Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
21.01.2008, РИА «Выборы»
Беседовала Ю. Хлопина
Директор Института стран СНГ о выборах в Сербии и проблеме Косово.- Как Вы оцениваете ход выборов в Сербии и предварительные итоги голосования?
- Выборы проходили при высокой активности избирателей. В 16 часов по московскому времени ЦИК Сербии объявит результаты первого тура выборов. Пока, судя по тем данным, что есть у меня, можно сказать следующее: второй тур выборов состоится, в нем примут участие два кандидата – лидер Сербской радикальной партии Томислав Николич и действующий президент Сербии Борис Тадич.
С самого начала интрига этих выборов была тесно связана с дискуссией по судьбе Косово и отношением к независимости этого автономного края. Как известно, Запад (по крайней мере, ведущие страны Запада, а также США) давно дал понять, что поддержит такую независимость, невзирая на вето ООН. В Сербии это хорошо понимают, понимают, что провозглашение независимости Косово искусственно затягивается на Западе с тем, чтобы обеспечить на выборах в Сербии победу более близкому кандидату, связанному с Западом. Речь идет о Борисе Тадиче. В настоящий момент он уступает Томиславу Николичу несколько процентов голосов.
Ясно, что второй тур будет напряженным, кандидаты будут идти голова к голове, многое будет зависеть от позиции тех кандидатов и тех партий, которые не вышли во второй тур. Главная интрига – какую позицию займет, в конце концов, Воислав Коштуница и его кандидат Велимир Илич. Ясно, что для Коштуницы это очень непростой выбор, поскольку самовыдвижение Илича при поддержке Коштуницы было связано, прежде всего, с нежеланием призвать к выборам Николича или Тадича. Коштуница безусловный противник косовской независимости. Это объединяет его с Николичем, но Коштуница заигрывает как с Россией, так и с Западом. Кроме того, он состоит в одной коалиции с Тадичем и в парламенте, и в правительстве.
Борис Тадич, безусловно, признает важность отношений Сербии и России, как и любой сербский политик. Безусловно, он против независимости Косово, но при этом он пытается доказать избирателям, что будущее Сербии - в Европе, или точнее сказать в Европейском союзе. Он не исключает членства Сербии в НАТО, и Запад изо всех сил помогает ему так, чтобы не навредить, поскольку Тадич не очень популярен в Сербии. Тем не менее, Тадич апеллирует, прежде всего, к традиционным ценностям, к желудку сербского обывателя, говорит о пенсиях, о зарплатах, все это он связывает с сотрудничеством с Западом, пытается доказать, что только в сотрудничестве с Западом можно удовлетворительно разрешить косовскую проблему. Мне кажется, что последнее вероятно с натяжкой. Ясно, что после выборов, кто бы ни победил, ведущие западные державы признают независимость Косово, что вызовет взрыв негодования в Сербии.
Сегодня все политики в Сербии, которые ставят на прозападный вектор, рискуют. Прежде всего, те, чей электорат не является подчеркнуто прозападным. Вот в чем интрига этих выборов. Тадич 28 января едет в Брюссель, там он подписывает некие символические договоренности с Европейским союзом. Ясно, что если бы Россия вела себя хотя бы так же, как Запад, то, безусловно, могла бы существенно повлиять на выборы в Сербии. Владимир Путин является наиболее популярным политическим деятелем в Сербии. Оба кандидата признали, что выборы происходили в нормальной обстановке, что фальсификаций они не ждут. Оба заявили о том, что они удовлетворены итогами и выразили надежду на победу во втором туре.
Очень симптоматичным мне кажется поведение западных наблюдателей, да и самого ЦИК. Все-таки окончательный результат выборов не ясен. Что бы ни говорили по поводу перспектив Тадича во втором туре, он может проиграть. А западные наблюдатели, тем временем, набрали в рот воды и молчат по поводу оценок проведенного первого тура выборов, хотя их кандидат, или точнее кандидат, которому они симпатизируют, заявил о признании итогов выборов и подчеркнул хороший уровень проведенной избирательной кампании. Мне кажется, что на Западе зарезервировали следующую схему действий: они не будут ничего говорить до второго тура, но если во втором туре победит Николич, то мы услышим целый набор стандартных обвинений относительно того, что выборы в Сербии проходили не так, что они не могут быть признаны законными и демократичными. Если же победит Тадич, то Запад будет праздновать победу. Сегодня мы пытались выяснить у наблюдателей от ОБСЕ и БДИПЧ, будут ли они делать свои заявления, но в ответ услышали только испуганные голоса и заверения о том, что они выпустят какие-то пресс-релизы.
- Как отразится решение косовского вопроса на России, в том случае, если независимость автономной области будет признана?
- Это будет означать, что Россию не послушали. Еще более важно, что это, возможно, будет означать, что вскрыт ящик Пандоры и в этом вопросе целый ряд уважаемых государств продемонстрировали, что принципы принципами, а свой интерес важнее. Я думаю, что перед Россией встанет определенное испытание. В этой ситуации Россия, в первую очередь, должна будет подтвердить принципиальность своего поведения, а с другой стороны, на повестку дня встанет вопрос о признании независимости непризнанных государств на постсоветском пространстве. И как бы кому ни хотелось в России или за ее пределами перестать обсуждать этот вопрос, он неизбежно будет висеть. Это будет экзаменом на независимость России во внешней политике. Если Россия не поддержана в своих обращениях, касающихся общих принципов признания независимости, то она имеет всякое моральное право продемонстрировать свое представление о происходящем на постсоветском пространстве, где уже пятнадцать лет существуют фактически полноценные государства, обладающие сильными атрибутами государственности и демонстрирующие высокие демократические стандарты. Мне кажется, что это будет экзамен не столько на признание независимости Абхазии и Южной Осетии, сколько экзамен на признание независимости российской внешней политики в этом вопросе.
- Насколько вероятно, что подобная практика (я имею в виду признание независимости Косово) распространится и на другие суверенные государства?
- Вопрос независимости, очевидно, является острым вопросом международного права и международной политики, но вместе с тем он является результатом внутреннего развития. И если Россия хоть на минуточку позволила кому-то усомниться в своей реакции на вмешательство в свои внутренние дела и попытке признания независимости Чечни, Татарстана или еще кого-то, то я уверен, что наши конкуренты в мире уже давно бы сделали это. Речь не о том, что мы признаем и тем самым открываем возможность кому-то признать независимость Чечни. Речь идет о том, что за последние восемь лет президентства Путина вопрос независимости Чечни отошел в прошлое. И в этом один из положительных моментов правления президента Путина. Сама по себе фактическая независимость Чечни была достигнута в результате подписания соглашений в Хасавюрте. Эта независимость была тогдашней масхадовской и басаевской Чечней употреблена во враждебных целях. Чечня, как известно, напала на Дагестан, а России в 1999 году не оставалось ничего кроме, как дать отпор. С этого момента я не вижу серьезной возможности обсуждать даже теоретически вопрос о независимости Чечни. Но если бы у Запада была малейшая возможность попробовать это сделать и не оказаться наказанным, то он, безусловно, сделал бы это.
Нас не должны смущать призывы рассматривать Абхазию и Осетию в контексте Чечни или еще какой-то гипотетической структуры. Если мы будем настолько плохо управлять Россией, что в составе России появится «Абхазия и Южная Осетия», я говорю в кавычках, то в таком случае будем виноваты мы и только мы. Так же как и грузинское руководство, прежде всего, виновато в появлении Абхазии и Южной Осетии, а не заговор Москвы или всеобщая нелюбовь к Грузии.
- Что может сделать Россия сейчас для того, чтобы повлиять на решение косовского вопроса?
- Россия влияет на решение косовского вопроса. Начнем с событий, которые ближе всего – выборов в Сербии. В Сербии существовали вполне реальные планы сдачи Косово. Прозападные силы нашли бы возможность объяснить сербскому народу это, они сказали бы, что им ничего не остается кроме как признать независимость Косово. Но поведение России абсолютно изменило контекст внутренней политической жизни в Сербии. Всем и каждому в Сербии стало ясно, что именно от них зависит, в конечном счете, будущее, ведь независимость как провозглашается, так и отменяется. Сербия была в разных ситуациях: пятьсот лет она была под владычеством Турции, тем не менее, она надеялась, верила и, в конечном счете, победила. Также я думаю, что позиция Сербии по косовскому вопросу является прологом будущих решений в этом вопросе.
Борьба за Косово дает возможность сербскому народу выжить, иначе этот народ «осужден» на исчезновение, как и его государство. Россия же должна продемонстрировать, что она восстанавливает свои исторические позиции. И восстанавливает их не в результате военных авантюр, а в результате занятия всем понятной честной позиции, которая разделяется многими из тех, кто сегодня подневольно двигается в фарватере США и НАТО. Далеко не все члены НАТО в восторге от равнения на США по проблеме Косово. У Испании есть проблемы с Каталонией и страной басков, у Франции – с Корсикой, у Великобритании – с Северной Ирландией и даже Шотландией. На самом деле, многие страны обременены сегодня такими проблемами, поэтому позиция России – это серьезная заявка на будущее. Жизнь не кончается, даже с провозглашением независимости в Косово.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |