Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Российско-Приднестровский Информационно-Аналитический Центр,
6 ноября 2002
Репортажи и комментарии, суждения и какие-то попытки первого анализа событий 23-26 октября показали не только всю трагедию, весь ужас случившегося, но и породили чувство навязываемой извне сопричастности с трагедией 11 сентября, причем не осмысленного единства и солидарности, а именно принесенного: "Смотрите, не только у вас, у нас тоже теракт". Помните, как в детском хвастливом стихотворении: "А у нас в квартире газ! А у Вас?". Очевидно, подспудно звучащая с идиотской гордостью мысль должна была символизировать наивным причастность к некому всемирному братству униженных и истерзанных террористами. Но боль и горе индивидуальны. В знак мнимого единения многие заговорили об очередном, новом отсчете времени и соответственно о каких-то новых отношениях между двумя государствами, Россией и США. Да, враг один. Вроде бы, и цель одна - уничтожение международного терроризма, но … В этом "но" и есть различия глубокие и даже пропастные. Это "но" - интерес государства. Единодушие распространяется только до тех границ, которые не затрагивают этот самый интерес. Стоит только приблизиться к черте, отделяющей государственные интересы от всего остального, как оказывается, что позиции сторон расходятся гораздо существеннее, чем декларируются каждый раз. Россия - щедрая душа Наивно поверив в новые стратегические отношения, Россия в конце мая заявила о готовности к миротворчеству на просторах бывшего СССР с Соединенными Штатами. В Совместной декларации о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки президенты двух стран заявили: " Россия и США будут сотрудничать в решении региональных конфликтов, в том числе в Абхазии и Нагорном Карабахе, а также приднестровского вопроса в Молдавии". Анализ итогов встречи на высшем уровне, да и последующие события позволяют с большой долей уверенности говорить о признании Россией за Соединенными Штатами "сольной роли" в мире и права вмешиваться в решение конфликтных вопросов на пост советском пространстве. Чем США не преминули воспользоваться. Американцы не были бы американцами, если бы не использовали с выгодой для себя последствия любого события пусть даже столь трагического как террористический акт, чтобы доминировать на пока не охваченном ими пространстве бывшего Советского Союза. Так было после 11 сентября. Россия, одной из первых бескорыстно поддержавшая антитеррористическую операцию в Афганистане, давшая добро на присутствие американских войск в центрально-азиатских республиках, потеряла страны Центральной Азии. Подобный вариант реализуется сегодня после трагедии "Норд-Оста". Россия теряет Кавказ Почти сразу после событий в театральном центре в Москве США принялись энергично обрабатывать Армению. Американский посол в этой закавказской стране Джон Ордуэй сделал ряд потрясающих высказываний для прессы, в которых декларируется усиление военного сотрудничества с Арменией - последним оставшимся стратегическим партнером России на Кавказе. Планомерно проводящаяся Соединенными Штатами работа в отношении Чечни ведет к осознанию необходимости урегулирования ситуации в Чечне без участия России. США используют для этого экономические, политические и военные ресурсы. Уже сейчас Соединенные Штаты заявляют о готовности инвестировать огромные средства в экономику Чечни. Видимо, скоро мы станем свидетелями того, как Америка начнет наводить порядок в этой республике. При этом вряд ли США ограничатся распространением своего влияния на Кавказ. Их воцарение на этой территории станет лишь этапом на пути окончательного завоевания пост советского пространства. На юго-западе территории бывшего Советского Союза пребывает еще один партнер России - Молдова, которая стратегически посасывает "вымя щедрой души". Года не прошло, как накануне визита в Москву и подписания российско-молдавского Договора в интервью радио "Маяк" Владимир Воронин заявлял о том, что "отношения между Молдовой и Россией являются стратегическими…". Подобные заявления продолжали появляться и дальше раз в месяц, а то и чаще, в зависимости от времени встреч с Владимиром Путиным. Но когда оказалось, что все что можно у России выпросили, министерство иностранных дел Молдовы сменило вектор. В новой концепции внешней политики Соединенные Штаты Америки названы главным партнером Молдовы, партнером номер один. Россия в "стратегическом партнерстве" передвинулось на второе место, ей отведена почетная роль "дойной коровы". Вот хотя бы один из примеров. Долги Молдовы за природный газ, поставляемый РАО "Газпром", возросли с начала года на $28 млн. и составили к началу октября $272 млн. В преддверии начала отопительного сезона российский поставщик обратился к президенту Владимиру Воронину с просьбой предпринять срочные меры по погашению задолженности. Руководство РАО "Газпром" называет "ничем не оправданной" продажу газа потребителям по $70-75 за тысячу кубометров при закупочной цене в $80. "Молдова является единственной страной, где проводится такая антирыночная практика", - говорится в письме. По сути, политика молдавских властей создала ситуацию безответственного и самовольного потребления газа. А главный дружбан уже без всякого стеснения гнет свою линию. Факты последних дней говорят об этом с исчерпывающей откровенностью. 30 октября в Баку закончилось двухдневное заседание рабочих групп ГУУАМ. Нелишне напомнить, что помимо закавказских республик Грузии и Азербайджана в ГУУАМ входят Молдова и Украина. Основной темой обсуждения стало участие США в мероприятиях по борьбе с терроризмом и организованной преступностью в странах объединения. Речь шла о том, как Соединенные Штаты будут участвовать в усилении пограничного контроля и обеспечения безопасности транспортных коридоров. С республиками Закавказья все понятно и не возникает вопросов: почему необходимо бороться с терроризмом и усиливать пограничный контроль. Украина тоже не вызывает особого доверия в свете последних скандалов, связанных с незаконными поставками Ираку современных радиолокационных станций. Остается Молдова. Но все еще помнят ответ президента России В. Путина по прибытии в Кишинев на саммит СНГ. Молдавским журналистам, специализирующимся на антитеррористической тематике и проявившим живой интерес, когда же Владимир Владимирович покончит с "террористическим режимом" в Приднестровье, российский президент ответил: "Я не считаю, что в Приднестровье террористическим режим". Так неужели угрозу национальной безопасности США представляют кишиневские братки или может Молдова обзавелась собственным Панкийским ущельем в Карпатах? Буквально несколько дней назад президент Молдовы Владимир Воронин и специальный координатор Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы обсудили возможность предоставления Молдове помощи для реализации проекта по укреплению и обеспечению безопасности границ республики. Воронин и Бусек отметили важность проблем, касающихся безопасности границ, и необходимость разрешения приднестровского конфликта. Стоит ли говорить, что за Пактом стабильности для Юго-Восточной Европы торчат уши "дядюшки Джо", не говоря уже о ГУУАМ. Интересное заявление в этом плане сделал Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Молдове г-н Петр Чалый в интервью агентству ИНТЕРЛИК: "Нельзя оставлять без внимания ту поддержку, которая на протяжении последних лет оказывается ГУУАМ со стороны США. Таким образом, утверждать о, якобы, неэффективности ГУУАМ не только некорректно, но и преждевременно". Оно и понятно, говорить о неэффективности ГУУАМ значит говорить о неэффективности Америки. На это мало кто способен. Попытался, правда, Узбекистан поартачиться, заблудшую овцу быстро наставили на "путь истинный". Да президент суверенной Молдовы в мае, кажется, что-то невнятно пытался сказать о низком КПД организации. Вполне вероятно, что он еще долго будет сожалеть о сорвавшихся с уст словах. Поэтому Молдова руками и ногами "за" укрепление и обеспечение безопасности границ, особенно украино-приднестровской. Ведь это так вписывается в политическую параболу Владимира Воронина, падающую вниз "стремительным домкратом". Вот тут как раз кстати и Бакинская встреча, и обсуждение возможной помощи Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы в реализации проекта по укреплению и обеспечению безопасности границ республики. Правда, за вроде бы правильными проектами и словами стоят совершенно различные интересы. Интерес Молдовы очевиден: не получилось самим задушить Приднестровье, попробуем это же с помощью США. Сладкая иллюзия. Америка никогда ни на кого не работала, кроме как на себя саму. России - щедрой душе, пригласившей заокеанского дядю похозяйничать на просторах бывшего СССР, остается только наблюдать, да время от времени делать наивные заявления, что появление американских военных баз вблизи границ РФ это неотъемлемое право суверенных государств.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |