Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Декабрьский комплекс неполноценности

03.01.2008. Gazeta.kz

Акрам Асроров

Киргизия задолжала Узбекистану за газ, по некоторым подсчетам, 3 миллиона долларов. В случае с Таджикистаном речь также идет о миллионах долларов долга. Узбекистан, чей газ жгут соседи по региону, не собирается спонсировать их экономики и стремится вывести цены за газ на приемлемый уровень.

О том, что нынешние цены неприемлемы, говорит факт повышения цены туркменского газа. "Газпром" пошел на повышение с целью не потерять контроль за среднеазиатскими углеводородными ресурсами. На очереди - Узбекистан.

В свою очередь, официальный Ташкент предпринял очередной раунд переговоров с Бишкеком и Душанбе, чтобы убедить соседей погасить долги и платить больше, чем раньше.

Тарифная тактика Узбекистана довольно гибка. Так, на днях казахстанский министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев сообщил о том, что цена узбекского газа в первом полугодии 2008 года не изменится.

Сейчас она составляет 100 долларов за тысячу кубометров. По той же цене до конца 2007 года получают газ киргизы и таджики. Факт говорит сам за себя. Ташкент демонстрирует киргизам и таджикам, что аккуратный потребитель может получить бонусы от Узбекистана, а должники - Киргизия и Таджикистан - публично наказаны.

Гендиректор компании "Кыргызгаз" Саламат Айтикеев никак не может договориться со своими узбекскими коллегами. По объемам поставок в размере 950 миллионов кубометров узбекского газа, проблем не возникло. Они возникли по вопросу цены. Узбеки настаивают на двукратном увеличении цены с нынешних 100 долларов до 200 долларов за тысячу кубометров. Встречное предложение Бишкека - 130 долларов.

Как и предполагает Айтикеев, вопрос цены может плавно перетечь в политическую плоскость, и тогда в переговорный процесс будет вынуждено включиться киргизское правительство.

Бишкеку досадно осознавать, что конкурентоспособность киргизской экономики жестко привязана к цене за узбекский газ. В 2006 году Киргизия закупала газ из Узбекистана по 55 долларов за тысячу кубометров. С начала 2007 года она стала 100 долларов, теперь, возможно, выйдет на уровень 155-160 долларов за тысячу кубометров.

Узбекская ловушка

Киргизская экономика с трудом переносит рост цен на узбекский газ. В случае, если стороны остановятся на цене в 150 долларов за тысячу кубометров, населению придется платить на 30 процентов дороже, чем сейчас. Но это не самое страшное. Опаснее всего то, что многие киргизские электростанции работают на узбекском газе. Если тарифы на электроэнергию начнут расти, то эффект удара по киргизской экономике может возрасти многократно.

Душанбе тоже оказался в довольно щекотливой ситуации. Узбекистан предлагает повысить цену за газ до уровня 180 долларов за тысячу кубометров. Принимая во внимание большую зависимость Таджикистана от узбекского газа, можно уверенно спрогнозировать новый виток инфляции в стране. По словам гендиректора государственного унитарного предприятия "Таджикгаз" Фатхиддина Мухсиддинова, "побочная продукция, в ходе производства которой используется природный газ, также подорожает почти вдвое".

Как предполагалось выше, Киргизия, в лучшем случае, может получить узбекский газ по цене 155-160 долларов за тысячу кубометров. Это среднее значение между предложением Ташкента (200 долларов) и предложением Бишкека (130 долларов). Логика арифметических подсчетов может привести и к ценам, по которым газ получат таджики. Надо полагать, стороны остановятся на цене в 165-170 долларов за тысячу кубометров. Но даже при таком, в принципе, позитивном развитии узбекско-таджикских газовых переговоров, конечный потребитель получит узбекский газ по цене почти в 200 долларов за тысячу кубометров. Это с учетом цены доставки газа по территории Таджикистана. Говорить о 100-процентной собираемости платы за газ, на которую хочет выйти "Таджикгаз", не приходится. Нужно реально оценивать покупательную способность таджиков и уровень их жизни.

Узбекский монопольный оператор "Узтрансгаз" свое требование выставил: переговоры по газовым контрактам должны быть завершены до 25 декабря. Сейчас уже понятно, что к сроку все разногласия преодолеть не удастся.

Пир во время чумы

Душанбе полагает, что в случае ухудшения ситуации с поставками узбекского газа, Таджикистан способен интенсифицировать разведку собственных газовых месторождений. При этом специалисты полагают, что запасов вполне достаточно, чтобы обеспечить нужды населения и предприятий страны. По мнению профессора из Душанбе Ходжимахмада Умарова, "лет через пять можно выйти на открытие крупных и дешевых месторождений газа" (в Таджикистане).

Даже если считать, что на территории Таджикистана крупные месторождения газа имеются, то все равно пять лет придется идти на поклон в Ташкент. Однако, предположения далеко не всегда оправдываются, может так случиться, что месторождений не окажется, а уже пробуренные скважины дадут слишком дорогой по себестоимости газ. Принимая во внимание ландшафт Таджикистана, по большей части состоящий из гор, можно сказать, что все вышеозвученные планы могут оказаться пшиком. При большой глубине залежей добывать природный газ окажется экономически нецелесообразно.

Но это лишь планы, причем довольно абстрактные. Сейчас надо думать о другом: как после повышения цен на узбекский газ стабилизировать цены на цемент, горячую воду, теплоснабжение, электроэнергию, коммунальные услуги, бензин, связь и продукты питания. Многие крупные промышленные предприятия Таджикистана, такие как "Таджиказот", Душанбинский цементный завод и энергетическая холдинговая компания "Барки точик" имеют многомиллионные долги перед "Таджикгазом". Факт остается фактом: из-за крупной задолженности все эти предприятия не смогли даже выкупить у "Таджикгаза" заказанные для производства объемы газа.

Самый существенный урон понесет население Таджикистана. Уровень бедности, и до этого высокий, может оказаться еще выше. Можно также ожидать залповой активности трудовой миграции из Таджикистана в Казахстан и Россию. Это случится ближе к весне 2008 года. Тем самым таджикско-узбекские проблемы по газу могут масштабироваться и затронуть интересы более-менее благополучных России и Казахстана.

Корень проблем

Конечно, корень таджикско-узбекских и киргизо-узбекских проблем по газу больше лежит в сфере политики, нежели в экономики. Вопрос поставок центрально-азиатского газа по газопроводам "Средняя Азия-Центр" и "Бухара-Урал" давно настолько политизирован, что и добавить почти нечего.

Но "почти" совсем не значит "вообще". В данной связи интересно рассмотреть, как шли переговоры между президентом Каримовым, с одной стороны, и главой "Газпрома" Алексеем Миллером, с другой.

Еще 24 января, сразу после того, как в Узбекистане прошли президентские выборы, СМИ сообщили о том, что стороны не пришли к согласию по вопросу цены на узбекский газ и тарифов на прокачку туркменского газа.

В переговорный процесс, кроме названных выше лиц, были привлечены заместитель премьер-министра, министр финансов Узбекистана Рустам Азимов и руководство Национальной холдинговой компании "Узбекнефтегаз". Причем, еще до переговоров, Узбекистан заявил о намерении перейти от региональных к мировым ценам за газ.

Однако, как и прогнозировалось нами ранее, переговоры не должны были затянуться, а "Газпром" в любом случае сможет договориться с Узбекистаном. Подобная уверенность не могла возникнуть на пустом месте. Дело даже не среднесрочном договоре между "Узтрансгазом" и "Газпромом" о поставках газа на период с 2006 до 2010 года. Не секрет, что любые договоры могут нарушаться в одностороннем порядке. В СНГ - это почти что правило. Вопрос упирается в монополию "Газпрома" на газотранспортные системы вплоть до границ России и Украины, в силу чего у узбекской стороны нет другой альтернативы, чем поставлять газ в Россию. Еще одним фактором усилившегося российского влияния на Узбекистан является не совсем продуманная политика официального Ташкента по отношению к Западу. Возникший после андижанских событий конфликт так и не потушен.

Вообще, отношениям между "Газпромом" и Узбекистаном свойственна максимальная непрозрачность. Так, уже 28 декабря 2007 года, сразу после успешно завершившихся узбекско-российских переговоров, официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов заявил, что "цены приведены в соответствии с условиями регионального рынка".

На вопросы журналистов о том, как между собой различаются цены за туркменский и узбекский газ, он ответил, что "конкретные параметры контрактов являются коммерческой тайной". При этом Куприянов добавил, что "Газпром" закупает газ во всех странах Средней и Центральной Азии на сопоставимых условиях".

Смущает во всей этой истории несколько странных обстоятельств. Из открытых источников известно, что Узбекистан предлагал "Газпрому" закупать газ по цене 180 долларов за тысячу кубометров. Если вчитаться в слова Куприянова, то, судя по всему, стороны не вышли на уровень мировых цен (180 долларов без учета транспортировки газа до Европы), а остались на уровне региональных (130 долларов за тысячу кубометров с начала 2008 года будет платить "Газпром" Туркмении).

Конфиденциальность информации по цене газа еще раз свидетельствует о том, что в узбекско-российских газовых отношениях политическая составляющая выше экономической.

Как бы то ни было, но очередной этап переговоров по цене узбекского газа подходит к концу. Существенно пострадают маломощные экономики Таджикистана и Киргизии, где уровень инфляции будет, по всей видимости, сопоставим с уровнем трудовой миграции населения из страны.

Правда, последствия сегодняшних событий, в конце концов, ощутят на себе все страны региона и Россия. Нужно лишь надеяться на то, что исход таджиков и киргизов из своих стран не приобретет масштабы глобальной проблемы.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ