Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12 - 18 декабря 2007.Военно-промышленный курьер
Алексей Матвеев
Москва и Ташкент продолжают строить союзнические отношения во имя двух братских народовНа прошлой неделе в Ташкенте, столице Республики Узбекистан, в "Узэкспоцентре" завершила свою работу Первая национальная российская выставка, организованная Министерством экономического развития и торговли и Торгово-промышленной палатой РФ. Выставка проводилась под девизом "Россия и Узбекистан: стратегическое партнерство". Это была самая большая в Центральной Азии выставка из всех национальных экспозиций, которые имели место в данном регионе в постсоветскую эпоху. Ее представляли делегации 14 территориальных палат РФ и российские бизнес-сообщества из 17 регионов России.
Сергей Иванов и Шавкат Мирзияев приняли участие в церемонии открытия выставки "Россия и Узбекистан: стратегическое партнерство".
Примечательно, что в торжественной церемонии открытия выставки 28 ноября принимали участие первый заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов и премьер-министр Республики Узбекистан Шавкат Мирзияев. После этого в Ташкенте состоялся экономический форум, посвященный стратегическому партнерству России и Узбекистана. А также 10-е заседание российско-узбекской межправительственной комиссии (МПК).
В ходе визита Сергея Иванова в Ташкент было подписано пять российско-узбекских документов: Соглашение между правительствами Республики Узбекистан и Российской Федерации о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества, Меморандум между правительством Республики Узбекистан и открытым акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация" о согласовании механизма интеграции ГАО "Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова" и ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", Протокол о начале реализации инвестиционного проекта строительства установки по производству сжиженного газа на Мубарекском газоперерабатывающем заводе между НХК "Узбекнефтегаз" и ОАО "Стройтрансгаз" путем создания узбекско-российского совместного предприятия, Протокол между Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан и Федеральной таможенной службой России об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через государственную границу, Протокол десятого заседания межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией.
Подписание данных документов, по мнению Сергея Иванова, свидетельствует о том, что сотрудничество между РФ и Узбекистаном последовательно развивается во всех сферах. "При этом необходимо отметить все большее увеличение объема товарооборота, укрепление связей в сфере энергетики, космических исследований, инноваций, образования, гуманитарно-культурной, а также в области военно-технического сотрудничества", - считает российский вице-премьер. По словам Сергея Иванова, Узбекистан был и остается одним из стратегических партнеров Российской Федерации в Центральной Азии. "Мы считаем, что потенциал современных российско-узбекских контактов только начинает раскрываться и наша задача - сделать этот процесс динамичным и максимально эффективным", - заявил он. И действительно, Узбекистан, пожалуй, единственная страна в Центральной Азии, с которой у России существуют гармоничные союзнические военно-политические и экономические отношения.
Эксперты отмечают, что в 2006 г. объем товарооборота между двумя странами увеличился на 42% и превысил 3 млрд. долл. США. С января по сентябрь текущего года этот показатель составил 2 млрд. 951,6 млн. долл. Из Узбекистана в Россию экспортируются транспортные средства, продовольственные товары, оборудование, хлопковое волокно, черные и цветные металлы, изделия из пластмассы и другая высокотехнологичная продукция. В Узбекистане действует более пятисот совместных предприятий, созданных при участии российских инвесторов. Особенно эффективно работают такие предприятия, как "Петромарузгаз" (химическая продукция), "Вим-Билль-Дан-Ташкент" (молочная продукция), "Балтимор-Челек" (консервы), "Элимпекс" (текстиль), "Электроизолит" (стройматериалы).
В Узбекистане открыли свои представительства 145 российских фирм и компаний. В России функционирует около трехсот совместных предприятий, созданных при участии узбекских инвесторов. В настоящее время между Москвой и Ташкентом проводится широкомасштабная работа по развитию инфраструктуры топливно-энергетической отрасли, геолого-разведывательных работ, поиску и освоению месторождений, транспортировке энергоносителей. Яркий тому пример - реализация совместного с российской компанией "Лукойл" проекта по добыче газа (месторождение Хаузак в Бухарской области). В сфере авиастроения Россия и Узбекистан занимаются совместным производством и экспортом самолетов.
Видимо, неслучайно совсем недавно в Москве принято решение о вхождении Ташкентского авиационно-производственного объединения имени В.П. Чкалова (ТАПОиЧ) в состав ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК). Это пока единственное иностранное предприятие, которое на данный момент вошло в российскую ОАК. Хотя иностранным назвать ТАПОиЧ можно уже с натяжкой. Как рассказал в интервью журналистам первый вице-премьер России, "мы знали о существовании ТАПОиЧ, которое уже на протяжении долгого времени специализировалось на транспортной авиации. В результате переговоров с узбекской стороной пришли к решению - по окончании оценки активов ТАПОиЧ аудиторской компанией "Делойд энд Туш" (Delloite & Touche) на соответствующую сумму они будут конвертированы в акции ОАК". Со слов Иванова, ОАК получает контрольный пакет (50%+1 акция) и, по существу, ТАПОиЧ будет принадлежать ОАК. В интересах промышленной кооперации руководители предприятий определили бизнес-план для работы на будущее.
"Торговый ряд марок самолетов, который будет производиться в Ташкенте, нам уже известен. С учетом специализации ТАПОиЧ это транспортная авиация. Это очень перспективные турбовинтовые самолеты Ил-114, на которые сегодня уже есть десятки заказов", - сказал Сергей Иванов. Имеется также перспектива создания легкого транспортного самолета Ил-112 для ВВС России, а в случае необходимости и для военной авиации Узбекистана. На ТАПОиЧ также будут производиться отдельные агрегаты и узлы для новой модификации Ил-76.
Как сообщил журналистам президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Алексей Федоров, условия возможного приобретения контрольного пакета акций ТАПОиЧ определятся к середине 2008 года. Имеются корпоративные процедуры, и Ташкентский авиазавод будет включаться в состав ОАК на тех же принципах, что и российские предприятия.
Основной образец продукции ТАПОиЧ - тяжелый рамповый самолет Ил-76 - эксплуатируется военными летчиками и гражданскими ведомствами в различных странах уже четверть века. Общее количество произведенных судов составляет более 960 самолетов. ТАПОиЧ - единственное в Центральной Азии авиастроительное предприятие, но пока испытывает дефицит заказов. В начале ноября правительство Узбекистана сообщило, что ряд авиакомпаний и Минобороны РФ разместили на ТАПОиЧ заказы на производство 28 самолетов Ил-114, двух Ил-76 и двух топливозаправщиков Ил-78.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |