Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Узбекистан и Каримов: выборы без выбора

24.12.2007. Gazeta.kz

Акрам Асроров

Президентские выборы 23 декабря в Узбекистане еще раз показали, что Западу придется смириться с наличием стран, нестандартно трактующих и практикующих демократию.

Сценарий президентских выборов в Узбекистане был расписан заранее. Трудно ожидать, что в этой центрально-азиатской стране возможны потрясения типа грузинских, киргизских или украинских.

Как и ожидалось, у власти остался Ислам Каримов, а его оппоненты по президентским выборам остались не у дел. Однако предсказуемость сюжета вовсе не говорит о потере интереса к Узбекистану как стране в целом.

Процесс "свободного волеизъявления народа" интересен с точки зрения влияния его итогов на обстановку внутри страны. Не менее важно понять, как президентские выборы скажутся на обстановке вокруг Узбекистана.

Нынешнюю ситуацию внутри страны можно охарактеризовать шахматным термином цуцванг. Это когда в довольно сложной ситуации один из шахматистов делает вынужденные ходы. Современный Узбекистан и есть страна, вынужденная делать ходы, не всегда продиктованные логикой игры.

Уйдя из-под опеки США, Узбекистан обязан идти в фарватере интересов России. Есть даже подозрения, что многие из этих натужных решений сильно не нравятся руководителям страны.

Майские события 2005 года в Андижане как бы поделили современную узбекскую историю на две части - история до андижанских событий и история после них. До весны 2005 года Узбекистан был крепко привязан к американской внешнеполитической доктрине, а аренда американцами узбекского аэродрома Ханабад стала символом данной зависимости.

Понимание пришло вовремя

К личности Ислама Каримова внутри страны относились в разные времена по-разному. В начале 90-х годов прошлого века, в период развала Советского Союза и образования множества независимых государств, он стал лидером страны, верно оценившим обстановку и принявшим правильные решения. Поначалу Узбекистан представлял собой страну, где рыночные реформы проводились обдуманно и планомерно.

Ни для кого не секрет, что появившиеся в то время первые признаки рыночной экономики - неорганизованные оптовые рынки Узбекистана - стали местом массового паломничества жителей близлежащих государств.

Свобода экономической жизни шла параллельно со свободой в политической жизни. Как раз в 1992 году в Узбекистане состоялись на то время самые демократические президентские выборы. Тогда Исламу Каримову оппонировал оппозиционный лидер Мухаммад Солих.

Специфика тех выборов в том, что в борьбе за высшее в стране кресло столкнулись непримиримые политические антиподы. Ислам Каримов из бывших советских аппаратчиков, за которым тогда стояла государственная машина, Мухаммад Солих представлял партии "Эрк" и "Бирлик".

Опыт аппаратной работы пригодился Каримову. Сразу после победы Каримова на президентских выборах 1992 года, в кратчайшие сроки обе оппозиционные партии были объявлены вне закона, их лидеры отправлены в политическую ссылку, а разногласия среди оппозиционеров стали визитной карточкой узбекской политической оппозиции.

Выборы 1992 года нужны были Каримову, чтобы утвердиться во власти. Он пошел на эксперимент вынужденно, но сознательно, понимая, что зарождающееся тогда в обществе политическое брожение могло стать роковым обстоятельством для него лично и для представляющей его государственной машины. Только победа на президентских выборах могла дать ему возможности укрепить власть и покончить с реальной политической оппозицией.

И тогда, и сейчас мало кто верил в то, что выборы пройдут объективно. Просто в 1992 году оппозиция в лице Солиха выглядела реальной, но не сильной. В 2007 году оппозиции фактически не существует. Есть все основания полагать, что в 1992 году Каримов хотел договориться с оппозицией. По непроверенной информации, сразу после президентских выборов он предлагал Солиху должность премьер-министра и несколько министерских портфелей в узбекском правительстве. Однако оппозиция не приняла предложения Каримова. Поэтому ответственность за все, что произошло с тех самых пор в Узбекистане, несут в равной степени и власти, и оппозиция.

Вслед за политикой - и экономика

Достаточно бросить беглый взгляд на те события, чтобы понять: политика потянула за собой экономику. Политическая оппозиция была фактически разгромлена, а вслед за этим были предприняты непонятные с точки зрения логики шаги в экономике. С целью подмять под себя хозяйственную жизнь в стране, власти ввели государственное регулирование во всех сегментах узбекской экономики.

Без свободы хозяйствования нет реальной рыночной экономики. Узбекские власти попытались выстроить государственный капитализм, где командовать бизнесом и темпами его развития должны государственные органы через силовые структуры как инструменты своего влияния.

В конечном счете, получился уродец-гибрид, который не может эффективно развиваться, а любые действия на рынке жестко отслеживаются властями.

Государственный капитализм своими основными чертами напоминает социализм, который так и не преобразовался в рыночную структуру. По сути, в Узбекистане попытались законсервировать экономику советского образца. Управление экономикой сверху, жесткая централизация всей хозяйственной жизни привели к тому, что большая часть бизнеса ушла в тень, а доля теневой экономики, по различным оценкам, на сегодняшний день составляет почти 2/3 реальной. Удивительно и то, что на определенном этапе своего развития Узбекистан вообще перестал реформировать старую систему хозяйствования, уповая на то, что она дееспособна.

Экономические законы стали игнорироваться, в силу чего конкуренция на рынке превратилась в формальность. Все в стране было подчинено государственным интересам, которые не учитывали, а порой открыто игнорировали интересы бизнеса. Государство сосредоточило в своих руках ресурсы страны, тогда как бизнес должен был эти ресурсы поставлять.

Фактор стабильности

Зомбирование населения, которое продолжается в течение долгого периода времени, дало свои плоды.

Через СМИ и телевидение говорилось о том, что на смену нынешнему президенту может прийти лишь радикал от религии. Поэтому следующий этап отношения к Каримову можно назвать периодом молчаливого согласия. Узбекское общество, которое уже почти второе десятилетие не видит иной альтернативы, начинает воспринимать президента как фактор стабильности.

Любой вариант ухода Каримова из политической жизни воспринимается жителями Узбекистана как автоматический приход к власти радикальных элементов под зеленым знаменем ислама. Причем, перспектива, как правило, рисуется довольно удручающая. Полный отход от светского развития, переход страны в стан исламских государств типа Пакистана.

Справедливости ради стоит заметить, что такой сценарий развития событий вполне может осуществиться на практике.

Так, например, "Исламское движение Узбекистана" ставит перед собой цель устранить от власти Каримова, ввести в стране правила и нормы шариата. При этом радикализм подобного рода движений и течений по прошествии времени лишь усугубляется.

Сейчас Каримов реально контролирует страну. С этим нельзя не согласиться. Причем, ключевым фактором в перемене настроений людей стали андижанские события 2005 года. Именно тогда жители Узбекистана поняли, что декларируемые с высоких трибун лозунги о внутриполитической стабильности - не пустые слова. Каримов продемонстрировал, что ради внутриполитической стабильности он может решиться на любые действия, вплоть до насильственных. Все те, кто надеялся, что он проявит мягкотелость и нерешительность, оказались не правы. Андижан показал, кто в доме (стране) хозяин.

Каримов довольно жестко разобрался с мятежом, а своими последующими действиями продемонстрировал Западу, что не потерпит никакого внешнего вмешательства в дела Узбекистана. Внутренние и внешние политические оппоненты, в свою очередь, извлекли урок из Андижана: насильственные действия ситуацию в стране не выправят. Каримов еще раз убедил вашингтонских и брюссельских стратегов в тщетности их попыток организовать в Узбекистане "цветную революцию".

Между тем политическую оппозицию внутри страны раздирают противоречия, имеются подозрения, что она контролируется узбекскими спецслужбами. Также раздробленной выглядит узбекская оппозиция, нашедшая пристанище в западных странах. Потому в условиях, когда место официальной оппозиции внутри страны занимает радикальный ислам, есть смысл говорить о Каримове как о факторе стабильности. Пока он сидит в президентском кресле, Узбекистан не будет разорван на части. Ни для кого не секрет, что противоречия между жителями Ферганской долины и континентальным Узбекистаном, Каракалпакстаном и центром, Бухаро-Хивинским регионом и Ташкентом, потенциально очень опасны.

Эти центробежные силы способны сломать нынешнюю структуру страны. Каримов как раз и выступает гарантом того, что страна не развалится на части, а будет находиться под жестким контролем со стороны центра. Можно сказать, что спустя почти три года после андижанских событий, Узбекистан прошел точку невозврата. Это означает, что любые реальные политические и экономические реформы способны взорвать страну изнутри.

А так как клапан под названием Узбекистан находится в самом сердце центрально-азиатского котла, в итоге может пострадать весь регион.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ