Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
БР. Белорусы и рынок. 09.01.08
Павлюк Быковский
Способность отвечать на вызовы и адаптироваться к меняющимся условиям продемонстрировал в 2007 г. белорусский правящий режим. Напротив, его политические оппоненты растеряли свои достижения, остававшиеся от президентских выборов 2006 г.
2007 год интересен с точки зрения вхождения в новый электоральный цикл: 14 января 2007 г. прошли выборы местных Советов, ориентировочно 12 октября 2008 г. пройдут выборы в Палату представителей, а до конца февраля 2011-го должны пройти следующие выборы президента.
Оппозиция, которая из предыдущего электорального цикла вышла с брендом Объединенных демократических сил (ОДС) и фигурой национального уровня, бывшим единым кандидатом в президенты от демократических сил Александром Милинкевичем, обещала использовать на местных выборах наработки президентской кампании, но не смогла продемонстрировать в этом особого успеха.
Конечно, даже технологически трудно перенести опыт работы одного избирательного округа, каким выступает на президентских выборах вся страна, на 22.658 округов местных выборов. Но ведь зачем-то делались заявления, что А.Милинкевич станет доверенным лицом всех демократических кандидатов в депутаты, что, дескать, позволит использовать электоральную кампанию как повод для продолжения информационной кампании ОДС.
Не позволило. Более того, самих оппозиционных кандидатов было немного - менее 1% от общего числа, а мандаты получили вообще единицы. В итоге ОДС не смогли воссоздать очаги оппозиционности вроде Белоозерска, где в прежнем созыве демократы смогли стать заметной силой.
Правда, и такой сплошной зачистки местных Советов от оппонентов правящего режима, которая стала итогом последних выборов, в Беларуси еще не было! И непонятно, почему агентство БЕЛТА, подводя итоги года, отметило первый съезд ученых и выведение совместно с россиянами трансгенных коз, но посчитало не важными выборы в местные Советы.
Успешные "цветные революции" в Югославии, Грузии и Украине характерны не только драматичной сменой правящего режима в результате выборов и при активной поддержке значительной части граждан. Успешные "революции" отмечаются также использованием оппозицией своих достижений в прошлых электоральных циклах: контроля над отдельными местными самоуправлениями и наличия влиятельной фракции в парламенте.
В Беларуси оппозиция уже точно не сможет использовать местные Советы в качестве трамплина для проникновения в Палату представителей, а местных депутатов - для контроля за ходом парламентских выборов.
Тотальная зачистка Советов от нелояльных произошла, конечно, не случайно (президентская "вертикаль" доказала свое право на занимаемое место), но у многих наблюдателей сложилось впечатление, что и оппозиция на тех выборах играла с властями в поддавки.
Субъекты ОДС получили в наследство от предыдущего электорального цикла проблему лидерства. И если на президентских выборах лишь некоторых оппонентов А.Милинкевича по демлагерю можно было подозревать в проведении "итальянской забастовки", то на местных выборах субъекты ОДС к "забастовке" присоединились чуть ли не поголовно.
Дальше - больше. Борьба за лидерство стала почти открытой. Прошедший 26-27 мая Конгресс демсил поставил крест на А. Милинкевиче как едином лидере оппозиции. Этот форум оформил раскол в демократической коалиции. С этого момента ОДС возглавили лидеры партий, а бывший единый кандидат в президенты дистанцировался от ОДС и начал создавать свое непартийное движение "За свободу".
Потеря оппозицией единого лидера, очевидно, не будет восполнена до завершения электорального цикла (если не вмешаются в процесс какие-то внешние силы, но прогноз поведения "зеленых человечков" пока вынесем за скобки, так как марсиане еще не высадились на Земле).
Одним из факторов усиления оппозиции часто называют падение популярности правящего режима вследствие ухудшения материального положения широких слоев населения. Однако представляется, что эти процессы не взаимосвязаны. Более того, есть гипотеза, что революции устраивают не тогда, когда есть нечего, а тогда, когда рост возможностей у населения отстает от роста потребностей. Поэтому, возможно, оппонентам правящего режима имеет смысл апеллировать не к тем, кто с 17 декабря потерял социальные льготы, а к тем, кому правящий режим не помогает реализовывать потребность, например свободно перемещаться в Шенгенской зоне.
В 2007 г. оппозиция реализовала два серьезных с точки зрения ценностных установок проекта - Европейский и Социальный марши. Оба мероприятия анонсировались как многомесячные информационные кампании и оба в конечном итоге проводились "для галочки". Они были испытанием ОДС на работу в новых условиях (без единого лидера), они были технологичны, важны с точки зрения приложения сил в "неполитический год" и не дали ощутимого позитивного результата.
Между тем это был год, когда власти приоткрылись для диалога с Западом. Соответственно, существовала возможность, что для улучшения своего имиджа правящий режим пойдет на какие-то шаги по либерализации. Не случайно в начале прошлого года А. Милинкевич - в то время глава ОДС и второй политик после президента по рейтингу - обращался к главе государства с предложением о посредничестве в переговорах с Западом.
Александр Лукашенко оставил предложение без внимания. Очевидно, что правящему режиму не хотелось возвышать посредника до уровня равного себе конкурента, даже в начале нового электорального цикла.
Впрочем, уже были прецеденты, когда посредник был нужен. После ноябрьского 1996 г. конституционного референдума, результаты которого не были признаны мировым сообществом, белорусские власти вынужденно признали наличие конституционных противоречий. Тогда был распущен Верховный Совет XIII созыва, но группа депутатов, в том числе и несколько руководителей ликвидированного парламента, отказывались признавать это решение. Более того, Запад признавал в качестве легитимного законодательного органа именно Верховный Совет XIII созыва.
10 апреля 1997 г. А. Лукашенко обращался к Евросоюзу "за содействием по совершенствованию Конституции 1994 г., с тем чтобы установить лучшее разделение прав и обязанностей, а также равновесие в функционировании трех ветвей политической власти - законодательной, исполнительной и судебной". Те переговоры не дали результата, а конституционные противоречия исчезли сами собой после прекращения срока полномочий, на который избирались депутаты Верховного Совета XIII созыва. Впрочем, может, смысл переговоров для А. Лукашенко как раз в том и заключался - выиграть время?
Спустя 10 лет на политической сцене не осталось никого из участников тех переговоров, по крайней мере, с белорусской стороны. А вот у Европы наконец-то дошли руки до Беларуси: появились 12 предложений ЕС, прошли переговоры об открытии Представительства Еврокомиссии.
Очевидно, что официальные Минск и Брюссель без посредничества оппозиции нашли тему для переговоров. ОДС же оказались вне процесса… Общая черта большинства оппозиционных проектов - они краткосрочны и за редким исключением являются реакцией на действие других акторов, а не собственной инициативой. Однако комментатору очень трудно перехватить инициативу…
До предновогоднего визита Владимира Путина можно было считать, что белорусские власти всерьез задумались о балансе между Европой и Россией как реальном проявлении многовекторности официального Минска. Но российские кредиты - уже полученные 1,5 млрд. USD и витающие в воздухе 2 млрд. USD - вновь возвращают Беларусь на российскую орбиту. Да и диалог о ценностях с Западом не получился, так как вместо освобождения всех политзаключенных новый срок и ужесточение режима с "химии" на колонию получил, например, Артур Финькевич.
Кроме того, государственная пропагандистская машина после американских санкций "Белнефтехиму" начала новую кампанию против "однополярного мира" и роли в нем США. Евросоюз не преподносится как потенциальный противник, хотя и ЕС наложил санкции на Беларусь, но США, вероятно, подобрались к чему-то существенному, раз вызвали такой гнев белорусского руководства!
Правда, российская поддержка не столь надежна, так как строительство Союзного государства всерьез уже не воспринимается, а в марте Кремль займет человек, который не ставил своей подписи на интеграционных документах. Это значит, что отношения во многом можно будет строить с чистого листа.
Кстати, накануне выборов в Госдуму РФ, которые впервые проходили исключительно по партийным спискам, у части политических наблюдателей появилось ощущение, что и в Беларуси власти намерены поменять мажоритарную избирательную систему на пропорциональную или смешанную.
Впрочем, власти никаких шагов к смене Избирательного кодекса не сделали. Следующая сессия Палаты представителей открывается 2 апреля и у законодателей еще будет 90 дней для пересмотра правил игры, но вряд ли власти захотят прямо перед выборами принципиально изменить избирательную систему. Да и пропрезидентское общественное объединение "Белая Русь" во главе с министром образования Александром Радьковым - никак не партия власти.
После гоголевского смотрителя училищ Луки Лукича Хлопова сложился стереотип, что ничего связанного с реальной властью чиновникам Минобразования предложить не могут, - не по чину-с! И действительно, пока в "Белой Руси" по-настоящему влиятельные лица не состоят. Но вдруг что-то будет меняться, вдруг "Белая Русь" станет не инструментом власти, а ее запасным аэродромом? Скорее всего, об этом можно будет судить после парламентских выборов. Вот тогда и появится смысл реформировать избирательную систему.
Пока же 3 декабря, подводя итог своего наблюдения за выборами в Госдуму РФ, председатель белорусского Центризбиркома Лидия Ермошина заявила БЕЛТА: "Опыт избрания депутатов Госдумы только по партийным спискам вызывает интерес… Вместе с тем мажоритарная система является более прозрачной, так как она предоставляет избирателю больше возможностей для того, чтобы знать, за кого он голосует".
Следует отметить, что пока мнения Л.Ермошиной и сделанные ею прогнозы вполне соответствовали официальной позиции белорусского руководства. Поэтому когда 2 января она в интервью БелаПАН подтвердила, что наиболее приемлемой датой проведения выборов в Палату представителей она считает 12 октября, то, вероятно, на эту дату и следует ориентироваться. По словам Л. Ермошиной, она не обладает информацией о возможности проведения выборов в более ранний срок. Дата 12 октября, отметила Л. Ермошина, уже предложена всем заинтересованным государственным органам. "Думаю, это предложение будет поддержано президентом", - сказала председатель Центризбиркома.
30 августа 2007 г. 8 из 13 субъектов ОДС подписали соглашение о принципах участия в политической кампании по выборам в Палату представителей. В соответствии с соглашением демократическая коалиция выдвигает кандидатов в депутаты Палаты представителей по формуле "один избирательный округ - один кандидат", стремясь выдвинуть кандидата в каждый избирательный округ. С учетом того, что соглашение было подписано за 13 месяцев до дня голосования, время на распределение округов есть.
При этом мало кто из наблюдателей верит, что партии смогут реально поделить округа, - им это еще ни разу не удавалось сделать. Наиболее сильные структуры у них есть в Минске и определенных областных центрах, за соответствующие округа и будет идти борьба.
Не подписали соглашение по разным причинам Белорусская социал-демократическая Грамада, оргкомитеты по созданию Белорусской социал-демократической партии (Народная Грамада), Партии свободы и прогресса, организации "Малады фронт", движения "За свободу". В частности, движение "За свободу" не планирует участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты, однако, как заявил его лидер А. Милинкевич, готово пропагандировать взгляды ОДС среди населения.
Впрочем, все не подписавшие соглашение структуры, за исключением партии Станислава Шушкевича, не зарегистрированы и все вместе они немногочисленны. Поэтому даже если они и выдвинут по одному-двум кандидатам путем сбора подписей, то серьезно картину по стране не изменят. Кроме того, они примыкают к движению А. Милинкевича и, вероятно, выберут похожую тактику на выборах.
Важно, смогут ли реально договориться между собой Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Объединенная гражданская партия, Партия БНФ и Партия коммунистов Белорусская - единственные реальные игроки на политическом поле среди тех субъектов ОДС, которые подписали соглашение. Пока представители этих партий говорят о сотнях потенциальных кандидатов, но к лету можно ожидать, что все 110 избирательных округов ОДС "закрыть" не сможет, а вот где-то в 18 минских округах оппозиционные кандидаты, скорее всего, будут дублировать друг друга.
Правда, Минюст может помочь ОДС исполнить соглашение о принципах участия в политической кампании по выборам в Палату представителей. Уже ликвидирована Белорусская партия женщин "Надзея", ликвидация угрожает ПКБ, предупреждения имеют другие оппозиционные партии, причем выполнить требования министерства о регистрации минимально необходимого количество партийных структур в регионах им будет очень сложно. Если партий не останется, то они не будут дублировать друг друга в избирательных округах. Правда, и все избирательные округа "закрыть" не смогут…
Кстати, Л.Ермошина на этих выборах более зорко будет следить за использованием кандидатами в депутаты иностранной материальной помощи. "Если раньше использование незаконных средств влекло предупреждение, то теперь это приведет к безусловной отмене регистрации", - сказала Л. Ермошина в интервью БелаПАН.
Доказывать использование иностранной помощи должны избирательные комиссии. "Они будут проводить специальные опросы, выслушивать разъяснения, собирать доказательства, например реквизиты печатной продукции. Также в комиссии могут поступать сообщения от соответствующих органов, ведающих в Беларуси вопросами безопасности. Трудно сказать, какие доказательства будут использоваться, - главное, что такая запретительная норма появилась, потому что запрет как таковой был и раньше, но механизм его реализации отсутствовал", - заявила Л. Ермошина.
Можно предположить, что оспорить докладные КГБ об использовании в избирательной кампании незаконных средств оппозиционным кандидатам будет более чем непросто. Впрочем, время покажет.
В течение 2007 г. происходила некая негласная трансформация правящего режима, в отношении которой в экспертном сообществе пока нет единого мнения. Наблюдателям была доступна лишь верхушка айсберга - кадровые перестановки в силовых структурах, обвинения в "крышевании" руководства КГБ, громкие аресты и тихие обыски у ранее "неприкосновенных" бизнесменов, вызвавшая многочисленные пересуды отставка с поста председателя Палаты представителей Владимира Коноплева.
Кстати, даже если верна медицинская версия отставки спикера, чему в экспертном сообществе отказываются верить, то превращение давнего соратника президента в фигуру умолчания свидетельствует, что политическая подоплека в этом все-таки была. Многие в Палате представителей были ему лично обязаны решением сложных жизненных ситуаций, а оппозиционеры прямо убеждены, что В. Коноплев руководил на прошлых выборах отбором достойных для работы в Овальном зале. Поэтому то, что, закрывая перед Новым годом сессию, ни новый спикер Вадим Попов, ни депутаты не упомянули факт смены лидера - значок некоей трансформации правящего режима.
Возможно, дело идет к тому, что во властной обойме не останется людей, которые были соратниками А.Лукашенко при восхождении его к власти и имеют на него то или иное влияние. И это будет новая ситуация.
Более явно знаки, куда дуют дворцовые ветры, скорее всего, проявятся в ходе предстоящих выборов в Палату представителей. Если оппозиции удастся предугадать вектор процесса, то она и связанные с ней эксперты смогут не только повысить свой "аналитический рейтинг", но и включиться в процесс трансформации.
В этом случае игра будет стоить свеч и появится вероятность возвращения хотя бы частичного контроля над механизмом принятия важных государственных решений. В противном случае ОДС повторит "успех" местных выборов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |