Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Виктор Михайлов
Во время проведения предвыборной кампании многие кандидаты в депутаты Госдумы много говорили о необходимости оживления работы с российскими соотечественниками и целесообразности внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Правда, эти разговоры ведутся уже с 2000 года, «а воз и ныне там».
В отличии от федеральных органов, в целях совершенствования работы по осуществлению государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, Правительство Москвы 13 ноября 2007 года вынесло постановление «О концепции закона города Москвы «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы» .
Постановлением Правительство Москвы одобрило Концепцию закона. Поручило Департаменту внешнеэкономических и международных связей города Москвы обеспечить разработку проекта закона города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы" и в IV квартале 2008 г. внести его на рассмотрение Правительства Москвы. Контроль за выполнением настоящего постановления возлагается на руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Мурадова Г.Л. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
Ниже мы публикуем проект Концепции закона города Москвы «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы». И надеемся, что соотечественники примут активное участие в обсуждении проекта.
Концепция закона
города Москвы
"О поддержке соотечественников за рубежом
органами государственной власти города Москвы"
I. Современная ситуация в сфере обеспечения государственной поддержки соотечественников за рубежом органами государственной власти города
В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее - Федеральный закон) органы государственной власти города Москвы как и органы государственной власти других субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по осуществлению следующих мероприятий по поддержке соотечественников:
- стимулирование сотрудничества российских организаций с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействие созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощрение связей российских организаций независимо от форм собственности с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранных государств (часть 1 статьи 16);
- оказание в социальной области поддержки социально незащищенным категориям соотечественников (часть 2 статьи 16);
- поддержка соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и совершение с этой целью соответствующих действий (часть 1 статьи 17);
- всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников (часть 2 статьи 17);
-оказание помощи культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников, содействие изучению культурного наследия соотечественников, всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками (часть 4 статьи 17);
- способствование сохранению соотечественниками знания родных языков национальностей Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств (часть 5 статьи 17);
- содействие получению лицами, состоявшими в гражданстве СССР, наравне с гражданами Российской Федерации среднего и высшего профессионального образования, повышению ими квалификации, в том числе в аспирантуре и докторантуре, в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях в Российской Федерации (часть 6 статьи 17).
Согласно статье 25 Федерального закона до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе города Москвы, доводятся результаты государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками, включающие анализ и оценку положения соотечественников, банк данных, прогнозирование ситуации и проведенные научно-исследовательские работы.
Статьей 26 Федерального закона предусмотрена возможность создания при органах государственной власти субъектов Российской Федерации представительных общественно-консультативных органов - советов (комиссий) соотечественников, порядок формирования задачи и функции которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом законодательства субъекта Российской Федерации.
При этом отдельно в статье 19.1 Федерального закона выделены
следующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
- разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
- разработка, принятие и реализация программ субъектов Российской Федерации;
- другие полномочия, определенные федеральными законами.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками осуществляется, в том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами.
Таким образом, федеральное законодательство предусматривает достаточно широкие возможности для деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по поддержке соотечественников, в том числе и по нормативному регулированию в этой сфере.
При этом органы государственной власти города Москвы традиционно уделяли большое внимание поддержке соотечественников. Так постановление Правительства Москвы от 18 сентября 2001 г. N 844-ПП определило основные направления работы по поддержке соотечественников за рубежом. Были приняты Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы (постановление Правительства Москвы от 24 сентября 2002 г. N 785-ПП), Комплексная целевая среднесрочная программа осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы (постановление Правительства Москвы от 6 сентября 2005 г. N 679-ПП). Практически все органы исполнительной власти города Москвы так или иначе задействованы в работе с соотечественниками. Для ее координации создана Межведомственная комиссия по работе с соотечественниками за рубежом (постановление Правительства Москвы от 8 января 2002 г. N 17-ПП). На законодательном уровне вопрос о государственной поддержке соотечественников в Москве не урегулирован.
В то же время есть ряд аргументов в пользу принятия соответствующего закона города Москвы.
Во-первых, Москва больше других субъектов Российской Федерации уделяет внимание этой проблеме. Поэтому было бы логично, чтобы соответствующий закон города Москвы стал одним из первых региональных законов в этой сфере и соответственно ориентиром для других субъектов Российской Федерации в осуществлении должной поддержки соотечественников. Москва тем самым закрепит свой приоритет в этой сфере.
Во-вторых, закон является наиболее стабильной по содержанию формой нормативного правового акта. Положение русскоязычного населения в ряде стран ближнего зарубежья продолжает быть непростым:
соотечественники испытывают трудности в реализации своих гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры; существенно ограничены для представителей не титульных национальностей (большинство из которых составляют русские и "русскоязычные") права на труд и на занятие должностей в государственных структурах, получение образования и информации на родном языке, на сохранение этнокультурной самобытности.
Та поддержка, которая оказывается им Россией с федерального и регионального (прежде всего, из Москвы) уровня, является мощным позитивным стимулом для соотечественников, дает им надежду на лучшее будущее их и их детей. Закрепление инструментов поддержки соотечественников в законе города Москвы позволит им убедиться, что и получаемая ими от Москвы помощь не имеет в настоящее время конечных пределов по срокам и на нее можно рассчитывать в определенной временной перспективе. Это само по себе даст им определенную поддержку.
В-третьих, собственно перечня мероприятий, даже сведенных в программу, для полноценного осуществления поддержки соотечественников недостаточно. Необходимо закрепить уже сформированную инфраструктуру деятельности по поддержке соотечественников на законодательном уровне, чтобы при гибкости состава мероприятий по поддержке соотечественников обеспечить жесткость инфраструктуры как базовой основы обеспечения этой деятельности. Также было бы полезно для повышения системности подзаконного регулирования и правоприменительной деятельности установить отдельные правила, касающиеся взаимодействия с организациями соотечественников. Таким образом, значимость и содержание общественных отношений в рассматриваемой области, их нынешнее и предполагаемое развитие обусловливают настоятельную потребность правового решения ряда вопросов на уровне закона города Москвы.
В-четвертых, нарастает активность работы федеральных органов государственной власти по осуществлению государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. Это требует от субъектов Российской Федерации, особенно от города Москвы - столицы Российской Федерации, деятельного участия в осуществлении поддержки соотечественников, свидетельством актуальности и современности которого для органов государственной власти города Москвы как раз и может быть принятие предлагаемого закона.
Наконец, нельзя упускать из виду еще одно обстоятельство.
Контакты с соотечественниками могут использоваться и для реализации экономических интересов Москвы. За прошедшие годы в диаспоре нового зарубежья произошли качественные изменения. Сформировалась социально адаптированная часть российской диаспоры, "вписавшаяся" в новые реалии и при этом желающая сохранить связи с Россией. При организации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом, информационном и других видах сотрудничества с организациями города Москвы, не только создается мощный инструмент реализации интересов Москвы, но и появляются внутренние условия для финансовой, социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры. При этом экономическое взаимодействие как форма поддержки соотечественников также требует правового регулирования, которое могло бы найти отражение в законе.
Таким образом, налицо предпосылки для принятия закона города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы".
II. Цели и предмет регулирования закона города Москвы
"О поддержке соотечественников за рубежом органами
государственной власти города Москвы"
Проект закона города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы" должен быть направлен на регулирование отношений, связанных с реализацией органами государственной власти города Москвы мер поддержки соотечественников, развивающих и дополняющих соответствующие меры, установленные Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Целями деятельности органов государственной власти города Москвы по поддержке соотечественников (и соответственно целями закона) являются оказание, дополнительно к осуществляемой федеральными органами государственной власти, поддержки и помощи соотечественникам в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, с учетом законодательства иностранных государств, а также использование потенциала соотечественников для реализации задач культурного, научного, экономического и социального развития города Москвы.
Субъектами поддержки в соответствии с законом будут соотечественники за рубежом, определяемые в соответствии со статьей 1 Федерального закона:
- граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
- лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; - выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства;
- потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.
При этом законом будет допускаться установление иными правовыми актами Москвы отдельных категорий соотечественников для определения особенностей поддержки соотечественников с учетом их принадлежности к социальным группам, странам проживания, а также по иным признакам.
Например, в качестве лиц, к которым применяются особые меры поддержки, могут быть выделены соотечественники - ветераны Великой Отечественной войны, молодые соотечественники, социально нуждающиеся соотечественники, соотечественники, проживающие в странах СНГ и Балтии. То, что данные категории не закрепляются в основном непосредственно законом, обусловлено приоритетностью программного подхода при осуществлении поддержки соотечественников и динамизмом политической и экономической ситуации.
Также предлагается осуществлять поддержку организаций соотечественников - некоммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством страны нахождения, основной целью деятельности которых является поддержка соотечественников. Кроме того, должны быть предусмотрены меры содействия негосударственным некоммерческим организациям, систематически участвующим в осуществлении поддержки соотечественников при условии их добровольной постановки на учет в специально уполномоченном органе исполнительной власти города Москвы.
III. Предполагаемые последствия реализации закона города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы"
Принятие закона города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы" позволит упорядочить регулирование отношений в данной области посредством комплексного, единообразного и непротиворечивого законодательного решения комплекса вопросов, связанных с реализацией государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников.
Принятие закона позволит закрепить целостную основу для деятельности органов государственной власти города Москвы в области оказания поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, работы органов исполнительной власти города Москвы, будет способствовать утверждению положительного образа города Москвы в сознании соотечественников за рубежом и в целом в странах их проживания, а также среди субъектов Российской Федерации.
При этом с учетом того, что деятельность по поддержке соотечественников за рубежом органами исполнительной власти города Москвы уже осуществляется, принятие закона не повлечет существенных организационных, финансовых и материальных затрат.
Реализация закона потребует принятия ряда правовых актов Правительства Москвы:
- о порядке формирования, задачах и функциях советов (комиссий) соотечественников;
- об участии представительств города Москвы за пределами Российской Федерации в осуществлении поддержки соотечественников;
- о критериях оценки эффективности деятельности по поддержке соотечественников, в том числе содействии финансовой и материальной поддержки организациям соотечественников;
- о порядке поддержки соотечественников в социальной сфере (в том числе отбора нуждающихся в поддержке соотечественников);
- об учете организаций соотечественников, пользующихся поддержкой города Москвы.
В систему органов и организаций, осуществляющих взаимодействие, поддержку и содействие соотечественников за рубежом предлагается включить: Правительство Москвы, консультативный орган, осуществляющий координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы, структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы, государственных учреждений, иных организаций, осуществляющих поддержку соотечественников и взаимодействие с ними (существующая Межведомственная комиссия по работе с соотечественниками за рубежом), специально уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы (существующий Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы) и иные органы исполнительной власти города Москвы и государственные учреждения города Москвы в соответствии с их функциями.
Законом для обеспечения представительства интересов соотечественников в органах государственной власти города Москвы предполагается предусмотреть создание при органах государственной власти города Москвы представительных общественно-консультативных органов - советов (комиссий) соотечественников. Они будут создаваться на общественных началах.
Реализация закона не потребует специального финансирования. Она будет осуществляться в рамках комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы, а далее - в рамках аналогичных программ, которые будут, в том числе в силу закона, приниматься в будущем. При этом закон не связывает органы исполнительной власти города Москвы обязанностями по осуществлению определенного объема финансирования.
Таким образом, закон призван стать основой для дальнейшего развития существующих и внедрения новых механизмов осуществления поддержки соотечественников за рубежом городом Москвой. Его принятие систематизирует эту деятельность и зафиксирует ее осуществление как стабильную задачу. При этом он не потребует дополнительных ресурсов.
IV. Структура проекта закона города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами
государственной власти города Москвы"
Проект закона города Москвы "О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы" должен включать 5 глав и входящие в них статьи. Первая глава "Общие положения" должна содержать положения, закрепляющие:
а) систему правовых актов города Москвы о соотечественниках.
Предполагается, что конкретные меры поддержки соотечественников могут быть предусмотрены не только непосредственно в данном законе, но и в других законах города Москвы, содержащих нормы об особенностях положения соотечественников в сферах общественных отношений, регулируемых этими законами, а также в принимаемых в соответствии с законом "О поддержке соотечественников органами государственной власти города Москвы" и иными законами города Москвы других правовых актах города Москвы;
б) цели деятельности органов государственной власти города Москвы по поддержке соотечественников, а также принципы организации такой деятельности органов государственной власти города Москвы.
В качестве целей деятельности органов государственной власти города Москвы по поддержке соотечественников предлагается указать:
- оказание, дополнительно к осуществляемой федеральными органами государственной власти, поддержки и помощи соотечественникам в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, с учетом законодательства иностранных государств;
- использование потенциала соотечественников для реализации задач культурного, научного, экономического и социального развития города Москвы.
Данный подход согласуется с Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", с одной стороны, определившим цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, заключающиеся в оказании государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, а с другой стороны - устанавливающим право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации оказывать дополнительные к федеральным меры поддержки соотечественников, то есть предполагающие возможность собственного целеполагания органов государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения о такой поддержке, связанного в том числе с социально-экономическими задачами самого этого субъекта Российской Федерации.
Применительно к регулированию принципов поддержки соотечественников органами государственной власти города Москвы предлагается указать, что поддержка соотечественников органами государственной власти города Москвы осуществляется в соответствии с принципами государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, установленными указанным Федеральным законом, а также следующими принципами организации такой поддержки органами государственной власти города Москвы:
- согласованность поддержки соотечественников органами государственной власти города Москвы с поддержкой, оказываемой федеральными органами государственной власти;
- финансовая обеспеченность мероприятий, проводимых в отношении соотечественников;
- привлечение соотечественников к участию в разработке и осуществлении поддержки соотечественников;
- обеспечение равных возможностей соотечественников при оказании им поддержки с учетом принадлежности к социальным группам и странам проживания;
- открытость для сотрудничества со всеми организациями соотечественников;
- доступность информации об осуществлении городом Москвой государственной поддержки соотечественников;
- адресность оказания поддержки соотечественникам и организациям соотечественников исходя из их возможностей и особенностей;
- взаимосвязь содержания мероприятий, проводимых в отношении соотечественников, их организаций с задачами развития города Москвы;
- межотраслевое взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении поддержки соотечественников.
При этом наличие в законе города Москвы принципов организации поддержки соотечественников дополнительно к принципам, установленным Федеральным законом, не противоречит федеральному законодательству, так как вновь устанавливаемые принципы касаются именно организационной стороны той деятельности, право осуществления которой в силу федерального закона принадлежит органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) лица и организации, на которых направлена поддержка соотечественников. Они были рассмотрены выше;
г) основные направления деятельности города Москвы при осуществлении государственной поддержки соотечественников. В этой части закон должен ориентироваться в том числе на задачи, сформулированные в постановлении Правительства Москвы от 18 сентября 2001 г. N 844-ПП "Об основных направлениях работы по поддержке соотечественников за рубежом", дополняя и развивая их. В качестве таких направлений предлагается указать следующие:
- оказание методической и организационной помощи региональным и международным деловым, профессиональным, молодежным, женским, парламентским организациям соотечественников;
- учет положения соотечественников в странах проживания, поддержка общественных правозащитных организаций города Москвы и сотрудничество с международными правозащитными организациями;
- содействие финансовой и материальной поддержке организаций соотечественников, налаживание и развитие всесторонних связей органов государственной власти города Москвы с организациями соотечественников;
- поддержка русского языка, культуры, образования, содействие в получении образования на русском языке и повышении квалификации в учебных и научно-исследовательских учреждениях города Москвы, оказание поддержки образовательным учреждениям с преподаванием на русском языке в зарубежных странах;
- экономическое сотрудничество города Москвы с организациями соотечественников, содействие налаживанию связей хозяйствующих субъектов города Москвы с деловыми кругами соотечественников;
- информационное сотрудничество с организациями соотечественников и странами проживания соотечественников, поддержка русскоязычных средств массовой информации, создание информационно-электронных систем;
- поддержка социально незащищенных категорий соотечественников за рубежом.
Вторая глава "Обеспечение поддержки соотечественников" должна устанавливать:
а) особенности программного метода осуществления поддержки соотечественников, в том числе требования к содержанию программ в данной сфере. Специфика такой сферы деятельности органов государственной власти как поддержка соотечественников состоит в том, что конкретный набор мероприятий в рамках заданных основных направлений, форм государственной поддержки соотечественников должен достаточно гибко варьироваться в зависимости от конкретной ситуации в странах проживания соотечественников, политических подходов, определяемых федеральными органами государственной власти, возможностей бюджета города Москвы. В этой связи программный метод деятельности органов государственной власти города Москвы по поддержке соотечественников является приоритетным. Он уже доказал свою эффективность. В тоже время, предлагается закрепить в законе ряд позиций, наличие мероприятий по которым в программе является обязательным: правовая защита соотечественников; социальная защита соотечественников, в том числе в области науки, образования, здравоохранения; поддержка организаций соотечественников; поддержка русского языка, культуры и образования; развитие экономического переселения соотечественников в Российскую Федерацию; информационное сотрудничество с соотечественниками; научное и экспертное обеспечение поддержки соотечественников;
б) положения об организационном, финансовом, научном, экспертном, информационном и кадровом обеспечении деятельности города Москвы в отношении соотечественников. Как отмечалось выше, одна из основных причин принятия закона - необходимость закрепить сформированную инфраструктуру деятельности по поддержке соотечественников, чтобы при гибкости состава мероприятий по поддержке соотечественников закрепить жесткость инфраструктуры обеспечения этой деятельности. Данный регулятивный прием применен, в частности, в Законе города Москвы от 28 января 2004 г. N 4 "О молодежи", также касающемся межотраслевой и объективно достаточно подвижной по составу мероприятий сферы деятельности, и доказал свою эффективность.
Законом необходимо предусмотреть образование Правительством Москвы консультативного органа, осуществляющего координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы, структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы, государственных учреждений, иных организаций, реализующих мероприятия по поддержке соотечественников и взаимодействию с ними. В настоящее время эту функцию выполняет Межведомственная комиссия по работе с соотечественниками за рубежом.
Организационное обеспечение поддержки соотечественников, помимо органов государственной власти города Москвы, должно включать государственные учреждения, осуществляющие функции в области поддержки соотечественников. Также важным представляется закрепить формы взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациям, систематически участвующими в осуществлении поддержки
соотечественников, в том числе возможность оказания им государственной поддержки. В осуществлении поддержки соотечественников могут также участвовать иные государственные и негосударственные организации, включая хозяйствующие субъекты. Элементом организационного обеспечения деятельности по государственной поддержке соотечественников является участие представительств города Москвы за пределами Российской Федерации в государственной поддержке соотечественников. Законом предлагается установить, что созданные в установленном порядке представительства города Москвы за пределами Российской Федерации участвуют в осуществлении поддержки соотечественников, а порядок этой деятельности и ее координации уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы определяется Правительством Москвы.
Финансовое обеспечение поддержки соотечественников осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы и включает бюджетную составляющую и привлеченные средства. Предлагается установить, что объем средств на финансирование поддержки соотечественников ежегодно утверждается в бюджете города Москвы отдельной строкой. В связи с тем, что полезный эффект деятельности по поддержке соотечественников непосредственно для Москвы является отложенным, особое значение предлагается уделить оценке эффективности использования финансовых средств на осуществление поддержки соотечественников. В связи с этим необходимо закрепить в законе, что Правительство города Москвы утверждает критерии оценки эффективности деятельности по поддержке соотечественников, в том числе оказания содействия финансовой в материальной поддержке организаций соотечественников. В обязанности уполномоченного органа должно быть вменено привлечение внебюджетных средств на поддержку соотечественников.
Для поддержки соотечественников определенное значение имеет научное и экспертное обеспечение этой деятельности. Оно может осуществляться органами государственной власти города Москвы посредством, в частности:
- содействия финансированию и организации совместных научноисследовательских работ по проблемам соотечественников, их организаций учеными города Москвы и представителями российской зарубежья;
- организации научно-практических конференций по изучению положения соотечественников в странах проживания в прошлом, настоящем и будущем;
- организации периодических семинаров с участием соотечественников по вопросам экономического, научно-технического и культурного сотрудничества города Москвы и других субъектов Российской Федерации;
- проведения информационно-аналитической работы по выработке практических рекомендаций для повышения эффективности деятельности города Москвы в отношении соотечественников;
- организации издания научных трудов, научно-информационных бюллетеней, освещающих научные исследования в области положения соотечественников, выпуска аналитических материалов, проведения экспертиз и опросов общественного мнения, организации мониторинга, социологических исследований и статистического учета данных по вопросам, касающимся соотечественников;
- создания банка данных социологических и иных научных исследований по вопросам, касающимся соотечественников.
Информационное обеспечение поддержки соотечественников осуществляется органами государственной власти города Москвы, в частности, посредством:
- сбора и предоставления информации для объективного освещения проблем соотечественников в средствах массовой информации, специальных информационных, справочных и иных изданиях;
- создания и поддержки специализированного общедоступного сайта в сети Интернет по вопросам поддержки соотечественников;
- формирования банка данных, содержащего информацию о проблемах соотечественников, организаций соотечественников, об опыте реализации программ по поддержке соотечественников. Доступ к указанному банку данных должен быть обеспечен всем органам государственной власти города Москвы, органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве;
- ежегодного выпуска информационных сборников, содержащих правовые акты и социологические материалы по вопросам поддержки соотечественников, а также выпуска иных информационных и справочных материалов по проблемам соотечественников, организаций соотечественников;
- организационного, информационного и методического обеспечения создания в редакциях средств массовой информации отделов или иных структурных подразделений по вопросам соотечественников; доведения информации о нарушении прав соотечественников до органов государственной власти Российской Федерации;
- поддержки средств массовой информации, освещающих реализацию связей города Москвы с соотечественниками.
Кадровое обеспечение поддержки соотечественников осуществляется органами государственной власти города Москвы, в частности, посредством:
- организации и финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с соотечественниками, причем речь идет не только о государственных гражданских служащих города Москвы, но и о работниках государственных учреждений города Москвы, иных некоммерческих организаций, в том числе организаций соотечественников;
- подготовки и издания методической литературы для должностных лиц, включая должностных лиц представительств города Москвы за пределами Российской Федерации, занимающихся вопросами поддержки соотечественников, а также для работников организаций соотечественников;
в) положения об обеспечении представительства интересов соотечественников в органах государственной власти города Москвы в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Третья глава "Оказание государственной поддержки соотечественникам" должна содержать перечень основных форм поддержки соотечественников по следующим направлениям: образование, язык, культура и историческая память, правовая поддержка, право на информацию, социальная сфера. Перечень форм поддержки не является исчерпывающим.
В качестве особой формы поддержки должно быть также выделено положение об экономическом сотрудничестве города Москвы с соотечественниками и их организациями, поскольку в данном случае взаимодействие с соотечественниками может приносить экономическую выгоду городу Москве. Должно быть закреплено, что органы государственной власти города Москвы содействуют установлению связей организаций города Москвы и хозяйствующих субъектов соотечественников (хозяйствующих организаций, созданных в соответствии с законодательством страны нахождения, более 75% имущества которых принадлежит соотечественникам и более 75% работников которых составляют соотечественники) посредством создания информационного центра; организации проведения выставок-ярмарок, открытия торгово-промышленных центров по оптовой продаже продукции хозяйствующих субъектов города Москвы; поддержки создания совместных предприятий с хозяйствующими субъектами соотечественников; содействия приобретению оборудования для совместных с хозяйствующими субъектами соотечественников предприятий.
Также предлагается закрепить, что органы государственной власти города Москвы обеспечивают создание равных условий в городе Москве для хозяйствующих субъектов соотечественников. Одной из включаемых в закон форм поддержки будет организация подготовки, переподготовки специалистов в области предпринимательства и экономики из среды соотечественников на базе учебных заведений города Москвы.
Формой поддержки соотечественников согласно закону будет также поддержка добровольного переселения соотечественников на территорию Российской Федерации. При этом в основном нормы закона в части данной поддержки должны отсылать к городской целевой программе, определяющей перечень мероприятий по поддержке соотечественников (предполагается, что это будет подраздел в перечне мероприятий программы).
Непосредственно в законе предлагается установить перечень соотечественников, пользующихся приоритетным правом на оказание поддержки за счет средств бюджета Москвы в добровольном переселении:
- соотечественники, имеющие специальности, в которых город Москва испытывает потребность;
- лица, права которых нарушаются в странах проживания вследствие их принадлежности к соотечественникам;
- соотечественники - ветераны Великой Отечественной войны, участники Битвы под Москвой, иные категории ветеранов, лица, имеющие заслуги перед Российским государством и городом Москвой.
Четвертая глава "Оказание государственной поддержки организациям соотечественников" должна включать:
а) приоритеты поддержки организаций соотечественников.
В качестве таких приоритетов предлагается указать следующие:
- поддержка молодежных организаций соотечественников с целью расширения связей молодых соотечественников с Российской Федерацией;
- сотрудничество с находящимися за рубежом религиозными общинами религиозных конфессий, действующих на территории Российской Федерации, с целью оказания безвозмездной помощи в приобретении религиозной утвари и литературы, а также по укреплению самобытности, духовных традиций и культуры в установленном порядке;
- поддержка ветеранских организаций соотечественников;
- поддержка международных организаций соотечественников.
При этом указанные приоритеты не препятствуют поддержке других организаций соотечественников;
б) положения об учете организаций соотечественников. Такой учет нужен, чтобы более четко определить субъектов поддержки, иметь постоянную систему коммуникации с ними. Осуществлять учет организаций соотечественников, пользующихся государственной поддержкой в соответствии с настоящим законом, будет уполномоченный орган. Порядок отбора организаций соотечественников, пользующихся поддержкой города Москвы, а также приема, обработки и учета их заявок определяется Правительством Москвы. Учет организаций соотечественников должен осуществляться бесплатно;
в) положения об организационной, консультативной, финансовой, информационной и кадровой поддержке организаций соотечественников. В частности, по вопросам организационной и консультативной поддержки необходимо установить, что представители организаций соотечественников, соотечественники вправе обращаться в органы государственной власти города Москвы за безвозмездным получением образцов документов, необходимых для взаимодействия с органами государственной власти города Москвы, методических рекомендаций о взаимодействии организаций соотечественников с органами государственной власти города Москвы, а представительства города Москвы за пределами Российской Федерации осуществляют консультативную и организационную поддержку при создании и деятельности организаций соотечественников.
Финансовая поддержка организаций соотечественников из бюджета города Москвы должна осуществляться путем финансирования конкретных проектов, направленных на поддержку соотечественников, в пределах выделенных на эти цели финансовых средств на конкурсной основе.
Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в порядке, определенном законодательством, устанавливает условия конкурса проектов с учетом указанных выше приоритетов и проводит его. При проведении конкурса должна учитываться необходимость поддержки соотечественников в зависимости от страны проживания и принадлежности к социальной группе.
Также необходимо закрепить положения об обязанности уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы информировать организации соотечественников о планируемых и реализуемых мероприятиях в сфере поддержки соотечественников.
Информация, предоставляемая организациям соотечественников, должна отражать проблемы, в решении которых они могут принять участие, и предлагать формы этого участия. Проекты законов и иных правовых актов по вопросам прав и законных интересов соотечественников, их государственной поддержки должны в силу норм закона размещаться на общедоступных сайтах в сети Интернет. При этом необходимо закрепить, что отзывы на указанные проекты подлежат рассмотрению соответствующими органами государственной власти города Москвы и носят рекомендательный характер.
В качестве формы поддержки предлагается установить, что по заявкам организаций соотечественников уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы организует подготовку,
переподготовку и повышение квалификации кадров этих организаций, в том числе подготовку руководства и активистов, за счет средств бюджета города Москвы, выделяемых на эти цели, и за счет использования в установленном законом порядке средств заинтересованных организаций.
Пятая глава "Заключительные положения" будет содержать только одну статью, предусматривающую порядок вступления закона в силу и требования к приведению в соответствие с ним правовых актов города Москвы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |