Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.12.2007. ИАЦ Кабар (Киргизия)
Альберт Богданов
Надо ли гадать на кофейной гуще о распределении мест в парламентеТрагедия многих общественных деятелей в том, что их идеи выходят в тираж и уже не затрагивают электорат. Он с некоторым сожалением косит на телевизионный экран, где как-то неуклюже выстраиваются пятерки партийных лидеров, стремящихся получить депутатский мандат.
В обычном режиме, без лихорадки проходит предвыборная гонка в Кыргызстане. Гораздо меньше, чем в прошлый раз столбы и стены зданий заклеены призывами и портретами кандидатов. Накал политической борьбы замечают разве что претенденты в парламент. У них случаются мелкие неприятности, как с соперниками, так и с Центризбиркомом. Есть нападения на представителей партий и руководителей избирательных штабов, призывы к бойкоту выборов. Было бы странно, если такого не происходило. Так же как и стенаний о слишком коротком сроке подготовки к выборам. А кто мешал это делать все время до принятия Конституции и Кодекса о выборах? Талдычили об этом несколько месяцев, но решение о проведении референдума для многих оказалось таким же неожиданным, как приход зимы для хозяйственников.
Серьезные политики так не поступают, поскольку понимают, что результат предвыборной агитации определяет не эфирное время, площадь завлекательных материалов на страницах газет, плакатов на улицах. Все зависит от кропотливой предварительной работы с электоратом и популярностью не только партийного лидера, но и самой политической организации. Вот где облом, понеже практически ни одна политическая сила за годы независимости не смогла добиться серьезного авторитета в обществе. Трагедия многих общественных деятелей в том, что их идеи выходят в тираж и уже не затрагивают электорат. Он с некоторым сожалением косит на телевизионный экран, где как-то неуклюже выстраиваются пятерки партийных лидеров, стремящихся получить депутатский мандат. Имена некоторых из них не привлекают, а скорее отталкивают избирателя, которому обрыдли льстивые обещания и публичные скандалы.
Местные политологи, комментаторы уже сделали раскладку сил в будущем Жогорку Кенеше, где депутатские кресла могут занять представители четырех партий. В эту компанию пророчат коммунистов, партии "Туран", "Глас народа" и, может быть, "Ата-Мекен". Но они едва ли будут солировать в хоре пропрезидентской партии. Это можно интерпретировать как провал стратегии оппозиции в этом политическом сезоне. Дебатируя о будущем парламенте, никто не обсуждал будущую его структуру. Тем не менее, представление о многопартийном парламенте все же будет. Может это и к лучшему, поскольку облегчит принятие решений и подарит населению надежду, что власть начнет решать главную проблему – реанимацию экономики. Именно поэтому электорат может сквозь пальцы посмотреть на использование административного ресурса, некоторых нарушений во время голосования.
Так что участие партий в сегодняшнем избирательном процессе – всего лишь тренировка, проба сил перед баталиями следующих выборов. Для электората они обретут привлекательность, когда на смену замылившим всем глаза общественным деятелям, которые поступаются принципами, перебегают из стана в стан, придут новые политики. Они обретут свое место в обществе, если будут прислушиваться к голосу разума, более терпимо относится к другому мнению, а критиковать конструктивно, без публичных оскорблений и непристойностей. Прежние нардепы от оппозиции этого не учитывали, и сами загнали себя за большак политического поля, где они и начали прощание со своей эпохой. Пока озирались, наметилась тенденция концентрации власти в руках президента. Многие полагают, что в ситуации некоторого хаоса, которая возникла после провала с приемом Конституции в прошлом году, этот вынужденный шаг был необходим. Равно как и начавшаяся кадровая перестановка.
Можно полагать, что глава государства еще до окончания формирования парламента задумал сменить ряд руководителей на ключевых постах, сократить управленческий аппарат, чтобы сконцентрировать усилия чиновников на кардинальных направлениях и сделать их деятельность более жесткой, прагматичной, конкретной. Президент понимает, что данный ему карт-бланш не может длиться бесконечно и спешит подготовить всю систему к предметной работе в новых условиях, когда борьба с коррупцией станет целенаправленной. Тем более, что теперь действия главы государства будут в меньшей степени зависеть от позиции парламента, который все время сидел в засаде. Президент без особого труда может сформировать кабинет министров, и озадачить его на решение злободневных проблем. В случае успеха это позволит населению реализовать экономические возможности и улучшить свое благосостояние.
В противном случае доверие обернется возмущением, чего нельзя допустить, учитывая витающую в обществе идею, что вслед за досрочными парламентскими могут последовать и президентские выборы. Едва ли можно предположить, что Курманбек Бакиев откажется от планов продолжить свою политическую карьеру. Задачи, которые он ставит хотя и реальны, но с трудом выполнимы, а демократические реформы только в самом начале. Поэтому уже сейчас надо убедить своих сограждан, что он может усилить киргизскую государственность, наладить политическую, экономическую жизнь страны и станет антикризисным менеджером.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |