Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
4 января 2008 г., «Лента ПМР», Тирасполь
Дмитрий Саймс, американский политолог, президент Никсоновского центра
Еще задолго до 10 декабря - окончательного срока для достижения договоренности с Белградом по статусу Косово, Приштина, Вашингтон и Брюссель слепо и безрассудно двигались навстречу независимости. Энтузиазм Приштины по этому поводу вполне понятен - албанцы хотят независимости, а Соединенные Штаты и Европа пообещали принести ее на блюдечке с голубой каемочкой.
Мотивы США и их союзников понятны в меньшей степени - по крайней мере, если от их лидеров можно ожидать по-настоящему высоконравственных суждений, трезвой и логичной стратегии, а также реалистичной оценки последствий их собственных решений.
Для начала несколько фактов. Сербия - это демократическое государство, согласившееся недавно предоставить полную независимость Черногории безо всякой борьбы после проведения референдума в этой бывшей республике Югославии. И это несмотря на наличие там сербского меньшинства. Сербия выразила готовность предоставить Косово самую широкую автономию. Но так как сербы считают этот край колыбелью своей цивилизации, и поскольку всего два года назад в результате жестоких албанских мятежей погибли десятки проживающих в Косово сербов, причем в присутствии сил НАТО, Белград отказывается признать независимость Косово как государство в его нынешнем виде.
Позиция Сербии основана на резолюции Совета Безопасности ООН № 1244, в которой конкретно говорится о «реальной автономии и значимом самоуправлении для Косово» при соблюдении «суверенитета и территориальной целостности Федеративной Республики Югославии» (ныне Сербии).
Эта принятая в 1999 году резолюция стала компромиссом между НАТО во главе с США и Югославией после нескольких недель бомбардировок, вызванных нападениями Слободана Милошевича на косовских албанцев, которые, в свою очередь, были отчасти спровоцированы атаками Освободительной армии Косово на сербскую полицию и мирное население.
Таким образом, Североатлантический альянс в одностороннем порядке отказывается от соглашения, которое он заключил с авторитарным режимом Милошевича, подвергая в результате явной опасности косовских сербов, потому что демократическое правительство Сербии не получит мандата общества на дальнейшие уступки.
В случае принятия белградской формулы такой опасности со стороны Сербии для косовских албанцев не будет. Это поразительно, но американские и европейские сторонники Косово даже не пытаются обосновать расчленение Сербии нормами международного права. Вместо этого они говорят о необходимости умиротворения косовских албанцев, которые в противном случае могут разжечь пламя войны, нападая на сербское население Косово.
Это трусливый и сбивающий с толку аргумент. Трусливый, потому что насильственное расчленение суверенного государства под давлением шантажа и угроз массового насилия не делает чести НАТО. Если главное в Косово - это избежать насилия, то у НАТО с избытком хватает сил и средств, чтобы настоять на своем, не капитулируя перед албанскими требованиями. Но изображать злодеями Сербию и Россию намного проще.
Тем не менее, Москва ясно дала понять, что согласится с независимостью Косово, если на то будет согласие Сербии. Нет никаких свидетельств того, что Кремль подпитывает непримиримость Сербии. Он лишь констатирует, что государство, являющееся членом ООН, нельзя разделять на части вопреки его воле. На самом деле, Россия ранее дала понять, что может воздержаться при голосовании в Совете Безопасности, если независимость Косово станет прецедентом для других непризнанных государств, включая грузинские анклавы Абхазию и Южную Осетию, которые граничат с Россией.
Чем больше слов Кремль слышит от администрации Буша о том, что Косово не является прецедентом, тем больше он хочет показать, что Россия это серьезная держава, которую нельзя игнорировать, как это было в 1999 году. Москва видит в сегодняшней ситуации повторение былых попыток крупных европейских держав изгнать Россию с Балкан и продемонстрировать ее ненужность.
В последний раз такой курс привел к войне. Все может повториться вновь. После признания Косово Западом Сербия и Россия мало что смогут сделать, по крайней мере, сейчас. Но Абхазия и Южная Осетия наверняка выдвинут требования о независимости, а если их не признают, это уже не будет иметь значения. Их цель - это не государственная самостоятельность, а вхождение в состав России. Тем более, у большинства жителей этих республик уже есть российское гражданство.
Москва пока обещает соблюдать территориальную целостность Грузии, но все время усиливается опасность того, что Россия медленно и тихо, но неуклонно и настойчиво будет идти в направлении присоединения Абхазии и Южной Осетии. Если Грузия согласится с этой новой действительностью, то Косово станет самым настоящим прецедентом для Кавказа, как бы ни опровергала это администрация Буша. Если Грузия предпочтет прибегнуть к силе, то Россия вполне может ответить военными средствами. А если между Россией и Грузией возникнет перестрелка, придет ли НАТО на помощь Тбилиси, рискуя втянуться в конфронтацию с Россией? Или альянс просто громко и раздраженно пошумит, отдав президенту Владимиру Путину крупную стратегическую победу, которая будет иметь последствия для всего постсоветского пространства? В любом случае, все шансы Америки на сотрудничество с Россией по таким важным вопросам, как ядерное нераспространение, борьба с терроризмом и энергетическая взаимозависимость окажутся разорванными в клочья.
Давайте все же вернемся на Балканы. Если охлаждение между Россией и США продолжится и далее, то Москва может решить, что ей следует наложить в ООН вето на продление мандата сил ЕС в Боснии. Меры, нацеленные на предотвращение насилия на Балканах, возымеют обратный эффект подобно бумерангу, и тогда большая часть балканского региона может подвергнуться дестабилизации.
Вашингтон и Брюссель правы, говоря о том, что сохранить существующее положение вещей в Косово в долгосрочной перспективе невозможно, и что независимость является логической конечной точкой маршрута. Но это не означает, что независимость нужно давать Косово прямо сейчас.
Кроме того, хотя дальнейшие переговоры на самом деле бессмысленны, так как США и ЕС продолжают твердить албанцам, что те могут рассчитывать на скорую независимость безо всяких уступок Белграду, более сбалансированная позиция могла бы привести к компромиссу. В рамках договоренности можно осуществить обмен территориями между Сербией и Косово. Это стало бы временной мерой, дающей Белграду в основном символический суверенитет над частью Косово. Кроме того, это ускорило бы процесс вступления Сербии в ЕС. Это также привело бы к молчаливому взаимопониманию с Россией по поводу того, что статус грузинских анклавов не следует менять в одностороннем порядке.
Кое-кому такой подход может не понравиться. Речь идет о тех, кто не согласен на меньшее, чем еще одна «победа» для Запада. Но подобные победы часто приводят к разрушительным непредумышленным последствиям. Кое-кто узнал об этом в Ираке, но остальные так ничего и не поняли.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |