Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
25 декабря 2007 г., Пресс-служба Общественной ассоциации «Русь», Кишинев
Этнокультурная организация русинов Молдавии Общественная ассоциация «Русь» совместно с Бюро межэтнических отношений Республики Молдова, Тараклийским и Бельцким государственными университетами провела 19-21 декабря с.г. Международную научно-практическую конференцию «Земля согласия: этнокультурные взаимодействия в Карпато-Днестровском регионе. Чтения памяти И.А. Анцупова». Мероприятие проводилось в память известного молдавского историка Ивана Антоновича Анцупова (1920-2004), который всю свою многолетнюю научную деятельность посвятил изучению этносов, проживающих на территории нашей страны.
Проведенное мероприятие - дань уважения патриарху молдавской исторической науки Ивану Антоновичу Анцупову, который долгие годы своей научной деятельности посвятил изучению истории этносов, проживающих на территории Молдавии.
Впервые «Чтения памяти И.А. Анцупова» Общественная ассоциация «Русь» провела в ноябре 2006 г. Имя известного ученого объединило тогда более 40 исследователей и представителей этнокультурных организаций, представивших свои исследования по истории, культуре, языку национальных меньшинств Молдавии.
В этом году конференция была проведена в три этапа, чтобы привлечь и научную общественность, проживающую на юге и севере Молдавии. В работе конференции приняли участие доктора исторических наук В.Стати, Н.Руссев, Н.Червенков, доктор политологии В.Аникин, доктора филологических наук Лариса Бортэ, Ирина Ионова, кандидаты исторических наук П.Шорников, И.Грек, С.Суляк и другие. Конференцию «Земля согласия: этнокультурные взаимодействия в Карпато-Днестровском регионе» по праву можно отнести к началу мероприятий, приуроченных к празднованию 650-летия основания Молдавского государства, которое будет широко отмечаться в 2009 г.
Открытие конференции состоялось в Кишиневе и в первый день были проведены две дискуссии «Молдаване в истории: прошлое и настоящее», «Русины в истории: прошлое и настоящее». Эти две темы настолько взаимосвязаны, что обсуждение двух тем дискуссий было решено объединить. Исследователи пришли к единому мнению: именно наличие русинской (русской) составляющей привело к этнокультурным отличиям молдаван от румын (валахов). По окончанию первого дня работы представители Общественной ассоциации «Русь», Ассоциации историков «Родной край» и Ассоциации болгаристов приняли заявление, в котором высказали озабоченность по поводу отсутствия в учебных заведениях курса «История Молдавии», что ущемляет не только права молдавского народа, но и всех национальных меньшинств.
Во второй день работы в Тараклийском государственном университете рассматривались вопросы «Этнокультурного взаимодействия на юге Молдавии». На приглашение Общественной ассоциации «Русь» принять участие в конференции откликнулись трое исследователей из Болгарии: доктора истории И.Симеонов, В.Кондов, Славка Петкова.
Тема заключительного дня в Бельцах – «Этнокультурные взаимодействия на севере Молдавии» очень заинтересовала не только преподавателей, но и студентов Бельцкого государственного университета им. А. Руссо. Около 200 человек, собравшихся в зале, живо интересовались вопросами сохранения молдавской и русинской идентичности, их этнической историей и взаимным контактам, задавая докладчикам дополнительные вопросы.
Подводя итоги прошедшей конференции, ученые на брифинге с журналистами так оценили ее результаты:
Сергей Суляк, председатель Общественной ассоциации «Русь», в частности, сказал: «Мы собрались, чтобы осудить вопросы истории нашего края, которая неразрывно связана с историей проживающих здесь этносов. Приятно, что мы пришли к единой точке зрения по вопросу этногенеза молдаван. Все участники конференции согласились, что именно наличие русинской составляющей привело к этнокультурным отличиям молдаван от румын (валахов).
Русины (древнерусское население, само слово «русин» – производное от «Русь») составляли значительную часть населения Молдавии в средние века: 40% в середине XIV века. Большая часть русинского этноса со временем вошла в состав формирующейся молдавской народности. Однако значительная часть русинов (руснаков) сохранила свою этничность. В начале XX века на севере Бессарабии жило не менее 250 тыс. представителей этого древнего этноса. Сегодня в Молдавии проживает не менее 500 тыс. потомков русинов, причем многие из них сохранили свою культуру, язык и самосознание.
Древнерусская традиция оказала большое влияние на государственные институты Молдавского княжества. Западнорусский (т.е. русинский) язык был языком официальных актов и литературы княжества. До сих пор в основном фонде современного молдавского языка насчитывается более 2 тыс. восточнославянских заимствований.
Также на конференции был поднят вопрос о необходимости серьезной доработки и увеличения количества часов преподавания курса «История, культура и традиции русского народа». Этот курс, продолжительностью чуть больше 30 часов в год, взятых за счет классных часов, в настоящее время для учащихся единственная возможность познакомиться с историей своего этноса. На конференции было отмечено, что программа для школ с русским языком обучения, утвержденная Министерством просвещения, молодежи и спорта, написана не специалистами и не отвечает поставленным целям. У присутствующих вызвало недоумение само содержание курса, тематически не связанное с данным предметом. Подобные программы должны, на наш взгляд, обсуждаться и приниматься совместно с представителями русских этнокультурных организаций и учителями истории учебных заведений с русским языком обучения. Количество часов, отпущенных на изучение данного курса, должно быть не менее двух часов в неделю в начальной школе и один час - в старших классах. Необходимо разработать специальное методическое пособие для учителей. Его содержание должно утверждаться на конкурсной основе, опять же с привлечением представителей этнокультурных организаций и учителей. Да и ведение самого курса необходимо поручить учителям истории.
Главным итогом конференции является не только то, что в ходе обсуждений мы смогли сблизить свои позиции по основным вопросам истории нашей страны, но и то, что она показала, что научная разработка истории Молдавии и проживающих на ее территории этносов продолжается, несмотря на отсутствие поддержки со стороны государства.
В то же время полиэтничность молдавского общества является важнейшим элементом сохранения государственности Республики Молдова, отметил С.Суляк
Доктор исторических наук, кандидат филологических наук В.Стати, со своей стороны, подчеркнул не только своеобразие обсуждавшейся на конференции проблематики, но впервые примененную форму ее проведения в трех городах страны: в Кишиневе, Тараклии, Бельцах, что позволило провести полезный и взаимообогащающий научный диалог с исследователями севера и юга Молдовы.
К сожалению, в последнее время разработка проблемы зарождения молдавского этноса изучается вне академической науки, без поддержки государства, сказал ученый.
Общеизвестно, что становление молдавского этноса в Восточном Прикарпатье произошло на основе длительного своеобразного симбиоза волохов (романизированного населения), переселившегося из Трансильвании, и русинов (древнерусского населения). Средневековая этническая картина Восточного Прикарпатья в общих чертах сохранилась в наши дни, особенно на севере Молдовы. Подтверждают это многочисленные примеры из молдо-славянских летописей и древнерусских источников. Румынские историки академики И.Богдан, Д.Ончул, К.Джуреску подчеркивали, что о восточных романцах можно говорить, поскольку их представители обогатили свой язык, образ жизни славянским (русинским) элементом. К сожалению, вышеизложенные принципиальные положения, необходимые для понимания этногенеза молдаван, до сих пор почему-то игнорируются нашей официальной историографией.
Международная научно-практическая конференция «Земля согласия: этнокультурные взаимодействия в Карпато-Днестровском регионе. Чтения памяти И.А. Анцупова» внесла свой, пусть небольшой, вклад в изучение ранней этнической истории молдаван. В процессе исследования истории всех этносов, проживающих в нашей республике, остается, на мой взгляд, наименее исследованным этногенез титульной нации. История, культура молдаван исключены из учебных программ всей системы образования, из исследовательских планов институтов Академии наук Молдовы.
Невероятно, но Закон об утверждении Концепции национальной политики Республики Молдова, принятый в декабре 2003 г., который определил главные направления государственной поддержки развития и свободного выражения этнической, культурной, религиозной и языковой самобытности всех этнических сообществ, проживающих в Молдове, до сих пор не выполняется в отношении молдаван, которые являются, согласно вышеуказанному закону, государствообразующей нацией.
Остается надеяться, что доклады и сообщения, прозвучавшие на конференции, заставят соответствующие организации обратить внимание на сложившуюся ситуацию.
Кандидат исторических наук П.Шорников отметил, что 90-е годы XX века провальные в социально-экономическом плане, в сфере исторических исследований дали немало нового. Историк живет в обществе. Сегодня он по-прежнему стоит перед выбором: извращение исторической истины, либо замалчивание ее существенных фрагментов, – или конфликт с соседним государством. Сотрудники научных учреждений работают по заказу – даже если это так называемый социальный заказ. Тот, кто пытается разрабатывать интересующую его ту или иную тему, в силу служебных полномочий лишен возможности публиковать результаты своих исследований и зависит от лиц, определяющих сущность социального заказа.
В этих условиях, во-первых, приятно было убедиться, что некоторые ученые сохранили концептуальный суверенитет и верность научному методу. Вопреки политической конъюнктуре, они продолжили исследования с научных позиций.
Во-вторых, по некоторым направлениям совершен подлинный прорыв в научных исследованиях. Свидетельством тому – появление в обороте молдавской историографии новых тем, сюжетов, терминов, важнейший из которых, естественно, молдавизм. Молдавизм есть молдавское родовое (этническое, национальное) сознание и приверженность традиционным ценностям молдавского народа: самоназванию «молдаване», лингвониму «молдавский язык» и молдавской кириллической графике, а также совокупности представлений молдаван о себе и о других народах, верность православию и восточной геополитической ориентации молдавского народа. Молдавизм есть выражение молдавской этничности. Пионером разработки тематики молдавизма выступил Василий Николаевич Стати.
Наша работа, следует признать, облегчается тем обстоятельством, что, в отличие от оппонентов, мы оперируем не мифами, а реалиями истории. Противники молдавизма историки-румынисты понимают это и явно избегают обсуждения сущности румынизма. Что это за идеология? Румынский историк Константин Рэдулеску-Мотру еще в 30 – 40-е годы изложил основные постулаты этой идеологии в книгах "Румынизм", "Румынская этничность", "Национализм" и других работах. Румынизм он определял лихо: «Румынская этничность есть то, что обычно именуется также Румынизмом. Он содержит структуру, которую придало ему историческое прошлое, [и] энергетический потенциал, с которым румынской нации предстоит преодолевать неизвестность будущего». Пределы «румынского пространства» он определял ареалом проживания восточных романцев – от Адриатики до Буга, а в трактовке румынских пропагандистов времен Второй мировой войны – «до врат Азии». То обстоятельство, что на этих землях живут и люди иных национальностей, его не интересовало. Но Рэдулеску-Мотру формулировал идеологию Румынского государства во времена, когда он был огражден от критики государственной власти. Сегодня все-таки иные времена, и современные румынисты еще помнят прошлое молдаван и других народов. Они понимают, что серьезное изучение сущности румынизма означает его разоблачение как этногосударственного проекта, осуществляемого на основе исторических мифов. Это, по вне научным причинам, их не устраивает.
Прорывом системы табу, на протяжении почти ста лет блокирующей осмысление исторических процессов, стало возобновление исследований истории русского населения Молдавии. Основные исследования ведутся учеными, работающими вне учреждений Академии наук Молдовы. Книги издаются на спонсорские средства. В целях изучения истории русского (русинского) населения учреждены общественная организация «Русь», издается международный исторический журнал «Русин», открыт сайт «Русины Молдавии» в Интернете. Учеными не просто осуществляется накопление фактических данных по истории русских Молдавии, – что само по себе ценно в научном плане, – но решается вопрос о содержании современной русинской идентичности. С выходом свет книги С.Г. Суляка «Осколки Святой Руси: Очерки этнической истории руснаков Молдавии» этноним русин (руснак) возвращен в научный оборот, восстановлена традиция русинских исследований, прерванных в России еще в годы Первой мировой войны. Достижениями науки стало издание коллективной работы «И…разошлись славяне по Земле», посвященной славянскому населению Карпато-Днестровских земель VI-XIII веков, и монографий И.А. Анцупова «Казачество российское между Бугом и Дунаем», Н.В. Абакумовой «Русское население Бессарабии. XIX – начало ХХ в.», А.Ю. Скворцовой «Русские Бессарабии. 1918-1940: Опыт жизни в диаспоре». Изданы также три сборника статей, посвященных истории старообрядцев, некоторые другие работы по истории русского населения Молдавии.
И, наконец, не без влияния курса «История румын», развернулись в Молдавии исследования этнических историй гагаузов и болгар. Важнейшими достижениями этого направления П.Шорников назвал исследования академика М.Н. Губогло «Русский язык в этнополитической истории гагаузов», «Именем языка: очерки этнокультурной и этнополитической истории гагаузов» и другие, а также коллективный труд «История и культура гагаузов», сборники «Курсом изменяющейся Молдовы», подготовленный И.Ф.Греком и Н.Н. Червенковым, сборник документов «По пути национальной духовности болгар Молдовы. Конец 80-х 90-е гг. ХХ в.», материалы ряда научных конференций, проведенных в Комрате, Кишиневе, Этулии.
Вся эта работа, повторил П.Шорников, проводится в отсутствие государственной поддержки. Не получили таковой и исследования этнокультурной идентичности молдаван. А поддержка государства необходима. Научный прорыв, обеспеченный энтузиастами, следовало бы подкрепить переориентацией научных учреждений и государственным финансированием исторических исследований и книгоиздания.
Доктор исторических наук Н. Руссев, со своей стороны, сказал следующее: «Многообразные этнокультурные процессы характерны для данной территории с глубокой древности. В эпоху средневековья здесь сталкивались и накладывались целые ряды переселенческих волн западных, южных и восточных славян. Все они, так или иначе, оставили след в истории становления молдавского народа».
Особенно заметен в истории страны вклад русинов (руснаков, рутенов). Они обитали в крае еще до создания Молдавского средневекового государства и сохраняли свое этническое своеобразие вплоть до XX века. К сожалению, сегодня можно говорить лишь о мелких островках этой быстро ассимилирующейся в среде молдаван и украинцев общности, которую необходимо не только изучать, но и попытаться защитить от полного исчезновения.
Доктор исторических наук Н. Червенков отметил, что, наряду с проблемами болгаристики, главным направлением в исследовательской деятельности Тараклийского государственного университета, продолжается изучение истории Молдавии и всех проживающих в нашей республики этносов. Поэтому в Тараклии поддерживают проведение «Чтений памяти И.А. Анцупова», сказал ученый, и рады, что одно заседание конференции было организовано Тараклийском университете.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |