Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Этномазохизм по-казахски

Или дискуссия об аспектах межнациональной и внутренней политики

«Мегаполиc»№ 1 (366) от 14.01.2008

Серик МАЛЕЕВ

Это похоже на ожесточенный спор целого ряда казахских газет между собой, касающийся вопросов внутренней и, прежде всего, межнациональной политики государства. А кто прав – судить читателю. "Этномазохизм" – так озаглавлена статья в газете "Жас Казак", в которой говорится:

– Этот термин у нас не используется, но для нашего случая он подходит как нельзя кстати. Казахи неравнодушны в отношении власти, поскольку власть эта наша. Мы за нее болеем, переживаем. Однако почему же власть-то нас никак не замечает? Тенгиз, Шилек, Маловодное, Маятас… Поругана была казахская честь, убиты были казахи, судимы были казахи, пострадали опять-таки казахи. А нам говорят: "Об этом писать нельзя, молчите". И мы молчим покорно. Отныне на любую жесточайшую несправедливость, вместо победного боевого клича, мы отвечаем лишь трусливым молчанием. Молчание становится нашим девизом, начертанным на наших боевых знаменах и щитах. А о чем тогда, спрашивается, писать? Да и зачем писать о другом, когда вот она – острейшая социальная проблема перед нами? И кто скажет, не случится ли так в скором времени, что если произойдет назавтра драка между представителями двух не титульных этносов в Казахстане, то опять судить будут казахов? Только за то, что вовремя не вмешались и не разняли.

И эту же позицию разделяет редакция газеты "Казахстан – Заман". В частности, ее политический обозреватель Ертай Айгалиулы в своей статье "Сидящие во власти, похоже, не считают себя казахами?" делится своими мыслями с читателями:

– Да, – говорит он, – иногда сгоряча я так и думаю. Может те, кто во власти не считают себя казахами? Иначе чем все объяснить? Земля у нас богатая, власть в руках казахов, Президент – умница, не в каждой стране такой есть, на внешних границах над нами не нависает враг, и стабильность вроде тоже есть. Но почему же тогда мы не можем решить свои проблемы? Когда я вижу аульских казахов, лишившихся земли и мало – мальского достатка, лишенных будущего, признаюсь, у меня обливается сердце кровью. Неужели до них никому нет дела? Как нет дела никому до проблем казахского языка? И вот тогда-то и приходишь к крамольной мысли, что сидящим наверху плевать на нас всех. У тамошних казахов, похоже, нет в душе ничего казахского.

Как видим, претензии к власти конкретные. Однако так ли во всем виновата власть? Ведь необходимо учитывать и то, в каких обстоятельствах она сегодня находится и какими были эти обстоятельства всего шестнадцать лет назад. И об этом уже рассуждает лауреат Государственной премии Казахстана, известный казахский писатель Кадыр Мырза Али в своей статье "Задушенный народ. Солнце едва взошло", опубликованной в газете "Егемен Казахстан" от 5 января 2008 года. Эта статья, как бы рецензия на книгу казахского автора Мир Шаирдына "О Милосердный Мир", но мысли в ней звучат совсем не рецензионные. Кадыр Мырза Али пишет:

– У каждого народа бывает время взлетов и падений. И самая непостоянная вещь в мире – это Власть и Богатство. Когда–то бывшие великие империи Атиллы, Чингисхана, Батыя, наводившие страх и ужас на своих врагов, пришли в упадок. Их слава померкла. В то время, как поднимались другие государства. И вот уже появилась на картах Российская империя. А мы, казахи, наследники былой славы своих великих предков, оказались ее колонией. Фактически Казахстан был порабощен.

Однако проходит еще какое-то время и в той же России происходит революция, давшая впервые порабощенным народам надежду на лучшую жизнь. Которой не суждено было сбыться. И виной тому Сталин. Тиран, принесший неисчислимые бедствия казахскому народу.

В самой партии большевиков в начале 30-х годов двадцатого столетия берут верх шовинистические настроения. Что оборачивается для населения двух наиболее крупных социалистических республик Советского Союза – Украины и Казахстана геноцидом по отношению к коренным обитателям этих земель. В те годы погибло около трех миллионов казахов.

Но и после было не легче. К власти в СССР пришел Хрущев, при котором в Казахстане начала проводиться политика повсеместной русификации. Закрывались казахские школы и интернаты. Так, только в Алматы из четырех казахских действующих школ – интернатов, в которых учились дети чабанов, осталась только одна, где занятия велись на родном языке. Хрущев самовольно раздавал наши территории. При его правлении часть казахских земель отошла Узбекистану. Он же поставил под сомнение наш союзный статус. Он мечтал об автономии для Казахстана. И причиной тому, помимо всего прочего, была наша великая история. Казахам неоднократно удавалось создавать величайшие империи древности. Выбить эту память из головы у народа, лишить его национального самосознания – такова была еще одна цель Москвы по отношению к Казахстану.

В те годы вторыми секретарями областей в Казахстане повсеместно назначались русские. А, к примеру, в Западном Казахстане и вовсе казахов не допускали к власти. Казахам трудно было устроиться на работу. Шла откровенная дискриминация казахов по этнической принадлежности. В массы внедрялась специальная установка, дескать, казахи не могут работать на высококвалифицированных должностях. И поэтому вовсе не случайно известный индийский политик Джавахарлал Неру, узнав о шовинистических ужасах, здесь творящихся, пришел в негодование, заметив, что Казахстан – это никакая не союзная республика, а некий порабощенный, жестоко подавляемый, бесправный доминион.

И здесь же можно вспомнить восемьдесят шестой год, декабрь, и все, что предшествовало этим событиям. Того же шовиниста Горбачева, с его "перестройкой и ускорением", пожелавшего поставить в Казахстане своего ставленника. Но затея провалилась. Возмущенный народ вышел на улицы. А потом, спустя три года, последовали события Нового Узеня. Как продолжение декабря 1986 года. И только после этого к власти в стране пришел Нурсултан Назарбаев.

Словом, если исходить из логики Кадыра Мырза Али, президенту Назарбаеву досталось не легкое наследство. И это надо понимать. Надо уметь сравнивать то, какой была страна вчера и какой она стала сегодня. Позитивные перемены, по мысли Кадыра Мырза Али, в нашей жизни есть, они налицо, и они будут происходить в дальнейшем. Но вот только, правда, они не могут быть сиюминутными, моментальными, как бы этого кому-то ни хотелось. Поскольку политика – это искусство достижения возможного.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ