные причины… Например, неготовность российских и белорусских элит и даже общества к тому, чтобы сближаться окончательно и бесповоротно. Как вы считаете?
Жарихин: Во-первых, я скажу, что характер наблюдается и у нашего президента. Бесхарактерный человек вообще не может быть лидером державы. Но дело тут не в характерах, обижаться на которые неправильно. Здесь мы наблюдаем целый комплекс проблем. Ведь создание единого государства из двух – это всегда очень сложный процесс. Объективно очень сложно сформировать принцип принятия решений в едином государстве между большой Россией и не большой, но гордой Украиной.
У нас любят обвинять белорусскую политическую элиту. Но обвинять ее не за что. Любая политическая элита добровольно и с радостью какие-либо свои полномочия отдавать не хочет и не будет. Важно учитывать сильную политическую волю со стороны населения – раз, со стороны лидеров страны – два.
- Избрание союзного парламента, без которого дальнейшая политическая интеграция просто невозможна, приведет к тому, что наши депутаты будут чувствовать себя людьми уже не того первого сорта, каким они себя чувствуют. Я правильно говорю?
Жарихин: Конечно! Российские депутаты затратили столько сил, чтобы стать депутатами, и вдруг над ними появится парламент более высокого уровня. Аналогичная ситуация в Белоруссии. К тому же в данном вопросе не хватает гласности при обсуждении всех этих вещей. Преодолевать естественный эгоизм политических элит можно только за счет публичности процесса. Любой посол или таможенный чиновник в Белоруссии и России задумывается, кем и где он будет работать «после»… И пока публично не объявят, что, мол, «не беспокойтесь, каждому из вас найдется «здесь» место», будет продолжаться скрытое сопротивление. Это конфликт идеалов и интересов.
- А как конкретно проявляются нынешние взаимоотношения двух государств без политической интеграции, скажем, в торговой экономической сфере?
Жарихин: Нормально. Другое дело, что все возможности чисто экономической интеграции между Россией и Белоруссией практически выбраны. А дальнейшие шаги должны неминуемо идти через элементы политической интеграции.
Потом, что-то надо делать с нашими границами. На семи ветрах страны СНГ существовать не могут. Это приводит к тому, что без границ странам тяжело бороться с преступностью. Тот же Евросоюз, те же США ужесточают возможности для миграции из стран Азии, дальнего зарубежья, из Африки. Весь этот поток может хлынуть к нам, а Россия к этому не готова.
Еще одна причина: нужна площадка для торга, при этом публичная, чтобы политические элиты имели почву, на которой можно найти взаимный баланс (кто в общую копилку сколько делегирует, и так далее)
Блиц:
- Для политолога важно умение читать между строк. Вам всегда это удается?
Жарихин: Всегда, кроме случаев, когда я читаю выступление нашего президента
- Без какого блюда вы не представляете себе новогоднего застолья?
Жарихин: Я представляю другое – без шампанского.
- Где вы собираетесь встречать Новый 2008 год?
Жарихин: Честно скажу, в Индийском океане.
Досье
Жарихин Владимир Леонидович – заместитель директора Института стран СНГ.
Родился в 1948 году в городе Кронштадте. Окончил в 1972 году Московский химико-технологический институт им. Менделеева.
Долгое время работал во Всесоюзном НИИ неорганических материалов, занимаясь исследованиями в области ядерных технологий. В конце 80 годов занялся другими технологиями – избирательными, став исполнительным директором Центра прикладных избирательных технологий. Помимо работы в Институте стран СНГ занимает пост заместителя председателя Межрегионального фонда президентских программ.
Политолог. Автор многих статей и публикаций. Член Совета по национальной стратегии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |