Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Геннадий Коненко
Как известно, вопрос этот имеет свою давнюю историю. В 1918 году по окончании Первой мировой войны, когда Россия была не в состоянии контролировать захваченную Румынией Бессарабию, находившаяся в составе Русской православной церкви (РПЦ) с 1813 года Кишиневская епархия (т.е. задолго до того, как Румынская православная церковь получила от Константинополя в 1885 г. автокефалию) была подчинена ПЦ Румынии в результате односторонних действий румынского священноначалия. Тогдашний Патриарх Московский и Всея Руси Тихон в октябре 1918 года категорически опротестовал это решение перед Синодом ПЦР. С июня 1940 г. после возвращения Бессарабии Советскому Союзу Кишиневская епархия вновь заняла свое место в составе Русской православной церкви. В мае 1945 г. в Бухаресте и в октябре 1946 г. в Москве Патриарх Румынский Никодим и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции РПЦ[1]. В конце 1980 – начале 1990 гг. развитие под воздействием извне националистических тенденций в Молдавии и распад СССР способствовали провозглашению независимости страны и усилению позиций крайне правых сил во главе с христианскими демократами, рьяно выступавшими за «воссоединение» с Румынией. Поддерживая политику официального Бухареста и стремясь внести свою лепту в претворение в жизнь этой линии правых националистов, Синод Румынской православной церкви еще в апреле 1992 года в своем заявлении выразил несогласие с тем, что Кишиневская и Молдавская епархия остается в составе РПЦ. И это несмотря на то, что подавляющее число священнослужителей и мирян в Молдавии выступало за сохранение существующего статуса – нахождение епархии в лоне Русской православной церкви. Это подтвердили Епархиальное собрание духовенства православной церкви в Молдавии (сентябрь 1992 г.), где присутствовало 705 клириков, и Епархиальное собрание священнослужителей и представителей православных христиан (около 700 чел. участников), состоявшееся 15 декабря 1992 года. Вопреки этой подтвержденной большинством представителей духовенства и паствы позиции, присоединившийся к националистам Бельский епископ Петр 19 декабря прибыл в Бухарест с прошением о желании перейти в подчинение Румынской церкви с поддерживающими его церковными общинами. В этот же день без какой-либо договоренности со священноначалием РПЦ Румынский синод принял «Патриарший и Синодальный акт» о включении Бессарабской митрополии (такое название получили отделившиеся от Кишиневско- Молдавской митрополии общины) в состав своей церкви, как автономной единицы, и назначил епископа Петра членом Священного синода ПЦР. Несколькими днями позже (21 декабря) Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II возвел архиепископа Кишиневского и Молдавского Владимира в сан митрополита и определил Кишиневско-Молдавской епархии статус митрополии. Учитывая складывавшуюся тогда ситуацию, представляется, что это следовало бы сделать еще в октябре, когда Синод РПЦ провозгласил Православную церковь в Молдавии самостоятельной в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских, а епископа Петра запретил в священнослужении за его антиканоническую и разрушительную деятельность. Естественно, что вмешательство Румынского синода во внутренние дела Православной церкви в Молдавии, являющейся составной канонической частью Русской православной церкви, не могло не вызвать протестной реакции. Патриарх Алексий II направил послание Патриарху Румынскому Феоктисту, в котором был выражен протест против антиканонических действий ПЦР и было указано, что эти действия несут в себе угрозу нового церковного раскола и разрыва отношений между двумя церквями, могут нанести непоправимый ущерб единству Православия. Надо сказать, что разрушительный характер такого рода действий ПЦР понимало и руководство Республики Молдова в то время, включая президента М.Снегура, премьер-министра А.Сангели. Последний в своем письме от 12 мая 1993 г. на имя Патриарха Алексея II выразил беспокойство Правительства РМ действиями патриархии и синода ПЦР. «Эти действия, - говорилось в письме, - противоречат Закону РМ о культах… и могут привести только к расколу, разрушающему взаимопонимание между самими священнослужителями и мирянами». Пагубную роль вмешательства Румынии и Румынской православной церкви во внутренние дела страны понимали и другие молдавские политики, находившиеся у власти. К ним относится и президент П.Лучинский, при котором Высшая судебная палата РМ отказала «бессарабцам» в регистрации. Вплоть до июля 2002 г. в Молдавии, несмотря на постоянное давление Бухареста, ряда международных организаций, не было зарегистрировано ни одного религиозного объединения. Мнения своих предшественников придерживается и нынешний президент Республики Молдова В.Воронин, который считает, что вопрос о регистрации румынской псевдомитрополии был навязан молдавскому правительству извне. По его словам, Румынская православная церковь и прорумынски настроенные силы всеми средствами стремились расколоть и дестабилизировать молдавское общество, пропагандируя национализм и шовинизм и используя разногласия на религиозной почве. Вопрос т.н. Бессарабской митрополии приобрел особо острое звучание после прихода к власти в Молдавии коммунистов. Его религиозная подоплека отходит на второй план, и требование регистрации «бессарабцев» становится политическим средством борьбы за власть, инструментом дестабилизации ситуации в стране и ослабления позиций коммунистического руководства. В декабре 2001 г. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) выносит на основании поданной еще в 1998 г. жалобы сторонников раскольнической митрополии решение в ее пользу. К этому времени довольно четко определись внешнеполитические и социально-экономические ориентиры новой власти, которая высказываясь за продолжение сотрудничества с Западом и международными финансовыми институтами, провозгласила приоритетной задачей восстановление полномасштабных связей с Российской Федерацией и Содружествами Независимых Государств. В этом направлении были предприняты конкретные, практические шаги. Кроме того, парламент и правительство РМ принимают ряд законов и постановлений о придании русскому языку статуса, близкого к официальному, о повышении его роли в общеобразовательной системе, а также о введении принципа пропорционального участия в органах исполнительной и судебной власти, в силовых структурах представителей национальных меньшинств. На политическую сцену вновь выходят крайне правые националисты, ведомые, как всегда, прорумынской Христианско-демократической «народной» партией, бывшим Народным фронтом Молдовы. Во время организованных при поддержке, прежде всего, Румынии манифестаций в январе-апреле с.г. «фронтисты» потребовали отмены принятых властью решений, которые якобы ведут к «руссификации» Молдавии, и вновь поставили вопрос о регистрации «Бессарабской митрополии». Одновременно «христианско-демократические адвокаты» прорумынской церкви обжаловали в Высшей судебной палате РМ постановление Кабинета министров о признании статуса Молдавской православной церкви как правоприемницы Кишиневского епископата и Хотинско-Бессарабской митрополии и передаче МПЦ всего церковного имущества на территории современной Молдавии. Известно, что эти действия уже 12-13 марта с.г. были полностью одобрены Священным синодом ПЦ Румынии. Националисты получили также очередную поддержку от ЕСПЧ, который отклонил ходатайство правительства РМ о направлении дела о Бессарабской церкви на рассмотрение Большой палаты Суда в Страсбурге. С аналогичной позицией выступила и Парламентская Ассамблея Совета Европы, которая в своих рекомендациях правительству Молдавии от 24 апреля с.г. также высказалась за регистрацию бессарабских раскольников. Чтобы сбить накал имевшего тогда место противостояния и попытаться стабилизировать обстановку в стране, а также из-за угрозы обструкции со стороны европейских структур, президент В.Воронин и правительство РМ пошли на уступки ХДНП как в отношении русского языка, так и регистрации т.н. Бессарабской митрополии. 30 июля 2002 г. эта митрополия была официально зарегистрирована, получила статус юридического лица и право действовать на территории республики. Однако незадолго до этого в Закон РМ о культах были внесены изменения, которые позволили правительству зарегистрировать «бессарабцев» не как культ, а как религиозную организацию, которая будет отныне действовать в правовых рамках этого закона, как и другие организации подобного рода, чтобы исключить ее взаимодействие в политических целях с партиями и общественными объединениями страны. Кроме того, как заявляют официальные лица, изменения в Законе о культах не лишают государство права избирательно подходить к религиозным новообразованиям, оказывать им государственную поддержку или нет. Несмотря на акт легализации «Бессарабской митрополии», который, конечно же, будет еще долго негативно сказываться на общем развитии религиозной обстановки в Молдавии, в целом положение Русской православной церкви здесь остается достаточно прочным. В стране сегодня зарегистрированы 7 культов и 14 религиозных организаций. Это – православная церковь, русская старообрядческая церковь, римско-католическая церковь, иудеи, баптисты, адвентисты, пятидесятники и др. Сегодня добиваются своей легализации через суд малочисленные общины исламского толка, мунистов, Русской зарубежной православной церкви и др. Молдавская православная церковь насчитывает в настоящее время около 1300 приходов (для сравнения: к «Бессарабской митрополии» отошло немногим более 40). Подавляющее большинство населения (90%) являются прихожанами МПЦ. Стабильности позиций и авторитета Русской православной церкви в Молдавии и находящейся под ее покровительством Молдавской православной церкви способствует неизменное внимание к церковным проблемам в Молдавии высших иерархов РПЦ, прежде всего Патриарха Московского и Всея Руси Алексея II, а также их моральная поддержка действий нынешнего руководства РМ, направленных на сохранение единства православия и межконфессионального согласия в стране. В данном контексте можно рассматривать заявление Патриарха Алексия II от апреля с.г. по поводу вмешательства ЕСПЧ и других европейских структур в церковные дела, которое было воспринято местным духовенством и верующими как проявление пастерской заботы и свидетельство нерушимости канонических связей между Россией и Молдавией. Позитивный резонанс вызвал также очередной призыв к возобновлению прерванного диалога между РПЦ и ПЦ Румынии с целью найти выход из создавшейся ситуации и решить существующий спор относительно «Бессарабской митрополии». Большое значение имеют контакты и обмен посланиями между священноначалием РПЦ и руководством РМ и Кишиневско-Молдавской митрополии. В мае с.г. в рамках этих контактов состоялась встреча в Москве Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с президентом Республики Молдова В.Ворониным. В августе Молдавию посетил глава Департамента внешних связей Русской патриархии Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который прибыл на празднование 50-летия митрополита Кишиневского и Молдавского Владимира, награжденного по этому случаю за заслуги перед Православной церковью русским церковным орденом Сергия Радонежского II степени[2]. На состоявшемся брифинге в Кишиневе митрополит Кирилл заявил, что «раскол в лоне Православной церкви Молдовы нельзя расценить иначе как «беззаконие, противоречащее христианскому духу и слову Господню». По его мнению, мирской суд (имеется в виду ЕСПЧ – прим. автора) не вправе решать церковное дело, и регистрация «Бессарабской митрополии» есть решение с политической подоплекой». Вместе с тем, высокий представитель РПЦ подтвердил готовность Русской патриархии для диалога с Румынской патриархией. Он выразил надежду на то, что вопрос в конечном счете будет решен, не доводя дело до серьезного противостояния с кровопролитным исходом между христианами Молдовы». Большим подспорьем и моральной поддержкой для Молдавской православной церкви явился приезд в Приднестровье на День почитания Чудотворной иконы Донской Божьей Матери митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, митрополита Львовского и Галицкого Августина, епископа Архангельского и Холмогорского Тихона. Высокопреосвященство Агафангел во время своего пребывания в Тирасполе заявил журналистам, что "Православие является здоровым объединяющим ядром для народов Молдовы, Украины и России, и все попытки Запада ослабить православие в этих странах преследуют цель ослабить, а затем разрушить их". Коснувшись вопроса о проявлении со стороны США повышенного интереса к урегулированию молдавско-приднестровского конфликта, митрополит Агафангел отметил, что «для США безразлично, как сложится судьба Приднестровья, лишь бы Россия навсегда ушла из этого региона, поэтому они используют любую возможность для этого, в т.ч. сеют религиозную рознь в обществе. Молдова и Приднестровье – это не единственный пример применения такой политики». «В Югославии, к примеру, все началось с религиозной вражды, а затем обернулось военными действиями и кровью. Дай Бог, чтобы здесь не лилась кровь, чтобы все вопросы решались путем переговоров и встреч», - сказал также митрополит. Надо сказать, что, несмотря на известную специфику отношений между Кишиневом и Тирасполем , прежде всего, по вопросу окончательного урегулирования приднестровской проблемы, взаимодействие между Кишиневско-Молдавской митрополией и Тираспольско-Дубоссарской епархией, возглавляемой епископом Юстинианом, осуществляется на основе общепринятого в РПЦ канонического порядка, в т.ч. и в вопросе признания в Молдавии Бессарабской церкви. В Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) Православие считается государствообразующей религией. Здесь стремятся не допустить разрушительного влияния на население чуждых православной церкви сект и религиозных организаций. Сегодня в ПМР насчитывается 75 церквей (в начале 90-х годов их было 27), с 1995 года в 6 раз увеличилось число священнослужителей. За заслуги перед Русской православной церковью и вклад в возведение в Тирасполе храма Рождества Христова президент ПМР И.Смирнов и епископ Юстиниан награждены церковными орденами РПЦ. Как уже говорилось выше, процессу укрепления позиций РПЦ и МПЦ служит принципиальная линия нынешнего молдавского руководства, которое продолжает твердо выступать против раскола православной церкви в Республике Молдова. Встречаясь в начале июня с.г. с высшими иерархами МПЦ, президент В.Воронин поддержал их требование «не допустить легализации чуждой национальным духовным традициям религиозной структуры» и высказался за «повышение роли поместной церкви в жизни гражданского общества». Одним из путей урегулирования проблемы могла бы стать, по его мнению, разработка и принятие нового закона о свободе совести и деятельности конфессий в РМ. В Молдавии к настоящему времени завершена процедура выверки кадастровых книг по религиозной недвижимости. Кабинет министров РМ в июне же принял постановление о порядке оформления собственности на культовые здания и сооружения. После подачи зарегистрированными конфессиями соответствующих письменных обращений местные административные власти должны, согласно документу, сформировать комиссии «по определению принадлежности и оценке находящегося в ведении заявителя недвижимого имущества, включая земельные угодия». Данное постановление имеет важное значение для митрополии Молдовы, т.к. дает правовую основу для оформления права собственности на недвижимое имущество бывшего Кишиневского епископства и Бессарабско- Хотинской митрополии. Вместе с тем следует сказать, что у зарегистрированной «Бессарабской митрополии» также появилась возможность в законном порядке претендовать на это имущество. Недаром националисты и церковные раскольники уже опротестовали в Высшей судебной палате РМ постановление, закрепляющее статус МПЦ как правопреемницы упомянутых выше епископства и митрополии, а во время антиправительственных выступлений в сентябре с.г. уже потребовали возвращения «Бессарабской митрополии» церковного имущества, расположенного на исконно румынской земле, особенно тех приходов и церквей, которые были построены в период с 1918 по 1940 гг. Можно утверждать, что начавшаяся тяжба по церковной недвижимости также стала результатом легализации псевдомитрополии. К тому же ряд столичных и провинциальных священников выступает за передачу приходов и их собственности религиозным общинам, а не самой Молдавской митрополии. Таких священнослужителей насчитывается немного, примерно 40 человек, почти все они из Кишинева, но к ним присоединился епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт, бывший настоятель Кицканского монастыря в Приднестровье, который стал основным оппонентом митрополиту Владимиру и который в принципе выступил за регистрацию «Бессарабской митрополии». Пока наличие разногласий среди молдавского священноначалия не определяет общее развитие религиозной обстановки в стране, однако в случае решения вопроса о церковной недвижимости в пользу Молдавской митрополии, нельзя исключить, что часть кишиневских священнослужителей и епископ Доримедонт могут примкнуть к «бессарабским раскольникам». В этом плане представляется важным намерение высших православных иерархов Молдавии укрепить кадровый потенциал поместной церкви за счет выдвижения «на руководство» приходами убежденных сторонников канонического единства с Россией. Предполагается,что в ближайшее время будет заполнена вакансия епископа в Бельцах, главный приход которого считался оплотом прорумынской церкви, повышен статус настоятеля МПЦ в Оргееве, Сороках. . Как стало известно, на осенне-зимней сессии парламента ПМ будет рассматриваться проект концепции государственной политики в области отношений с религиозными организациями, а также проект нового закона о религиозных организациях и объединениях. Проекты не противоречат принципу светского характера государства, но вместе с тем вводят понятие традиционной религиозной организации. Руководство страны не могло пойти на законодательное наделение МПЦ статусом "государственной церкви", что предложило Великое собрание священнослужителей Молдавии в октябре 2001 года, ибо нарушался конституционный принцип равенства религиозных объединений перед законом, но понятие традиционной религии дает государству основание отдавать предпочтение той религиозной организации, к которой относится основная часть верующих. Проект нового закона, который определит новый порядок регистрации и перерегистрации религиозных организаций, уже передан для изучения всем зарегистрированным в стране религиозным объединениям и вскоре будет опубликован в печати для всенародного обсуждения. В официальных кругах РМ полагают, что голоса 90% верующих, канонически относящихся к Русской православной церкви, будут в ходе предстоящих обсуждений иметь первостепенное значение. Анализ внутриполитической и религиозной обстановки в Молдавии дает основание полагать, что совместные согласованные действия высшего священноначалия Русской православной церкви, Молдавской православной церкви и руководства Республики Молдова будут способствовать укреплению позиций Русской православной церкви в регионе, преодолению церковного раскола в Молдавии и достижению межконфессионального спокойствия, могут стать серьезным препятствием для осуществления экспансионистских планов официального Бухареста и Синода Румынского патриархата.Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |