Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Страна идет по самому по краю?!

11.01.2008. Республика (Казахстан)

Анатолий Иванов

Досым САТПАЕВ: «Наша экономика стала заложницей монополий, с которыми правительство не в состоянии бороться»

Начавшийся 2008 год ознаменовался в Казахстане целой серией громких заявлений со стороны правительственных чиновников. Начиная с премьер-министра члены кабинета министров наперебой заявляли и о том, что кризиса в стране нет, и о своей непреодолимой решимости побороть инфляционные процессы. Причем об этой самой злодейке-инфляции наши государственные мужи говорят в каком-то уменьшительно-ласкательном склонении. Дескать, да, инфляция есть, однако не такая уж она и высокая. Так ли это?

Казахстанцы в канун празднования Нового года, как говорится, на своей шкуре почувствовали все прелести нынешних, далеко не разумных цен не только на продукты, но и практически на все виды услуг. Поход по магазинам, супермаркетам и рынкам наглядно демонстрирует, что господа из правительства могут говорить все что угодно, а цены на основные товары и услуги в нашей стране успешно начинают перерастать аналогичные показатели, например, в Германии или США, не говоря уже о странах Восточной Европы.

Мы попросили прокомментировать заявления правительственного кабинета политолога Досыма САТПАЕВА, который внимательно отслеживает не только политическую, но и экономическую ситуацию в стране:

Запрет на «кризис»

Досым, так был ли все–таки кризис в Казахстане? А, может, он еще и продолжается?

– Председатель национального банка республики, когда говорит о том, что в Казахстане не было кризиса, просто–напросто озвучивает официальную точку зрения руководства страны. Дело в том, что сам глава государства запретил на определенном уровне использовать понятие кризиса относительно казахстанской экономики. Если вы вспомните заявления, которые делали официальные лица в августе прошлого года, то в них вскользь упоминалось об угрозе начала кризисных процессов в Казахстане. И якобы именно это, по мнению президента Назарбаева, привело к тому, что к Казахстану стали относиться как к государству, имеющему очень нестабильную экономическую ситуацию.

Так что г–н Сайденов сейчас всего лишь озвучивает то, что от него должны услышать как сами рядовые казахстанцы, так и мировое экономическое сообщество. Тем более что на официальном уровне уже было принято решение создать специальную рабочую группу по проведению так называемых «роуд–шоу» – активных пиар–акций по улучшению экономической репутации Казахстана в глазах представителей мирового финансового рынка. Эта инициатива приобрела определенные очертания после того, как известные рейтинговые агентства понизили рейтинги крупных казахстанских банков, которых всегда считали флагманами нашей экономики и визитной карточкой страны.

Вместе с тем Сайденов прав в плане отсутствия в стране полноценного экономического кризиса. Поскольку полноценный экономический кризис предполагает наличие дефолта, или, другими словами, абсолютную неспособность государства выполнять те или иные экономические обязательства. Но этого пока нет. Хотя в наступившем году казахстанской экономике предстоят серьезные испытания. Напомню, казахстанские банки должны будут выплатить очень большую сумму денег по внешним займам.

И сколько Казахстан в итоге должен?

– Называется сумма в размере от $50 до $70 миллиардов. Это очень большие деньги! Вполне естественно, что многие зарубежные финансовые структуры будут внимательно наблюдать за Казахстаном, и пока настороженно относятся к нашей стране, поскольку не совсем понятно, каким образом государство и правительство будут оказывать поддержку.

Да, некоторые попытки стабилизировать ситуацию со стороны властей Казахстана уже были сделаны еще в прошлом году, когда банкам было выделено 4 миллиарда долларов. Но ведь понятно, что при называемой цифре внешнего долга это – капля в море. И все понимают, что данная акция имела цель просто показать и рейтинговым агентствам, и международному бизнес–сообществу, что государство пытается оказать поддержку тем самым казахстанским банкам и строительным компаниям, чтобы они остались на плаву.

Так что глава Нацбанка, говоря об отсутствии кризиса в Казахстане, прав в плане экономической составляющей.

Если не кризис, то что?

Но практически неуправляемая широкомасштабная инфляция – это разве не кризис экономики?

– Я думаю, что она как раз очень наглядно демонстрирует ущербность существующей в Казахстане экономической системы. В казахстанской экономике наблюдается большое количество концентрации капиталов и собственности в руках очень узкого круга людей, которые оказывают влияние на ценообразование в стране. То есть большое число посредников, наличие гигантских монополий, с которыми правительство не может бороться, привело к тому, что казахстанская экономика стала полностью заложницей тех же самых монополий. При этом некоторые из них не являются государственными.

Частные монополии?!

– Да, они находятся в частных руках и тесно связаны с деятельностью отдельных государственных деятелей. Получается, что наше правительство попало в очень серьезную ловушку и пытается бороться не теми способами и мерами, которые могут решить возникшие проблемы. Зато налицо какие–то достаточно беззубые заявления о том, что надо сдерживать рост цен, и роли акимов в решении вопросов по борьбе с инфляцией.

К таким же беспомощным действиям правительства можно отнести и повышение пенсий и пособий…

Получается, правительство воюет с ветряными мельницами…

– Пора понять, что если не будет меняться в целом сама система функционирования казахстанской экономики, которая получила меткое определение как «коррупционный капитализм», то мы все будем достаточно часто ощущать на себе все прелести безудержной инфляции и наблюдать героические с ней сражения со стороны правительства страны.

Пока еще наша экономика держится на плаву, но стагнационные процессы в Казахстане уже начались. Мы видим не только стагнацию строительных компаний, но и стагнацию среднего и малого бизнеса. Надо сказать, что представители последних стали нести очень серьезные потери из–за того, что существенно сократилось кредитование. Определенная стагнация намечается в банковской системе, потому что банки вынуждены сейчас менять свою стратегию. И еще надо посмотреть, все ли из них выживут в 2008 году.

Самое интересное, что все это происходит на фоне заявлений правительства страны о том, что Казахстан уже практически готов вступить во Всемирную торговую организацию. Оказывается, не готов! Наша экономика настолько слаба и настолько недееспособна, что даже небольшая встряска, произошедшая в США, отразилась на ней более чем серьезно.

Новые бедные

Действительно, все заявления нашего правительства выглядят достаточно забавно в свете того факта, что многие члены кабинета министров имеют прямое отношение к тем монополиям, с которыми намереваются бороться…

– В том–то и дело! Взять хотя бы факт создания рабочей группы с участием представителей правительства, Нацбанка и Агентства по финансовому надзору. По идее в будущем эта группа должна проводить мониторинг внутренней и мировой экономической ситуации, чтобы предотвращать эксцессы, подобные августовским событиям 2007–го года. Значит, косвенно Астана признала свою ошибку, но открыто об этом говорить не хочет.

Ну хорошо, создали эту самую рабочую группу, но возникает вопрос – а справится ли она вкупе с казахстанскими банками с сайденовскими НЕкризисами?

– Сейчас в коридорах Астаны данный процесс модно называть коррекцией – экономической коррекцией или коррекцией экономического курса. Что касается банков, то я думаю, они будут получать поддержку со стороны государства. Тем более что это было заявлено на уровне президента. В этом плане банкам придется быть более тесно привязанными к государственным структурам, от которых они получат поддержку. В частности, речь идет о холдинге «Самрук» и фонде устойчивого развития «Казына». То есть банкам придется заплатить весьма высокую цену в виде особой привязанности к государственной политике в целом, но зато они должны выдержать бремя в виде возвращения взятых ранее внешних займов.

Зато в других сегментах экономического рынка Казахстана проблем намного больше. На уровне Форума предпринимателей Казахстана уже было заявлено, что сокращение кредитов и повышение процентных ставок на них сильно отразилось на большей части бизнесменов, более того, серьезно ударяет по перспективам появления в Казахстане мощного среднего класса. Другими словами, процессы, которые мы сегодня наблюдаем в Казахстане, в первую очередь бьют по тем, кто по идее должен составлять костяк экономики.

И что теперь?

– Определенная часть этого класса, который будет сокращаться, перейдет в категорию, скажем так, не очень обеспеченных людей. Это будут, если угодно, новые бедные. При этом проблема состоит в том, что количество людей, которые потеряют свой статус от наблюдаемой экономической стагнации, будет расти как снежный ком. К ним будут присоединяться те люди, которые понесут и даже уже понесли потери от стагнации в сфере строительства. Речь идет не только об обманутых дольщиках, но и о тех, кто работал в строительном бизнесе.

Так что начавшийся 2008 год станет серьезным испытанием для правительства Казахстана с точки зрения предотвращения целого ряда социальных выступлений. Они в прошлом году уже начались, а в этом году могут получить еще больший масштаб, так как многие поймут, что государство не в состоянии оказать поддержку всем без исключения. И это будет испытанием на прочность для кабинета министров под руководством Карима Масимова. Не исключено, что он в этом году будет вынужден оставить свой пост премьер–министра страны.

Замкнутый круг

А только ли правительству Масимова предстоят серьезные испытания?

Не будет год тяжелым для всей правящей элиты Казахстана?

– Безусловно, год будет тяжелым в целом для Астаны. Предполагается очень большая нагрузка на бюджет, хотя бы потому, что правительство обязано выполнить те обещания населению страны по поводу увеличения социальных расходов, которые дал Нурсултан Назарбаев еще в прошлом году. Учитывая, что значительная часть финансовых средств будет идти на латание дыр, которые проявились в казахстанской экономике после августа 2007–го, понятно, что будет увеличиваться и дефицит бюджета. Что опять же будет негативно сказываться на экономических рейтингах Казахстана. Получается замкнутый круг.

Более того, если политика «коррупционного капитализма» будет сохраняться, нетрудно предположить, что этот самый круг будет с каждым разом сжиматься все сильнее и сильнее. И какие бы в правительстве не делались заявления об осознании существующих проблем и о готовности их решить, само осознание проблем не означает их решения. К сожалению, казахстанская экономика, учитывая состав ее участников в лице тех же монополистов, не способна ликвидировать начавшиеся стагнационные процессы.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ