Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Куда нас привез «философский пароход»

Александр Иванов, кандидат исторических наук, доцент Уральской государственной юридической академии.

Осенью 2002 года незамеченным прошел трагический юбилей — восьмидесятилетие «философского парохода» — высылки из советской России группы русской интеллигенции.

Как это происходило? В июне 1922 года ленинское Политбюро принимает решение, должное послужить превентивной мерой «устрашения» оппозиционной интеллигенции («несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно»). Для выполнения этого решения создается специальная комиссия, возглавляемая Дзержинским, которая составляет несколько списков неугодных большевикам интеллигентов. Среди них, в частности, списки, озаглавленные: «Профессура 1-го Московского университета», «Профессора Петровско?Разумовской сельскохозяйственной академии», «Профессора Института инженеров путей сообщения», «По делу Вольного Экономического общества», «Список антисоветских профессоров Археологического института», «Общий список активных антисоветских деятелей по делу издательства «Берег», «Список лиц, проходящих по делу № 813 (группа Абрикосова)», «Список антисоветских агрономов и кооператоров», «Список врачей», «Список антисоветских инженеров», «Список литераторов», «Список антисоветской интеллигенции г. Петрограда». В общем, списки содержали в себе большую часть всех выдающихся представителей независимой мысли, оставшуюся в живых после зверского террора 1917 — 1921 годов. 10 августа 1922 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом был принят декрет «Об административной высылке», послуживший юридической основой репрессий против инакомыслящих. В соответствии с этим декретом из России высылаются или отправляются в Сибирь 160 деятелей культуры, названные «особо активными контрреволюционными элементами». Среди «элементов» — Ф. А. Степун, С. Л. Франк, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, П. А. Сорокин, Е. И. Замятин, М. А. Осоргин, А. Ф. Изюмов, Л. П. Карсавин, И. И. Лапшин.

«Философский пароход» — под таким названием вошла эта акция в историю России.

Изгнание либеральной интеллигенции в 1922 году вполне соответствовало природе новой власти, апеллирующей к социальным низам — маргиналам и люмпенам, неспособной к конструктивному диалогу с культурными силами общества (и к диалогу вообще). Гражданская война в сфере политики была перенесена в сферу идеологии и культуры.

Осенью 1922 года два немецких парохода «Обербюргемейстер Хакен» и «Прейссен» привезли в Германию «единственный товар, который нынешнее русское правительство поставляет Европе обильно и бесплатно: хранителей культурных заветов России» (М. Осоргин).

Вынужденные пассажиры этих пароходов покидали родину с тяжелым сердцем, но твердо верили, что большевистская власть, которой они стали неугодными, не продержится долго и вскоре можно будет вернуться домой. Их надеждам не суждено было сбыться: российской эмиграции первой «волны» пришлось расстаться с мечтой и доживать свои дни на чужбине, а те немногие, кто все же рискнул вернуться, за редким исключением, были репрессированы. Исход россиян из родной земли продолжался. За первой «волной» русской эмиграции последовали еще три. Развал Советского Союза в 1991 году привел к новой трагедии: более двадцати миллионов этнических русских, никуда не выезжая, в одночасье оказались жителями новых суверенных государств, нередко подвергаясь дискриминации со стороны властей и испытывая неприязнь, а порой и враждебность коренных наций.

В результате этих событий Россия стала обладательницей, как справедливо отмечают современные отечественные авторы, «едва ли не самой большой диаспоры в мире», насчитывающей десятки миллионов человек. В новой геополитической ситуации, в которой оказалась страна, возникла необходимость в выработке и последовательной реализации российским правительством долговременной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Речь идет о налаживании ровных цивилизованных отношений России с «братьями по крови», направленных на защиту их гражданских и политических прав, человеческого достоинства, развитие всестороннего сотрудничества.

Готовы ли наши государство и общество к этой работе? — пока еще нет, хотя бы по причине ее «вторичности». У нас и в собственном доме далеко не все сделано по части обеспечения и защиты человеческих прав и достоинства своих сограждан. Мы еще сами недостаточно цивилизованны, чтобы наладить цивилизованные отношения с соотечественниками, разбросанными по всему миру. Но такие отношения надо выстраивать незамедлительно: без этого невозможно наше движение к правовому государству и гражданскому обществу. К общеизвестной истине, что о культуре народа судят по его отношению к старикам, женщинам и детям, можно добавить — и к своим соотечественникам. С чего начать? — с выработки правовой базы политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Ее создание предполагает научный анализ отечественного законодательства советского и постсоветского периодов, регулирующего вопросы гражданства и эмиграции. Важно также проанализировать и международные договоры и внутригосударственные акты современной России, определяющие статус российских соотечественников за рубежом. (В этой связи уместно напомнить еще об одном юбилее: 80 лет назад, 5 июля 1922 года, в Женеве завершилась международная конференция, на которой получили международное признание особые удостоверения беженцев, позже названные «нансеновскими паспортами». Конференция была созвана по инициативе норвежского полярного исследователя и гуманиста Фритьофа Нансена, удостоенного в том же году Нобелевской премии Мира. Благодаря «нансеновским паспортам» легализовали свою жизнь в разных странах мира многие эмигранты, в том числе и выброшенные революционной волной из России).

Первый шаг в этом направлении уже сделал наш земляк кандидат исторических наук Александр Пронин, посвятивший данной проблеме первую часть недавно опубликованной книги. (Ред.- бюллетень начинает ее публикацию).

Чем законодательство о гражданстве может привлечь внимание массового читателя? — тем, что институт гражданства — первооснова взаимоотношения человека и государства. Именно от гражданства прежде всего зависит объем прав, свобод и обязанностей человека. Но здесь неизбежно возникает вопрос о характере государства, гражданином (или подданным) которого является человек. Автор показывает трагические последствия принадлежности советского человека к тоталитарному государству, прослеживает его эволюцию в советский и постсоветский периоды. Большое внимание А. А. Пронин уделяет проблеме гарантий права гражданина на выезд из страны и беспрепятственное в нее возвращение в современной России. В книге также рассматриваются различные аспекты дискриминации русского и русскоязычного населения в странах нового зарубежья, особенности российской миграции из бывших союзных республик. Автор анализирует закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и другие документы в системе нормативно?правовых актов, предусматривающих меры защиты прав и интересов российских соотечественников в странах СНГ и Балтии.

Работа А. А. Пронина имеет и вторую часть, в которой приводятся свидетельства реальных лиц, ныне проживающих в Латвии, Молдавии, Украине и Израиле. Это письма рядовых людей — участников анализируемых процессов, позволяющие лучше понять проблемы соотечественников, почувствовать глубокие перемены в жизни наших сограждан, оказавшихся иностранцами.

Автор книги обладает редким даром сочетать строгую научность с популярной формой изложения, способностью доступно и увлекательно поведать широкому читателю о серьезных проблемах нашего непростого бытия.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ