Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
04.12.2007. РБК daily
Виктор Ядуха
В конце прошлой недели на форуме ОБСЕ в Мадриде Россия получила от Казахстана неприятный сюрприз. Москва грозила выйти из организации, если та не изменит своего подхода к мониторингу выборов в СНГ, а заодно лоббировала интересы Казахстана, требуя сделать его председателем ОБСЕ в 2009 году. Однако вместо благодарности глава Министерства иностранных дел Казахстана Марат Тажин принялся защищать ОБСЕ от "нападок России" – к немалому удовольствию США. Источники в МИДе назвали заявление Тажина "подножкой", а эксперты объясняют ее тем, что Москве просто нечем наказать Астану. Мало того, пока Россия не решит свои внутренние проблемы, подобное возможно в отношениях со всеми соседями.
Как известно, Россию не устраивают не согласованные с ней принципы мониторинга выборов миссиями Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ). В частности, тот факт, что бюро комментирует итоги выборов до их окончания. Ранее Владимир Путин обвинил БДИПЧ в стремлении "сорвать выборы в России". В Мадриде министр иностранных дел РФ Сергей Лавров поставил вопрос ребром: или организация будет реформирована, или Россия выходит из нее. Предельно жестким было и другое требование Лаврова: председателем ОБСЕ в 2009 году должен быть Казахстан, и никто другой. Особых выгод России это не принесет, но, как пояснили РБК daily в МИДе РФ, "Москва сочла нужным поддержать давнюю инициативу Нурсултана Назарбаева, которого считает другом и союзником".
Это требование вызвало сопротивление со стороны представителей США в Мадриде и еще больше накалило противоречия между Москвой и Вашингтоном. Однако вместо ответной поддержки казахский коллега Лаврова Марат Тажин неожиданно выступил на стороне американцев. "Казахстан выступает за сохранение БДИПЧ и его существующего мандата и не будет поддерживать никаких попыток ослабить его в будущем", – заявил он. И это притом, что Казахстан наряду с Россией и еще пятью странами СНГ (Арменией, Белоруссией, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном) подписался под представленным в Мадриде проектом "Базовых принципов организации наблюдения за общенациональными выборами", который серьезно урезает полномочия мониторинговых миссий БДИПЧ.
Источник РБК daily в МИДе России назвал заявление Тажина "подножкой" и выразил недоумение. Однако заведующий отделом Казахстана и Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин не удивлен. "Это стандартная казахстанская позиция "нашим и вашим", которая на дипломатическом языке именуется "многовекторностью", – сказал он РБК daily. – Очевидно, США добились от Астаны, что она не будет трогать БДИПЧ, пообещав в ответ сделать Казахстан председателем ОБСЕ не в 2009, а в 2010–2011 году".
Подобные "подножки", действительно, характерны для отношений Казахстана с Россией, однако никогда еще они не были столь откровенными. "Астана ведет себя так, потому что Москве нечем ее наказать – экономически Казахстан зависит от России не больше, чем Россия от него. Это такая же сырьевая держава, ориентированная на экспорт энергоресурсов. И хотя основная их часть поступает на внешние рынки через территорию РФ, это не дает последней ощутимых рычагов влияния. "Перекрыть транзит казахской нефти Москва не может, потому что это лишь ускорит развитие ее альтернативных поставок на Запад через Каспий", – поясняет Андрей Грозин. На казахскую нефть ориентирован путинский проект трубопровода Бургас – Александруполис, в ней нуждаются приграничные регионы самой России, снабжаемые по трубе Атырау – Самара. Кроме того, через Казахстан в Россию поступает туркменский газ, и Астана имеет влияние на Ашхабад в вопросах диверсификации газовых поставок (это подтверждают заявления обеих столиц о Транскаспийском газопроводе).
"Казахстан тоже не заинтересован в конфликтах с Россией, – отмечает г-н Грозин. – Не исключено, что на ближайшей встрече Назарбаева с Путиным заявление Тажина будет дезавуировано, тем более что в Астане ходят слухи о скорой смене правительства". Тем не менее Казахстан с его амбициями региональной сверхдержавы эксперты давно называют соперником России в Средней Азии. Судя по аналитическим выкладкам, которые регулярно появляются в Астане, архитекторы ее реальной политики считают Россию слабой страной с реальными перспективами распада. Транспортная инфраструктура, которая строится в Казахстане, ориентирована исключительно на Китай и Запад с акцентом на каспийское направление. Словом, большого уважения к России в Астане нет: очевидно, будущее там связывают с ролью "смотрящего" от США в Центральной Азии.
Мало того, подобные кульбиты не исключены и в отношениях Москвы с остальными соседями по СНГ, критикующими сегодня ОБСЕ. Армения уже не является "форпостом России в Закавказье" – там тоже ориентируются на Запад, допуская примирение с Турцией и Азербайджаном ценой отказа от части Карабаха и разблокирования турецкой границы. В этих условиях слабая экономическая поддержка России потеряет для Еревана всякую ценность. К тому же в декабре президентом снова может стать "оранжевый" Тер-Петросян. Конфликт с Белоруссией не исчерпан. Нефтегазовый прессинг Кремля там объясняют желанием де-факто транснациональных компаний отобрать у Минска ликвидные активы, избавиться от "привязанной" к ним социалки и, возможно, перепродать. Киргизия и Таджикистан банально ложатся под сильного, в силу чего их соглашения с РФ крайне нестабильны. Правда, Россия ведет себя с ними тоже как крайне необязательный и эгоистичный партнер. Узбекистан удерживает в орбите Москвы во многом страх президента Ислама Каримова перед цветной угрозой – до "андижанских событий" он был главным союзником США в регионе, и, если на Западе его простят, может вернуться к этой роли. К тому же Ташкент уже встроен в систему альтернативных энергопоставок.
Чтобы переломить этот тренд, Россия должна четко осознать свои стратегические интересы, не путая их с интересами компаний, и решить проблему самосохранения как государства и цивилизации. "Но я не думаю, что в Кремле сейчас уделяют этому большое внимание, – говорит Андрей Грозин. – Там понимают, что в ближайший год председательство в ОБСЕ Казахстану не светит, и привычно откладывают такие вопросы на потом. Все живут злобой дня".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |