Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.12.2007. Сайт ОГП
Интервью с руководителем пресс-службы КГБ РБ Валерием Надтачаевым- Валерий Николаевич, каковы тенденции активности иностранных спецслужб в отношении Беларуси за последнее время? На чем их внимание сфокусировано в большей степени: на внутриполитических или экономических процессах, происходящих в республике? Насколько, по Вашему мнению, иностранные разведки будут интересоваться вопросами строительства белорусской АЭС€
- Комитет государственной безопасности отмечает устойчивый интерес иностранных спецслужб к Беларуси с момента обретения республикой суверенитета. Сначала их внимание привлекал процесс реформирования Вооруженных сил, исполнения республикой обязательств по выводу со своей территории ядерного оружия. Затем приоритеты менялись, но интерес оставался.
Как известно, в этом году Комитетом госбезопасности была пресечена противоправная деятельность агентов иностранной спецслужбы. Они занимались сбором сведений о военной группировке Союзного государства. За совершенные преступления четверо граждан Беларуси и россиянин осуждены судами к различным срокам лишения свободы.
В отношении интереса к строительству АЭС. Было бы странно, если бы его не было. Комитет государственной безопасности по своей линии будет обеспечивать весь спектр вопросов, затрагивающих безопасность станции.
- Прогнозируете ли Вы увеличение активности иностранных спецслужб во время проведения парламентских выборов в следующем году?
- Безусловно, во время проведения важных общественно-политических кампаний в республике активность иностранных спецслужб, неправительственных организаций, часть которых финансируется по линии спецслужб, возрастает. Это объясняется желанием зарубежных оппонентов белорусских властей влиять на ситуацию в республике. В этом смысле предстоящиепарламентские выборы не станут исключением. Нам известно, и мы об этом не раз говорили, через какие иностранные неправительственные институты и организации осуществляется финансирование белорусской оппозиции, проводятся обучающие семинары. О повышении роста благосостояния белорусов там речь не идет, учат только одному - как любой ценой захватить власть. Ничем другим как вмешательством во внутренние дела Беларуси это назвать нельзя.
Да и сам термин "белорусская оппозиция" нуждается в корректировке. Разве логично называть так людей, которые кормятся с чужих рук и поют с чужого голоса. Им присуще высокомерие, неприязнь инакомыслия, отторжение не только того, что делается сегодня в государстве, но и от того, что говорят и делают их же соратники. Они не способны договориться между собой и напоминают персонажей крыловского квартета, нежели ответственных политиков. Не удивительно, что белорусы не хотят слушать эту какофонию.
- Возможна ли реализация в Беларуси сценария "цветных революций", есть ли для этого политическая и социально-экономическая основа?
- Основа отсутствует, тем не менее, такие попытки были. Они провалились. В первую очередь, их не принял наш народ. Где-то эти "разноцветные революции" оказались удачными для их заказчиков и исполнителей, но каких-то благ своим народам не принесли. Раньше ; говорили, что есть революции "сверху" и "снизу". А все это разноцветье - это революции "слева", то есть левые. Посмотрите на карту мира и без труда увидите, кто там слева находится. Локомотивом в данном случае выступают Соединенные Штаты Америки. Проведение таких революций вписывается в политику доминирования одной страны, создания одного центра силы и нового мирового порядка. Только на поверку этот порядок означает хаос и потерю управляемости там, где его установили. Вместо того, чтобы научиться уважать интересы других, садиться за стол переговоров, США проводят тайные операции, финансируют "пятые колонны". Опасно то, что в последнее время их "франкенштейны" выходят из-под контроля. Один Усама бен Ладен чего стоит. А вот другая странность: начали проводить контртеррористическую операцию в Афганистане, и там моментально в разы возросло производство "тяжелых" наркотиков.
- Чем руководствовались инициаторы принятия закона о противодействии экстремизму? Насколько актуально это для Беларуси?
- Сегодня каких-то серьезных предпосылок и оснований для проявлений политического экстремизма у нас нет. Попытки фиксировались, но в основном они были инспирированы со стороны. Вспомните УНА-УНСО, другие радикальные политизированные группы зарубежного происхождения, которые приезжали к нам с целью дестабилизировать обстановку.
Так что принятие закона не было вызвано какими-то чрезвычайными обстоятельствами. Мы следуем международным подходам, учитываем то, что мир сегодня напоминает одну большую коммунальную квартиру, где отсидеться не получится. В этом смысле закон о противодействии экстремизму носит превентивный характер, он необходим нашему обществу.
- С чем связано в последнее время такое пристальное внимание КГБ Беларуси к незарегистрированным общественным организациям?
- Давайте называть вещи своими именами. Не тянут наши доморощенные радикалы на общественные организации. Какой срез общества они представляют? Вся эта "музыка" в интернете понятна. И заказывают ее те, кто платят, те, кто хотят безнаказанно вмешиваться в наши внутренние дела. Ларчик открывается просто - отдельным гражданам страны прививают уважение к законам страны, в которой они живут, а им это не нравится.
Закон, между прочим, не обязательно должен всем нравиться. Но его необходимо выполнять. Те, кто это делать не собирается, должны отдавать себе отчет в том, что будут нести ответственность. Найдите мне на карте мире страну, где практикуется иной подход.
- В качестве одного из условий нормализации отношений с Беларусью Европейский союз требует освобождения политзаключенных, говоря, в частности, об осужденных представителях незарегистрированных организаций?
- У нас нет политических заключенных, а в белорусском законодательстве нет политических статей. Разговоры о политзаключенных в Беларуси напоминают разговоры об оружии массового поражения в Ираке. Его до сих пор не нашли. Но страну оккупировали и фактически спровоцировали гражданскую войну. Так что разговоры о политических заключенных в Беларуси - это часть информационной кампании, развязанной против нашей страны с целью дискредитации нашей внешней и внутренней политики, создания перед европейским сообществом образа "тирании".
- На Ваш взгляд, есть ли место сотрудничеству иностранных спецслужб, учитывая, что эти организации являются потенциальными противниками?
- Безусловно. Сегодня никого не нужно убеждать в существовании общих угроз человечеству. Возьмем рукотворные: международный терроризм, наркотики, торговлю людьми и нелегальную миграцию. И это, не говоря о природных и техногенных катаклизмах. В одиночку противостоять им не может ни одно, даже самое сильное государство. Отсюда понимание необходимости взаимодействия. И здесь никаких претензий к белорусам не звучит. А ведь мы в рамках различных международных и межведомственных соглашений на постоянной основе взаимодействуем с 29 правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств. С рядом спецслужб Западной Европы и Северной Америки мы взаимодействуем без установления договорно-правовых отношений на основании межгосударственных договоров и ратифицированных Республикой Беларусь международных конвенций. Разумеется, нашими надежными партнерами и союзниками являются спецслужбы Российской Федерации.
- В какой степени техническая и технологическая оснащенность белорусского КГБ соответствует решаемым задачам?
- Вопросам материально-технического оснащения отводится необходимое внимание, что дает возможность решать поставленные задачи и адекватно реагировать на возникающие угрозы.
- У большинства людей по-прежнему существует мнение о полной закрытости КГБ и его архивов.
- Архивы спецслужбы - это не городская библиотека, которая борется за рост числа читателей. Понятно, что к одним документам доступ может быть открыт, а к другим - нет. Например, существующие фонды уголовных дел на репрессированных в 1920-1950-х годах полностью отработаны, статистика стала достоянием гласности, родственники необоснованно репрессированных получили возможность ознакомиться с делами.
С документами, с которых снят гриф секретности, у нас могут и работают ученые, журналисты. По итогам работы в наших архивах снят не один фильм, написаны книги. Возможно, кому-то хочется, чтобы мы устроили нечто вроде книжной ярмарки. Должен огорчить этих людей. А вообще, мнение о нашей полной закрытости не более чем миф.
- В ряде государств приняты законы о люстрации. Возможно ли это в Беларуси, и как Вы относитесь к такой идее?
- Я отрицательно отношусь к подобным законам. Считаю, что они нарушают права, заложенные в Декларации прав человека. По моему мнению, такие законы принимаются в угоду конкретным политическим лобби, которые хотят убрать своих политических оппонентов, отодвинуть их от власти и самим занять их место. Заняв эту нишу, они будут делать то же самое (привлекать население к сотрудничеству со спецслужбами - ИФ), ведь ни одна спецслужба не способна выполнить.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |