Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.12.2007, «Кремль.орг»
Константин Затулин, Директор Института стран СНГ, депутат ГД РФ IV созыва, член Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками
Из выступления Константина Затулина, депутата Государственной Думы, директора Института стран СНГ на круглом столе по теме: 'Россия - Грузия. XXI век', Информационное агентство 'Росбалт', 25 декабря 2007 г.:
- Мы обсуждаем российско-грузинские отношения в контексте предстоящих президентских выборов, которые должны пройти в Грузии 5 января. Предвыборная пора - не лучшее время для установления новых отношений между странами, которые находятся в непростых взаимоотношениях между собой. С другой стороны, именно в это время и формируются разного рода варианты будущего в наших отношениях, поскольку не только внутренняя, но и внешняя политика Грузии должна будет становиться предметом обсуждения участниками президентской кампании.
Что мы сегодня видим? К большому сожалению, могу сказать, что большая часть избирательной кампании, когда дело касалось проблем внешнеполитического позиционирования Грузии, была посвящена обвинениям, контробвинениям. Власть и оппозиция искали подтверждения тому, что их политический оппонент является агентом Кремля или агентом России. Это обвинение стало настолько расхожим, что его, по-моему, не имеет смысл комментировать.
Грузия - во всех отношениях интересная страна. Там один из кандидатов в президенты, собираясь, как я понимаю, стать президентом, борясь за это, одновременно, если верить Генеральной Прокуратуре, устраивает заговор против страны, в которой он собрался стать президентом, и против, видимо, самого президентства.
Я это говорю к тому, что очень мало оснований думать, что, во-первых, условия на выборах являются равными, власть и оппозиция поставлены в сколько-нибудь близкие равноправные условия, даже формально, поскольку часть кандидатов в президенты, как мы знаем, находится под всякого рода преследованием. А во-вторых - ситуация не самая благоприятная для спокойного разговора о российско-грузинских отношениях. Тем не менее, пытаться нужно.
И если нужно пытаться, то нужно установить несколько вещей, по-моему, которые должны бы быть условиями для нормализации российско-грузинских отношений. Во-первых, нужно придти к определенному заключению, что нормализация российско-грузинских отношений, прежде всего, достигается путем снятия невыполнимых условий для такой нормализации, снижения контекста пропаганды и контрпропаганды, которая ведется сегодня, и отказа от дешевых способов антироссийской пропаганды, фактически истерии, которая подразумевает, что все, что бы не произошло в Грузии плохого, есть следствие заговора со стороны России, Кремля и лично - Владимира Владимировича Путина. А теперь, видимо, еще и Дмитрия Анатольевича Медведева. В такой обстановке, когда ваш партнер по переговорам постоянно высылает ваших дипломатов, пытается "договориться" с военнослужащими, даже сегодня, как известно, возникла там проблема с контрактниками, очень сложно бесконечно проявлять терпимость, не идти на какие-то ответные меры, чтобы как в таких случаях вспоминают, более крупная держава, шла навстречу, не обращала внимания на все остальное. Возмущение представителей грузинской политической элиты теми или иными шагами, которые были предприняты Российской Федерацией в прошлом году, было бы, мне кажется, более естественным, если бы до этого те же представители той же самой политической элиты не высказались против провокационных способов ведения дел с Россией. Напомню, что все истории, связанные с ограничением перемещений в коммуникациях, они в конечном счете были спровоцированы задержанием наших военнослужащих и той унизительной процедурой, которой подвергли этих военнослужащих в процессе их передачи Российской Федерации. Вот таким образом, первое - давайте освободим российско-грузинские отношения от провокационных моментов.
Второе. Я думаю, что вторым следует признать такие условия, которые все время или периодически выдвигаются для содержательного улучшения российско-грузинских отношений, как такое ультимативное требование к Российской Федерации - чуть ли не вернуть Абхазию и Южную Осетию Грузии как условие для того, чтобы Грузия хорошо относилась к России. Ну, во-первых, таким языком с Россией никто никогда не разговаривал и не будет разговаривать. Во-вторых, мы не хозяева Абхазии и Южной Осетии. Абхазия и Южная Осетия, это не признанные сегодня, пока не признанные республики, которые в течение уже полутора десятков лет фактически живут самостоятельно и от Тбилиси, и от России. Нет конфликтов, которые были инициированы Российской Федерацией, а были конфликты, которые были спровоцированы тогдашними властями Грузии. Эти конфликты, на мой взгляд, доказывают неспособность, по крайней мере, тогдашней политической элиты, да и сегодняшней тоже находить общий язык с инакомыслящими и находить общий язык с инородцами. Если бы они умели находить общий язык, если бы они понимали, как это делается, то, наверное, сегодня, через 15 лет после окончания активной фазы этих конфликтов, мы видели бы другие результаты. Поэтому давайте признаем одно обстоятельство, что Россия несет обязанности по миротворчеству в этих зонах, она является посредником между грузинской стороной, осетинской и абхазской, но она ни в коей мере не является хозяином воли абхазского или осетинского народа, которого она может принудить, заставить. И в этом плане Россия не в коем случае не будет прибегать к методам, которые некоторыми державами использовались для того, чтобы заниматься расчленением чужих территорий. Я имею в виду, например, страны НАТО и Соединенные Штаты в истории с Югославией. В течение 10-15 лет агонии бывшей Югославии Европейский Союз - на последней стадии, а в начале - НАТО и Соединенные Штаты якобы делали все для того, чтобы улучшить ситуацию в Югославии. К чему это привело - известно. Мы подобными методами не действуем, мы не участвовали в вооруженных конфликтах в Абхазии или в Южной Осетии, мы никого не оккупировали эти страны, наши войска в скромном количестве находятся там по приглашению обеих сторон, поэтому, пожалуйста, не предъявляйте к нам излишние требования, связанные с тем, что мы должны проводить ради Грузии какую-то операцию принуждения Абхазии и Осетии к возвращению в состав Грузии. Ни в одном мандате миротворческих сил подобные обязательства мы на себя никогда не брали. Это - второе обстоятельство.
Третье обстоятельство - это то, что остается. А остается вся остальная жизнь, которая, я надеюсь, есть или должна быть в Грузии. Вопросы развития Грузии как государства и как экономического субъекта, развитие взаимовыгодных экономических связей, интереса и взаимопроникновения двух культур, которые в течение нескольких сот лет развивались фактически в одном лоне или совместно развивались. И при этом, хочу заметить, за все время существования Грузии в составе Российской Империи, Советского Союза не было и нет оснований говорить о том, что Грузия подверглась какому-то национальному унижению или, скажем, пренебрежительно в России относились к грузинскому языку, грузинской культуре. Я думаю, что на этих основах и исходя из этих высоких примеров мы должны развивать эти отношения. Есть у Грузии интерес к тому, чтобы стать привлекательным государством, в том числе, кстати говоря, и для Абхазии и для Южной Осетии? Если есть интерес - замечательно! Но в этом случае Россия готова протянуть руку и развивать отношения. Если нет интереса, а есть интерес взвинчивать бесконечно отношения с Россией ради того, чтобы втянуть на своей стороне в этот конфликт международное сообщество - ну, в таком случае разговора не произойдет. Хотя, конечно, градус отношений может быть разным. Он может быть настолько высоким, что даже почтовая корреспонденция начинает задерживаться и мы попадаем в Грузию, если захотим, только через другие страны, в свою очередь, и граждане Грузии тоже стеснены в этом. И я считаю, что это ненормально, это должно быть, конечно, снято в какое-то время, но для этого должен быть повод благожелательный с грузинской стороны. Мы под давлением ничего делать не будем
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |