Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.12.2007. KM.RU
Андрей Грозин
На днях в Узбекистане прошли президентские выборы, на которых, как и ожидалось, убедительную победу одержал нынешний глава государства Ислам Каримов. Естественно, эти выборы оказались лишены какой-либо интриги. Несмотря на то что де-факто были соблюдены все демократические нормы, а использование административного ресурса носило достаточно дозированный характер.
Ислам Каримов, конечно, контролирует все процессы, протекающие в Узбекистане и вокруг него. Но получил он поддержку потому, что действующий президент устраивает подавляющее большинство населения страны. Здесь никто не желает каких-то кардинальных перемен. Потому что в массовом сознании они воспринимаются населением Узбекистана как предвестники возможных потрясений.
Особенно эти настроения усилились после известных событий 2005 года в Андижане. До этого многие в Узбекистане воспринимали традиционную риторику властей о необходимости борьбы с вооруженным исламизмом как своеобразную политическую демагогию. А после Андижана все наглядно убедились в том, что опасность такого рода мятежей действительно существует. И адекватно ответить на подобного рода вызов тогда смог только Каримов.
В Узбекистане ни для кого не является секретом, что если бы на тот момент у власти находился другой человек, вполне реальным был бы сценарий распада этой страны на несколько анклавов. Во всяком случае, Ферганская долина отделилась бы от основной территории. Кроме того, в те дни часть высокопоставленных силовиков, мягко говоря, оказалась не на должном уровне. И если бы не активные действия президента, подобного рода мятежи могли вспыхнуть и в других регионах Узбекистана. По большому счету все к тому и шло. Так что люди убедились в том, что опасность серьезных потрясений для страны существует. А во-вторых, в том, что наиболее адекватной фигурой, способной локализовать подобного рода вызовы, является на сегодня только Каримов. Плохо это или хорошо, но это данность. По крайней мере ни одной фигуры, которая могла бы стать полноценной альтернативой действующему лидеру, в Узбекистане не наблюдается.
Да, есть несколько человек, которых называют фаворитами президента. Но по сумме своего влияния на элиты и общество, по тем ресурсам, которые они контролируют, эти политики серьезно уступают действующему президенту. Поэтому для Узбекистана и его соседей Каримов является наиболее приемлемой фигурой. Это слишком сложное и большое (к тому же отягощенное значительным количеством социальных и экономических проблем) государство, чтобы не обращать внимание на протекающие в нем процессы. Проще говоря, Узбекистан — это не Киргизия.
Здесь проживает более половины населения всего центральноазиатского региона. Это государство, которое располагает очень серьезными ресурсами, в первую очередь энергетическими. Это касается и газа, и урана, в меньшей мере нефти. Кроме того, в Узбекистане есть хлопок и золото. Наконец, эта страна обладает очень серьезным геополитическим положением. Узбекистан, по сути дела, находится в центре Центральной Азии. И от того, принимает он или нет участие в конкретных проектах (транспортных, интеграционных и энергетических), зависит, будут ли они реализованы.
По большому счету сегодня Узбекистан де-факто является вторым региональным центром в постсоветской Азии наряду с Казахстаном. Что бы Астана ни утверждала насчет своего лидерства, в силу самого своего положения и демографического веса Узбекистан является государством, не уступающим Казахстану по своей влиятельности в Центральной Азии.
После избрания Каримова кардинально в краткосрочной перспективе ничего не изменится. Следующий его президентский срок будет потрачен на выстраивание модели преемственности власти. Все-таки узбекскому лидеру сейчас уже 69 лет. И на четвертый срок он уже вряд ли пойдет. Потому что существуют определенные биологические ограничители, которые никому никогда не удастся обойти. Понятно, что Ислам Каримов сейчас будет выстраивать механизм бесконфликтной передачи власти будущему лидеру. Он будет его постепенно продвигать, пробуя различные варианты. И, возможно, различных людей. То есть ближайшие пять-семь лет (если, конечно, не случится каких либо форс-мажоров, как в Туркмении год назад) будут потрачены на выстраивание модели максимально комфортного перехода власти с сохранением той политической системы, которая сложилась в республике после обретения этим государством независимости. Я думаю, что именно этим транзитом и будет занята вся узбекская элита в ближайшее время. Поэтому ни России, ни ближайшим соседям Узбекистана ожидать каких-то серьезных внешнеполитических переориентаций не стоит.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |