Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
20.12.2007. zonakz.net
Карим Тасболатов
Казахстан, оставаясь на словах верным приоритетному выбору в пользу России в качестве транзитного посредника в осуществлении своих внешнеторговых связей, на практике продолжает, по-видимому, искать альтернативные пути выхода на международные рынки. Причем зачастую – в пику желаниям Кремля.
В связи с этим вспоминается то, что заявляло руководство нашей страны в мае нынешнего года после казахстанско-российских переговоров на высшем уровне в Астане. Говорило оно в частности о том, что Казахстан “абсолютно привержен тому, чтобы большая часть углеводородов, если не вся, проходила именно по территории России”. Но что такое углеводороды для нашей страны? Это – четыре пятых всего экспорта из Казахстана.
То есть тогда, когда мы говорим о внешнеторговых связях страны, прежде всего, имеются в виду возможности и маршруты вывоза казахстанской нефти и газа на внешние рынки. Ибо только высокие цены на них и растущие объемы их экспорта позволяют Казахстану параллельно и аналогичным образом наращивать, во встречном направлении, потоки ввоза или, если угодно, импорта всяких иностранных товаров.
Так вот, Астана заверяет Москву в своей приверженности тому, что-де пусть хоть весь казахстанский углеводородный экспорт проходит по территории России, если только это вообще возможно. А между тем процесс поиска и нахождения ею альтернативных путей вывоза своего экспорта и ввоза импорта из других стран принимает все более интенсивный характер. Об этом в лишний раз свидетельствует поступившая на днях информация.
Речь идет об итогах состоявшейся на днях конференции межгосударственной организации ТРАСЕКА (TRACECA). Она, как известно, призвана способствовать налаживанию прямых торгово-экономических связей республик Центральной Азии с Европой через Каспийское море, Закавказье и Черное море или Турцию. “Прямых” - это значит в обход России. Организация ТРАСЕКА была создана в 1998 году и объединяет 12 стран – как это называется - Европы и Азии. Из так называемых азиатских стран реально дееспособными с точки зрения задач этого проекта представляются только Казахстан и Туркменистан, имеющие выход к Каспийскому морю.
При нежелании названных двух государств содействовать развитию такого маршрута, сама идея этой организации потеряла бы смысл, так как остальные три республики Центральной Азии в таком случае физически оказываются отрезанными от путей идущих с западной стороны Каспия.
До сих пор Казахстан, хоть и продолжал состоять в ТРАСЕКА, особого содействия реализации ее задач не оказывала, так как был “абсолютно привержен тому, чтобы большая часть углеводородов, если не вся, проходила именно по территории России”. Но в последнее время ситуация определенно стала меняться. Такое мнение, во всяком случае, складывается при знакомстве с результатами последней конференции этой организации. Прежде всего, обращает на себя внимание то, что на ней право председательства в межправительственной комиссии ТРАСЕКА перешло от Болгарии Казахстану. Таким образом, представитель Казахстана в этой организации Рустам Джаналинов назначен ее генеральным секретарем на 2008 год.
Такая честь для Астаны представляется особенно символичным с учетом того, что на той стороне Каспийского моря сейчас принимаются решающие усилия с тем, чтобы лишить наконец-то Россию роли монополистического посредника между Центральной Азией и Европой.
Построена пара нефтепроводов (Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан), которым придется работать с недогрузом при отсутствии дополнительных и внушительных объемов сырья из Казахстана. Построен также газопровод (Баку-Тбилиси-Эрзурум), по которому особенно нечего будет прокачивать, если не захотят им пользоваться экспортеры газа из Туркменистана и Казахстана. Сейчас еще начато строительство железной дороги по аналогичному маршруту (Баку-Тбилиси-Карс).
В эти проекты вложены и еще вкладываются огромные деньги. Причем не просто так, а с расчетом на то, что Центральная Азия в целом и Казахстан, в частности, поддержат их имеющимися у них возможностями.
Вот что еще примечательно. В ТРАСЕКА не состоит Россия, партнер Казахстана чуть ли не по всем остальным региональным межгосударственным организациям, но при этом ее членами являются две страны, уже входящие в Европейский Союз. Это – Румыния и Болгария. После вступления в ЕС с начала 2007 года им, казалось бы, можно было сложить с себя членство в ТРАСЕКА. Но они этого не стали делать. Почему? Вопрос этот обсуждался на последней конференции организации. Как утверждается, они остаются в ТРАСЕКА. При этом, если какое-нибудь решение ТРАСЕКА войдет в противоречие с законами Евросоюза, они его не примут.
Получается, эти два государства, заняв такую позицию, в юридическом смысле лишают организацию полноценной дееспособности. Ведь документы ТРАСЕКА будут иметь силу только в том случае, когда они получают одобрение со стороны всех ее членов. И Болгария с Румынией, привнеся в процедуры рассмотрения вопросов принцип верховенства законов ЕС над потенциальными решениями ТРАСЕКА, по сути дела, приспосабливают эту организацию к интересам Евросоюза. Им бы лучше для сохранения ее дееспособности сложить с себя полномочия членства. Но они на это не идут. На первый взгляд, их решение остаться в ТРАСЕКА представляется не совсем понятным.
Но, в действительности, их такая позиция вполне объяснима. Болгария и Румыния в настоящее время выступают в поддержку проектов нефтепроводов, берущих начало в их черноморских портах – соответственно, в Бургасе и Констанце. При этом официальные София и Бухарест совершенно не скрывают того, что для успеха этих инициатив им требуется заручиться согласием Казахстана на транспортировку солидных объемов его нефти по предполагаемым трубопроводам. Понятно, наверное, то, что добиться такого результата будет легче, если состоять с ним в одной организации. В свете таких задач символичной представляется также передача полномочий председателя ТРАСЕКА Казахстану именно от Болгарии.
Все это, скажем, хорошо. Ну а как же быть в таком случае с заверениями Астаны о своей “абсолютной приверженности” тому, чтобы нефть и газ Казахстана большей частью, а то и полностью уходили на экспорт через Россию?! Как же еще быть со стратегическим партнерством нашей страны с великим, северным соседом?! Ведь он так же, как и герой Н.Михалкова в фильме “Жестокий романс”, может с полным основанием сказать о себе “Еду, еду – не свищу, а наеду – не спущу”. И что же будет с Казахстаном тогда?
Да, западные страны оказывают гигантскую поддержку экономике нашей страны своими инвестициями. Но, с другой стороны, в последнее время все крупнейшие предпринимаемые ими мероприятия, участия в которых они от Казахстана добиваются, оказываются или противоречащими интересам России, или напрямую направленными против нее.
В прошлом году вице-президент США Дик Чейни совершил турне по столицам бывших союзных республик. Посетил он сперва Вильнюс, где встречался с лидерами стран зоны Балтийского и Черного моря, неформальное объединение которых некоторые наблюдатели в Москве называют “Союзом против России”, потом - Астану. В столице Литвы высокий американский гость обрушился с жесткой критикой на российское руководство.
А в нашей столице - источал похвалы в адрес официальной Астаны, чем, по утверждению некоторых московских журналистов, вызвал сильнейшее раздражение в Кремле. Такие реверансы были обусловлены, как почти единогласно утверждают даже западные наблюдатели, желанием добиться согласия Казахстана на поставку своей нефти для транспортировки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Вскоре искомый результат был получен. Казахстан подписал соответствующий договор.
Вот как тогда оценил такой шаг Астаны московский корреспондент британской газеты “Телеграф” Э.Бломфилд: “сделка, которая стала возможной во многом благодаря состоявшемуся в прошлом месяце личному визиту вице-президента Соединенных Штатов Дика Чейни в Казахстан, вероятно, вызовет ярость у Кремля”. Но вроде бы тогда все обошлось. Казалось бы, можно было вздохнуть с облегчением. Однако успокаиваться явно рано.
Потому что попытки дальнейшего использования Казахстана в конфронтационном по отношению к России ключе продолжаются. И конца им не видно. Запад явно делает исключительно большую ставку на Астану в своей борьбе за вывод всего южного фланга бывшего Советского Союза из-под влияния Москвы.
Казахстан втягивается то в одно, то в другое из тех межгосударственных объединений или проектов, которые в Москве назвали бы “союзами против России”. Как при этом ему удается не дать себя втянуть в ссору с Кремлем, не известно. Ясно же только одно. При сохранении такой тенденции конфликт рано или поздно произойдет. Как говорится, сколько веревке ни виться…
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |