Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Социалка», село и энергетика

БР. Белорусы и рынок. 17 – 24.12.07 

Татьяна Калиновская

Проект бюджета страны на 2008 год, поступивший в Палату представителей буквально накануне, принят в первом чтении 13 декабря.

Приняты также изменения в законы о налогообложении и уплате государственной пошлины.

Значительно расширен список объектов, подлежащих обложению государственной пошлиной. При этом отменяются пять обязательных платежей — налог с пользователей автомобильных дорог, отчисления в государственный целевой фонд развития строительной науки в размере 0,5% стоимости выполненных строительно-монтажных работ, местные сборы с пользователей за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за осуществление строительства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за размещение наружной рекламы на иностранных языках.

Изменениями оговорен порядок признания индивидуального предпринимателя плательщиком НДС — его оборот за три предшествующих месяца должен составить более 40.000 EUR. Ставка подоходного налога, уплачиваемого с доходов, полученных не по основному месту работы, снижена с 20 до 15%, упрощена уплата экологического налога.

Бюджет следующего года сверстан исходя из показателя роста ВВП в 2008 году на 8%, курса доллара 2.164 BYR/USD в начале года и 2.228 BYR/USD — в конце года. Дефлятор ВВП составит 9%, планируется рост потребительских цен на 6,5%, рост зарплат — на 7-8%. Зарплата в бюджетной сфере составит 690-700 тыс. BYR.

После отмены Палатой представителей пяти обязательных платежей в бюджет налоговая нагрузка уменьшится на 0,9%, но доходов будет собрано больше на 300 млрд. BYR. Увеличение произойдет за счет роста налогооблагаемой базы, по прогнозам Министерства экономики, на 17,6%. По словам министра финансов Николая Корбута, в результате около 1 трлн. BYR останется в распоряжении предприятий. Социальная сфера и строительство жилья, поддержка ЖКХ составят 61% бюджета.

Доходы консолидированного бюджета по проекту составят 50,1601 трлн. BYR с ростом к следующему году на 7,7%, расходы — 52,3501 трлн. BYR с ростом на 17%. Доходы республиканского бюджета составят 38,15 трлн. BYR, расходы — 40,34 трлн. BYR, дефицит бюджета — 2,19 трлн. BYR. В следующем году в бюджет включены фонд поддержки сельхозпроизводителей, дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд национального развития, фонд организации сбора и утилизации отходов, фонд универсального обслуживания, инновационные фонды.

Доходы фонда поддержки сельхозпроизводителей составят 2,26 трлн. BYR, фонда охраны природы — 0,43 трлн. BYR, из них 5% передается "в резервный фонд президента для целевого финансирования мероприятий по социальной поддержке молодежи". 0,3 трлн. BYR передается в фонд сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья, 508,3 млрд. BYR — в фонд универсального обслуживания.

Фонд социальной защиты населения составит 12 трлн. BYR, фонд национального развития, который образуется из прибыли государственных высокорентабельных предприятий сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законом о бюджете, составит 1,67 трлн. BYR. Такие крупные поступления объясняются тем, что 1,39 трлн. BYR, или 625 млн. USD, полученных от продажи пакета акций "Белтрансгаза", аккумулируются в этом фонде. Расходование этого фонда будет осуществляться по распоряжению президента. Интересно, что одновременно в консолидированном бюджете заложено 3,7 трлн. BYR субсидий на возмещение затрат по импорту углеводородного сырья для НПЗ.

Основные источники доходов республиканского бюджета — налоги на доходы и прибыль предприятий, другие налоговые доходы, лотерейная деятельность, акцизы, таможенные платежи и сборы. Наиболее крупные доходы — доходы республиканского бюджета от НДС — 7,22 трлн. BYR, акцизы — 3,09 трлн., доходы от внешнеэкономической деятельности — 6,97 трлн., таможенные сборы — 2,14 трлн., штрафы — 51 млрд., доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства — 83,1 млрд. BYR.

Лимит внешнего государственного долга определен в размере 6 млрд. USD. Дефицит бюджета, равный 2,19 трлн. BYR, будет покрываться преимущественно из внешних займов. Предполагается привлечь 1,19 трлн. BYR кредитов иностранных государств, 0,45 трлн. — кредитов международных финансовых организаций. Предполагаются поступления от операций с госимуществом в размере 1,4 трлн. BYR, но государство собирается на 0,12 трлн. покупать акции и увеличивать долю государства в акционерных обществах.

Расходы республиканского бюджета — 40,34 трлн. BYR — распределяются следующим образом. Расходы на государственные органы составят 0,64 трлн. BYR, из них резервный фонд президента — 0,21 триллион, расходы на проведение выборов — 0,02 трлн.

Расходы на национальную оборону составят 1,24 трлн. BYR, на правоохранительную деятельность — 1,94 трлн. BYR, по статье "Национальная экономика" расходы составят 11 трлн. BYR. Из них на промышленность пойдет 0,23 трлн., а вот на топливо и энергетику — 1,24 трлн. BYR. На транспорт направят 0,08 трлн. BYR, на дорожное хозяйство — 1,77 трлн. BYR, на связь — 0,22 трлн. BYR, на охрану окружающей среды — 0,55 трлн. BYR, на ЖКХ — 0,02 трлн. BYR.

Здравоохранение в следующем году получит 1,02 трлн. BYR, образование — 1,27 трлн., на социальную политику будет направлено 1,38 трлн. BYR, на физкультуру и спорт — 0,01 трлн., причем львиная доля этих средств поступит спорту в связи с участием белорусских спортсменов в Олимпиаде. Расходы на культуру составят 0,15 трлн. BYR, на СМИ — столько же. Большую часть бюджета, предназначенного СМИ, потребят радио и телевидение — 0,12 трлн. BYR.

В следующем году бюджет будет направлен на реализацию программ правительства по строительству 100 новых предприятий, 186 новых производств, на реализацию тысячи инвестиционных проектов в 187 малых городах.

Как и в прежние годы, бюджет имеет социальную направленность. Особенность бюджета-2008 — сосредоточение финансовых потоков в руках президента, в том числе и доходов от продажи "Белтрансгаза". Судя по расходам бюджета на топливо и энергетику, в следующем году начинается строительство белорусской АЭС. Однако ничего конкретного об этом в проекте бюджета нет.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ