Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Встреча без акта

10 - 17 декабря 2007. БР. Белорусы и рынок

Павлюк Быковский

Слух о планах подписать Конституционный акт и распределить полномочия в Союзном государстве в ходе визита 13-14 декабря в Минск президента России Владимира Путина взбудоражил общественность и был опровергнут на прошлой неделе.

Слух и его громогласное опровержение стали эффективным средством PR-раскрутки рядового заседания Высшего госсовета Союзного государства. 7 декабря радиостанция "Эхо Москвы" со ссылкой на "источники в окружении белорусского президента" сообщила, что во время предстоящего заседания Высшего госсовета будет подписан Конституционный акт, предоставляющий В. Путину пост президента Союзного государства, а A. Лукашенко — спикера союзного парламента.

"В Беларуси с удивлением восприняли эту невесть откуда взявшуюся "информацию". И так как она появилась в российских СМИ, то за комментариями рекомендую обращаться к российской стороне. Мы ее не подтверждаем", — сказал 7 декабря в интервью БЕЛТА руководитель пресс-службы президента Беларуси Павел Легкий, который находился в это время в Венесуэле.

Ранее в тот же день в беседе с корр. ИТАР-ТАСС неназванный "представитель кремлевской администрации" сравнил такие предположения "с фантазиями". "Данного вопроса в повестке дня российского президента просто нет", — заявил аноним. Associated Press в свою очередь приводит слова Дмитрия Пескова, пресс-секретаря российского президента: "Я не знаю ничего о том, чтобы такой вопрос находился в повестке дня". В вечернем эфире "Эха Москвы" Д. Песков заявил: "Обе стороны придают большое значение процессу интеграции России и Беларуси, но слухи о том, что это произойдет именно сейчас в Минске, — не что иное, как измышления и продолжение спекуляций на тему политического будущего президента РФ Владимира Путина".

Под раздачу в борьбе с порочащими В. Путина слухами попал и Конституционный акт — уже годами готовый к рассмотрению, но так и не вынесенный для обсуждения на Высший госсовет. Сопредседатель комиссии по подготовке проекта Конституционного акта с российской стороны, спикер Госдумы уходящего созыва Борис Грызлов заявил в Москве, что Конституционный акт пока не готов к подписанию и не будет представлен на заседании ВГС: "Есть определенная процедура принятия Конституционного акта, которая утверждена в ранее принятых документах. Она предусматривает ряд шагов, которые надо сделать до того, как главы государств будут его подписывать, и эти шаги еще не сделаны". Одним из таких "шагов" должно стать представление документа на Высший государственный совет. "Этот шаг не планируется делать на очередном заседании Высшего госсовета", — сказал Б. Грызлов.

27 ноября 2001 г. был опубликован согласованный Беларусью и Россией проект Конституционного акта Союзного государства. После этого стороны вновь разрабатывали новые проекты. В январе 2003 г. президенты двух стран обсудили концепцию Конституционного акта, а в марте на заседании двусторонней комиссии вновь был утвержден единый согласованный вариант документа, который, однако, так и не был внесен на Высший госсовет. После этого в проект внесли около 200 поправок, которые носят "технический, а не политический характер". Документ опять был согласован в совместной комиссии, уже в новом ее составе, но сторонам так и не удалось преодолеть принципиального противоречия о разделении властных полномочий в Союзном государстве.

Было объявлено, что политический вопрос о руководящих органах следует решить президентам двух стран, после чего комиссия "в течение нескольких недель" подготовит окончательный проект Конституционного акта. Главы государств не смогли прийти к совместному решению: должны ли существовать посты президента и вице-президента Союзного государства или оно должно управляться коллегиальным органом вроде нынешнего Высшего госсовета, в который входят главы государств, правительств и обеих палат парламентов двух стран. Кроме того, стороны не смогли решить, будет ли избираться глава Союзного государства гражданами двух стран или союзным парламентом и т. д. В общем, пока выносить на Высший госсовет вроде бы нечего.

Кстати, достоверно известно, что Высшему госсовету предстоит вновь уточнить состав комиссии по подготовке Конституционного акта, — этот вопрос однозначно включен в повестку дня. В связи с отставкой Владимира Коноплева с поста председателя Палаты представителей и избранием на этот пост Вадима Попова необходимо утвердить последнего главой комиссии с белорусской стороны. В составе российской части комиссии должен быть утвержден вместо Александра Вешнякова новый глава Центризбиркома Владимир Чуров. Впрочем, и сам Б. Грызлов последние дни находится на посту спикера Госдумы, и неизвестно, кого изберут на эту должность депутаты нового созыва...

В интервью радио "Свобода" 7 декабря Иван Макушок, пресс-секретарь госсекретаря Союзного государства Павла Бородина, заявил, что "в повестке дня его (заседания Высшего госсовета. — Прим. П. Б.) нет вопроса о Конституционном акте". Между тем 4 декабря по результатам встречи А. Лукашенко и П. Бородина пресс-служба белорусского президента сообщила, что "во время встречи в Минске президенты намерены детально обсудить перспективы принятия Конституционного акта Союзного государства". Пресс-служба белорусского лидера приводит слова П. Бородина, что "в настоящее время подготовлено пять вариантов акта", а также уточняет, что "речь не идет о введении поста союзного президента и союзных министров" и "в проекте отражается конфедеративная модель устройства Союзного государства".

Из сообщения можно понять, что Конституционный акт будет рассматриваться на заседании Высшего госсовета, но прямо об этом не сказано. Более того, при детальном изучении текста видно, что проекта как такового нет, есть пять вариантов. Показательно, что пресс-служба белорусского президента устами П. Бородина еще 4 декабря опровергла существование слуха о трудоустройстве В. Путина в качестве президента Союзного государства за три дня до того, как эту версию озвучило "Эхо Москвы"!

Следует отметить, что версия о союзном будущем В. Путина с трудом укладывается в сроки: в марте уже назначены президентские выборы в России, а за оставшиеся три месяца проведение конституционного референдума в двух странах маловероятно. При этом в Законе "О референдуме в РФ" содержится прямой запрет на совмещение референдума с проведением выборов президента, но с поправкой: "за исключением случаев, когда референдум РФ инициируется в соответствии с международными договорами РФ".

Поэтому технически исключить такой вариант нельзя, хотя заместитель директора 2-го департамента по странам СНГ Министерства иностранных дел России Николай Удовиченко прямо заявляет, что "проект Конституционного акта не готов, его на референдум не вынесешь" (см. "БР" № 45/2007), и с этим утверждением не спорят ни официальный Минск, ни госсекретариат Союзного государства.

Другое дело, трудно представить, чтобы В. Путин захотел стать вторым П. Бородиным: чем дальше от 2 апреля 1996 г., когда был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, тем интеграция двух стран выглядит все более эфемерной. Границы между странами исчезли до этого договора, а наднациональные органы, предусмотренные последующим Договором о создании Союзного государства, не приобрели новых полномочий по сравнению с аналогичными структурами Сообщества и Союза Беларуси и России...

В общем, можно поверить официальной информации, что главным вопросом повестки дня Высшего госсовета 14 декабря будет утверждение бюджета Союзного государства на 2008 г. Как писала наша газета

(см. "БР" № 44/2007), парламентское собрание союза Беларуси и России утвердило бюджет по доходам Союзного государства в сумме 4.061 млн. RUB, в том числе за счет отчислений РФ — 2.640 млн. RUB, Беларуси — 1.421 млн. RUB. Расходная часть бюджета составит 4.061 млн. RUB и включает финансирование 38 программ, подпрограмм и мероприятий.

Очевидно, что Высший госсовет без проволочек одобрит этот документ. Зачем же было поднимать шум по Конституционному акту и кому он может быть выгоден? Поскольку утечка "слуха" была, судя по сообщению "Эха Москвы", с белорусской стороны, то именно ее можно предположить выгодополучателем.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ