Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая газета,
13 ноября 2002
Михаил Ходаренок
Действия украинских властей серьезно осложняют условия базирования российских кораблей в Крыму На днях Севастопольский апелляционный хозяйственный суд потребовал от Минобороны России передать украинской стороне 18 из 22 объектов навигационно-гидрографического обеспечения, находящихся в Крыму. Среди этих объектов - маяки Тарханкутский, Евпаторийский, Ялтинский и Солодунова. Ранее вопрос о принадлежности 22 объектов рассматривался в Крымском хозяйственном суде, который оставил за Минобороны России 7 из них. Дело рассматривалось по иску Генеральной прокуратуры Украины, которая представляла интересы государственного предприятия "Госгидрография", к Минобороны РФ и гидрографической службе российского Черноморского флота. Генпрокуратура потребовала изъятия инфраструктуры навигационно-гидрографического обеспечения в пользу Украины. Тогда решение Крымского хозяйственного суда не удовлетворило ни одну из сторон. На суде представители Минобороны России доказывали, что все вопросы, которые касаются владения навигационными объектами, оговорены в базовых соглашениях по Черноморскому флоту РФ. Представители же "Госгидрографии" утверждали, что ни один из маяков не включен в договоренности. Сейчас в Севастопольском хозяйственном суде продолжается рассмотрение иска Генпрокуратуры Украины к Минобороны РФ об изъятии из владения еще 82 подобных объектов. Пока маячное хозяйство Крымского полуострова остается за Россией. Но позиции Минобороны РФ и Черноморского флота в этом вопросе откровенно слабые. Согласно заключенным ранее соглашениям, за российском флотом остались только две бухты Севастополя. А маяки разбросаны по всему Крымскому полуострову, причем за некоторыми из них закреплены значительные участки территории. В частности, маяк Солодунова располагается на нескольких гектарах отличного пляжа. Согласно букве договоренностей, эта территория принадлежит украинскому военному ведомству. Киев предлагает российской стороне оставить за собой только четыре маяка, обеспечивающие безопасность судовождения в акватории двух севастопольских бухт, закрепленных за российским флотом. Такая позиция, заметим, не лишена логики. При этом следует подчеркнуть, что все действия украинской стороны за последнее десятилетие вокруг объектов Черноморского флота носили гораздо более продуманный и целеустремленный характер, чем аналогичные российские, и были направлены на медленное, но неуклонное вытеснение морских сил России с занимаемых позиций. Большинство раундов военно-морских "сражений" за Черное море были выиграны Киевом. Россия медленно отступала по всем позициям начиная с оставления военно-морских баз в Одессе, Измаиле, Керчи. И сколько бы ни говорилось о вечной российско-украинской дружбе, не будет большим преувеличением сказать, что сегодня Черноморский флот находится в Крыму в откровенно недружественном окружении. В последних действиях украинской стороны без труда можно разглядеть и политическую подоплеку. Отметим, что официальный Киев не раз уже заявлял о вхождении в блок НАТО как об одной из долговременных целей своих внешнеполитических устремлений. Вступление в альянс является для Украины, по словам украинских политиков и экспертов, безальтернативным условием надежных и долговременных гарантий национальной безопасности. Однако пока Киев не в состоянии выполнить в ближайшее время ряд требований НАТО, предъявляемых к странам-кандидатам. И наиболее серьезным барьером на пути вступления Киева в евроатлантические структуры является российский флот в Севастополе. В частности, одним из основных требований к странам, стремящимся вступить в НАТО, является отсутствие на их территории иностранных военных баз и войск. А Украина, напомним, имеет соглашение с Россией о базировании Черноморского флота до 2017 г. Видимо, предстоящие пятнадцать лет кажутся украинским политикам и военным слишком большим сроком, и официальный Киев, по всей видимости, намерен резко интенсифицировать процесс по вытеснению российского флота из Севастополя. Последние шаги украинской стороны - более чем яркое тому свидетельство.Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |