Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
БелГазета. 24.12.07
Ярослав Романчук
18 декабря после долгих раздумий, визита Владимира Путина в Минск и жарких споров между Совмином и Нацбанком президент Беларуси своим указом утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2008г. Рост валового внутреннего продукта (ВВП) запланирован на уровне 8-9% (нижняя планка). На столько же должна подрасти промышленность. Сельскому хозяйству определили скорость роста в 7-8%, инвестициям - 15-17%, экспорту - 16-17%, импорту - 12,5-13,5%. Рентабельность должна составить 12-13%, а реальные денежные доходы населения вырасти на 9-10%.
Когда развитие идет в рамках одного мощного тренда, угадать, вырастет экономика или упадет, не так сложно. Поэтому в 2003-2007гг. очевидных провалов в прогнозировании ВВП у правительства Беларуси не было. Три года из пяти темпы роста валового продукта были выше прогнозных. В 2005г. они попали в прогнозную вилку (8,5-10%) и составили 9,2%. Уходящий год может стать первым, когда фактические темпы роста ВВП с трудом дотянут до нижнего прогнозного показателя. Напомним, что «вилка» на этот год составляет 8-9%. Правительство рассчитывает на ускорение темпов роста промышленности, инвестиций, экспорта, импорта, производства потребительских товаров и даже сельского хозяйства.
Особо следует выделить резкое увеличение прогнозного показателя по строительству жилья - до 5,2 млн. кв. м. Если Совмин планирует построить почти на 1 млн. больше жилья, чем в 2006-07гг., он, очевидно, знает о новых надежных источниках финансирования очередного витка строительного бума. Сегодня о них известно широко - это деньги российских налогоплательщиков и крупнейших тамошних банков. Если $1,5 млрд. не хватит, Россия пообещала дать еще $2 млрд. Создать конкурентные производства, а не просто «канализировать» кредитные деньги, без иностранных инвесторов не получится. Правительство в привычном стиле будет наращивать строительство. Строительный пузырь надуется. Правительство, банки, предприятия и домашние хозяйства еще больше увеличат долги. С учетом снижения темпов роста зарплаты при повышении цен на ЖКУ, транспорт, топливо и электроэнергию риски попадания в долговую ловушку резко увеличатся.
С 2003г. по 2006г. темпы роста промышленного производства были стабильно выше прогнозов. Только в 2007г. они окажутся в «вилке» прогноза в 8-9%. Экстенсивное развитие ряда секторов промышленности стало возможным благодаря дешевым кредитам, искусственному стимулированию спроса внутреннего рынка и беспрепятственному доступу белорусских товаров в богатеющую Россию. Ресурс этого источника роста слабеет. В 2007г. темпы роста объема производства промышленности будут самыми низкими с 2004г.
Кредиторская и дебиторская задолженность, складские запасы увеличиваются. Соблазн для промышленных предприятий получить новые кредиты велик. А тут еще вполне возможна ситуация, когда через российские банки в Беларуси будут формироваться устойчивые связи для осуществления в среднесрочной перспективе операции обмена долгов на активы. И все это на фоне застывшей рентабельности промышленного производства.
В 2004г. объем производства в сельском хозяйстве увеличился на 12,9%, а в 2005г. - только на 2,1% при очень похожих прогнозах. Дотации и субсидии сектор получает исправно, что позволяет отечественным производителям мяса и молока дотировать российских потребителей, при этом на внутреннем рынке цены упорно достигают мировых величин. Очевидно, что сельское хозяйство не может стать локомотивом роста, но $3-4 млрд. кредитных ресурсов с удовольствием поглотит. Ведь программу агрогородков, одного из самых больших реципиентов инвестиционных ресурсов, еще никто не отменял.
В утвержденном прогнозе развития на 2008г. правительство планирует сохранить темпы роста инвестиций в основной капитал. В 2007г. они будут самыми низкими с 2003г. Структура инвестиций практически не меняется. Доля иностранных инвесторов ничтожно мала. Львиную долю инвестиций из-за рубежа составляют краткосрочные кредиты. Нет оснований считать, что в 2008г. ситуация изменится. Сбережения населения также работают на пределе. Без российских кредитов снижение темпов роста экономики предрешено.
За последние пять лет правительству еще ни разу не удавалось спрогнозировать развитие внешней торговли. В отдельные годы темпы роста экспорта и импорта в разы превышали прогнозы. Исключением стал 2005г., когда после перехода на другой режим уплаты НДС импорт вырос только на 2,5%. На 2008г. правительство планирует увеличить темпы роста экспорта до максимального с 2003г. показателя - 16-17%. В 2007г. около 75% прироста экспорта обеспечено за счет роста цен. Расчет идет на сохранение этой тенденции и еще на продолжение нефтяной и калийной удачи. В условиях существенной корректировки мирового финансового рынка и активной работы российских производителей на своем внутреннем рынке надо было бы подумать о диверсификации экспорта, интеграции в производственные цепочки ТНК. Правительство заговорило об этом…
Власти решили не пугать население снижением темпов роста реальных доходов населения. В 2008г. они должны увеличиться на 9-10%. В 2003-07г. среднегодовые темпы роста составили 13,2%. Правительство пытается увязать рост доходов с темпами роста ВВП. Если в 2008г. это произойдет, то зарплаты и пенсии будут расти медленнее, чем в предыдущие пять лет, что однозначно повлияет на динамику розничной торговли. Это еще один показатель, который с 2003г. по факту стабильно лучше прогноза.
Нацбанк вплоть до конца 2007г. не опубликовал в открытом доступе Основные положения денежно-кредитной политики на 2008г. Уже после принятия закона о бюджете на следующий год появилось много вопросов о финансировании дефицита бюджета и месте российских кредитов в госфинансах. Еще больше настораживает новость о том, что цены на газ пока известны только на I квартал будущего года, т.е. до окончания президентской кампании в России. Помня слова Владимира Путина о том, что Россия таких подарков, как дешевый газ, больше не делает, следует ожидать выставления счетов если не в 2008г., то в обозримой перспективе.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |