Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Молдова на пути в НАТО

14 декабря 2007.,  «Ольвия-пресс», Тирасполь

Александр Галин

«В течение января-марта будущего года молдавский Центр информации и документирования о деятельности НАТО планирует провести в Кишиневе две конференции с участием ведущих местных и зарубежных экспертов, посвященных проблемам Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), и региональной безопасности, где, очевидно, будут обсуждаться вопросы и перспективы приднестровского урегулирования, – цитирует слова директора Центра Руду Горинчоя молдавское информационное агентство НИКА-пресс. – Результаты последнего мероприятия планируется использовать для получения и последующего анализа экспертных оценок о будущности переговоров в формате «пять плюс два» с целью более продуктивного проведения  апрельского саммита НАТО, который состоится в Бухаресте».

 Исходя из данного заявления, можно предположить, что на ближайшем саммите североатлантического альянса будут рассматриваться не только вопросы, связанные с ДОВСЕ или повышением безопасности в Афганистане и его экономическим развитием, о чем заявлял Совет НАТО на встрече министров иностранных дел альянса в декабре нынешнего года, но и тема возобновления переговоров по молдо-приднестровскому урегулированию. При этом возникает закономерный вопрос: какое отношение имеет НАТО к переговорному процессу в формате «5+2»? Оказывается, самое непосредственное. В начале декабря генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил о том, что на саммите в Бухаресте может быть принято решение о расширении Североатлантического альянса. «Сегодня мы положим начало необходимой работе с тем, чтобы помочь подготовить на саммите в Бухаресте в апреле будущего года возможное решение в отношении расширения альянса", – заявил генсек. При этом Схеффер напомнил, что на встрече в верхах в 2006 году в Риге главы государств и правительств стран НАТО подтвердили, что двери альянса остаются открытыми для новых европейских членов, в соответствии со статьей 10 Североатлантического договора. Под новыми европейскими членами НАТО он, само собой, подразумевал Украину, Молдову и Грузию.

Украина давно не отрицает своего стремления вступить в альянс. Еще в октябре нынешнего года Виктор Ющенко на встрече с министрами обороны европейских стран выразил уверенность, что Украина подпишет «План действий» по вступлению в НАТО уже на следующем саммите альянса в Бухаресте. Грузия тоже готова подключиться к выполнению «Плана действий» хоть сегодня. Да и США уже давно, что называется, «держат на привязи» обещаниями  приема в НАТО этих республик бывшего СССР. В апреле нынешнего года президент США Джордж Буш даже подписал закон о поддержке вступления в НАТО Грузии и Украины. Но, как видим, Молдовы в этом списке не наблюдается, хотя о своем желании вступить в НАТО Кишинев высказывался неоднократно. В чем же причина столь явной «дискриминации» Молдовы? Кавычки в данном случае обязательны.

Все дело в том, что в Приднестровье находятся российские войска, и вывода их в скором будущем не предвидится по многим причинам, в том числе, и  в связи с ведением Россией моратория на ДОВСЕ. Не случайно руководитель службы по внешним связям все того же Центра информирования и документирования НАТО в Молдове не так давно заявила о том, что «даже при всем желании Молдавия не смогла бы присоединиться к НАТО до тех пор, пока в Приднестровье находятся российские вооруженные силы».

Именно поэтому и Молдова, и США, и ЕС так активно настаивают на выводе российских  войск из Приднестровья. Именно они, а не мнимый нейтралитет Молдовы, о котором кишиневские власти вспоминают лишь тогда, когда им это надо, являются главным препятствием на пути вступления Молдовы в НАТО. Вот почему так важно для Молдовы и НАТО возобновление переговорного процесса по молдо-приднестровскому урегулированию, на котором они надеются заставить Россию уйти из Приднестровья. Ведь Москва неоднократно заявляла о том, что вывод своих войск из региона она связывает с окончательным урегулированием молдо-приднестровского конфликта. На Западе прекрасно понимают, что урегулирование возможно путем переговоров. Следовательно, их нужно возобновлять. Но и идти на уступки Приднестровью и отменять экономическую блокаду ни Молдова, ни Запад не намерены. Поэтому сегодня интенсивно ведется поиск рычагов давления на ПМР с целью заставить приднестровскую делегацию сесть за стол переговоров. Поэтому конференции в Центре НАТО в Молдове и планируются, прежде всего, для «получения и последующего анализа экспертных оценок о будущности переговоров в формате «пять плюс два», как отмечает Горинчой.

Кроме того, в своем интервью агентству НИКА-пресс он не исключает, что «в обозримом будущем молдавские власти, сосредоточенные сегодня на реализации Индивидуального плана действий по сотрудничеству РМ-НАТО,  при определенных условиях окажутся перед вопросом проведения плебисцита о вступлении страны в НАТО, и что такой референдум не обязательно может состояться в рамках процедур по определению настроений относительно членства РМ в Евросоюзе».  Мало того,  на вопрос агентства, как следует понимать известные уже тезисы проекта новой программы ПКРМ, отрицающих «участие РМ в любых военных блоках», и считающих, что «они являются инструментом подавления свободы»,  Горинчой ответил, что «данная часть партийного документа предназначена исключительно для внутреннего пользования и, скорее, относится к так называемым предвыборным технологиям, и едва ли соответствует истинным настроениям лидеров правящей партии относительно будущих отношений РМ и НАТО».

Впрочем, на наш взгляд, отказ Молдовы от участия в любых военных блоках связан не только с предвыборными технологиями ПКРМ.  Проект новой программы ПКРМ, прежде всего, рассчитан на Россию, которую Молдова сегодня пытается убедить в своей искренней дружбе. С какой целью это делается? Все банально просто. Молдова намеревается  сблизиться с РФ только для того, чтобы ослабить российское влияние в Приднестровье. Кишиневу это дает, прежде всего, возможность решить молдо-приднестровскую проблему в свою пользу. Но едва это случится, Молдова тут же потребует вывода российских войск из  единой страны, мотивируя свои требования тем, что окончательное урегулирование молдо-приднестровского конфликта уже наступило, а затем вступит в НАТО, отказавшись от своего нейтрального статуса, и, как отметил господин Горинчой, проведения  соответствующего референдума – чтобы не «придирались». Впрочем, Молдова может обойтись и без оного, так сказать, «под давлением общественности». Той самой, по требованию которой некогда русский язык так и не стал в Молдове вторым государственным.

Между прочим, та самая «общественность» сегодня уже охрипла, твердя без устали об отмене нейтралитета Молдовы и вступлении в НАТО. Так что дело осталось за малым – убедить Россию в своей искренней дружбе. За этим мы сегодня и наблюдаем.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ