Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
04.12.2007. Еurasianet.org
Айша Бердыева
В том, что касается энергетических сделок, лидер Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов начинает ровно оттуда, где закончил его страдавший манией величия предшественник, Сапармурат Ниязов: он раздает обещания, которые его центральноазиатское государство, возможно, в состоянии выполнить, а, может быть, и нет. Несмотря на подобную неопределенность, зарубежные правительства и конгломераты по-прежнему вынуждены вести дела с Ашхабадом.
Туркменистан считается одним из пяти государств, располагающих богатейшими запасами природного газа в мире. Проблема состоит в том, что никто, за исключением, возможно, самого Бердымухаммедова и его ближайшего окружения, не знает истинных размеров этих запасов. Результаты независимой экспертизы туркменских резервов никогда не оглашались. По некоторым оценкам, страна может располагать до 9 триллионов кубометров газа, а может владеть и запасами, достигающими лишь 2 триллионов кубометров.
Бердымухаммедов, пришедший к власти после внезапной кончины Ниязова в конце 2006 года, конечно же, ведет себя так, как будто верной является максимальная оценка. В последние месяцы он предпринял шаги, призванные приоткрыть туркменскую экономику, особенно его топливно-энергетический сектор. В результате, в Ашхабад потянулась целая вереница энергетических руководителей. Последним из глав энергетических компаний, недавно посетивших с визитом Ашхабад, бы Арно Бруяк (Arnaud Breuillac), в ведении которого находятся центральноазиатские операции французского энергетического гиганта Total. Как и другие руководители, прибывавшие в страну до него, Бруяк выразил живейшее желание заняться разработкой туркменских месторождений углеводородов, сообщило 4 декабря государственное информационное агентство TDH.
За последний год Туркменистан проявил интерес к трем крупным трубопроводным проектам. Это Прикаспийский трубопровод, по которому можно будет прокачивать большие объемы туркменского газа по территории России, западный Транскаспийский маршрут в Азербайджан и восточная ветка в Китай. В конце ноября Бердымухаммедов обозначил желание ускорить работы по расширению Прикаспийского газопровода.
Многие эксперты полагают, что завершение Прикаспийского проекта, ожидаемое в 2012 году, позволит России продлить свое господство над газоэкспортом из Туркменистана. Однако Бердымухаммедов по-прежнему дает понять, что Туркменистан располагает запасами газа, которых хватит не только на выполнение уже взятых страной обязательств перед Китаем [см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"], но еще и останется для обеспечения экономической рентабельности транскаспийского проекта.
С весны этого года Бердымухаммедов активно превозносит новое, якобы огромное газовое месторождение "Осман". В отсутствие возможности провести независимую оценку этой информации, зарубежные эксперты с настороженностью принимают заявления туркменских властей. Говорят, что в 2005 году Ниязов дал поручение провести независимую экспертизу туркменских резервов, выводы которой так и не были опубликованы.
Если Бердымухаммедов блефует, то ни одна из корпораций или правительств, имеющих дело с Ашхабадом, похоже, не стремится назвать это блефом. Компании по-прежнему желают попасть на туркменский рынок. 3 декабря началось строительство в городе Туркменбаши на западе Туркменистана. Согласно проекту стоимостью в 4 млрд. долларов, этот город предполагается превратить в туристический центр. Одним из главных инвесторов этого проекта стала российская энергетическая компания "Итера".
Кроме того, 3 декабря с Бердымухаммедовым встретился глава казахстанской энергетической компании "КазМунайГаз" Узакбай Карабалин. По информации, опубликованной на сайте Turkmenistan.ru, в ходе встречи он проявил интерес к участию своей компании в реализации туристических проектов.
Показателем мощнейших инструментов, имеющихся ныне в распоряжении Бердымухаммедова, стало заключение в конце ноября соглашения с российским концерном "Газпром" о поэтапном 50-процентном повышении закупочных цен на туркменский газ. Сейчас "Газпром" закупает у Туркменистана газ по цене 100 долларов США за тыс. кубометров. Во второй половине 2008 года эта цена достигнет уже 150 долларов за тыс. кубометров.
Россия не обратила особого внимания на повышение закупочных цен: правительственные чиновники заявили, что повышение цен скажется на импортерах энергоресурсов, в частности, на Украине. 4 декабря "Газпром" сделал заявление, в котором говорилось, что Украина согласилась на новые импортные цены на газ в 179,5 долларов за тыс. кубометров.
Согласие "Газпрома" на предложенные Туркменистаном цены, похоже, связано с решением Ашхабада ускорить темпы реализации Прикаспийского проекта. И все же российские политологи выражают беспокойство по поводу поведения Туркменистана. В одной из статей, опубликованных 4 декабря на сайте "Новая политика", было высказано предположение, что Бердымухаммедов обсуждал возможные экспортные варианты с США и Европейским Союзом исключительно для того, чтобы поднять цены для России. "Стратегия, выбранная туркменской стороной, принесла свои плоды", – подчеркивается в комментарии.
А экономический аналитик Сергей Скляров, пишущий для "Независимой газеты", задается вопросом, не ослабевает ли экономическое влияние Москвы в Центральной Азии.
"Россия, пожалуй, впервые в постсоветской истории оказалась в ситуации, которая еще десять лет назад была бы оценена так: хвост пытается управлять собакой, – пишет Скляров. – Сразу две страны Центральной Азии – Туркменистан и Узбекистан, еще недавно рассматриваемые Москвой если не как российские сателлиты, то как зоны беспрекословного влияния, с разницей в несколько дней заявили, что не хотят больше продавать "Газпрому" газ по заниженным ценам".
Раньше "туркмены радовались, что в ходе торгов им удалось прибавить к цене каждой тысячи кубометров по нескольку долларов, – отмечается далее в статье. – Ситуация изменилась радикальным образом после того, как Ашхабад договорился с Китаем и Евросоюзом о прокладке двух альтернативных российскому газопроводов – Транскаспийского и в Китай транзитом через Казахстан".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |