Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
Население Белоруссии вступило в 2008 год, лишившись масштабной государственной социальной поддержки, которая в два приема в течение двух недель была свернута по личному указанию президента Александра Лукашенко. Резкое сокращение социальной помощи со стороны государства белорусским лидером было подано как проводимое по многочисленным просьбам самих граждан республики «упорядочение льгот» с целью прекращения распыления госбюджетных средств и достижения баланса социальных интересов. По версии чиновников бюджетные средства, которые ранее расходовались на компенсацию различных льгот, субсидии и прочую социальную помощь нескольким миллионам белорусов, теперь канализируются в рамках социальной программы охраны материнства и детства (на оплату питания детей в садах и школах и т.п.). Часть сэкономленных средств планируется направить для проведения дополнительных мероприятий по дезактивации и введению в хозяйственный оборот белорусских территорий, подвергшихся радиоактивному заражению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Необходимо при этом подчеркнуть, что объемы госбюджетных средств, отпускаемые на более широкую «реабилитацию»(?) местности, загрязненной радиоактивными выбросами ЧАЭС, в условиях Белоруссии не поддаются общественному контролю и, строго говоря, к прямой социальной поддержке конкретных людей отношения не имеют. Как следует отметить и тот неоспоримый факт, что помимо матерей и детей в республике имеются другие многочисленные категории граждан, остро нуждающихся в социальной помощи со стороны государства.
Поэтому буквально накануне отмены прежних льгот (за исключением субсидий по оплате ряда услуг ЖКХ) и мер социальной поддержки президент РБ 14.12.07 подписал указ, суть которого сводится к замене общих льгот адресной социальной помощью. Однако на такую адресную социальную помощь, о чем забыл Лукашенко, государство уже переходило несколько лет назад. В связи с этим потребовалось новое разъяснение правительственных чиновников, согласно которому «список адресов» планируется увеличить, а саму помощь оказывать в двух видах – ежемесячного или единовременного денежного пособия. Размер таких пособий должен быть привязан к т.н. бюджету прожиточного минимума (около 186 тыс. белорусских руб. или 59 евро). Размер ежемесячного пособия будет составлять разница между БПМ и реальными доходами «адресата», а единовременного (раз в год) – от 0,5 до 5 размеров БПМ. В любом случае можно говорить о незначительной сумме государственной помощи и о необходимости со стороны нуждающегося доказывать право на ее получение.
Потенциальными получателями пособий по официальной версии является почти 1 млн. (10% населения РБ) белорусских граждан, подпадающих под категорию нуждающихся. Госаппарат лишил льгот, субсидий по оплате услуг ЖКХ и возможности получать денежные пособия пенсионеров (2,5 млн.), бывших узников концлагерей и гетто, ветеранов боевых действий на территории других государств, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей Героев Советского Союза и представителей некоторых других социальных групп. Особенно пострадали от нового порядка распределения льгот и другой социальной помощи «афганцы» и другие воины-интернационалисты, инвалиды III группы и студенты.
Республиканское руководство не остановило то обстоятельство, что сворачивание социальной помощи проходит одновременно с ростом финансовых затрат населения, связанного с повышением цен на товары и услуги. Так, в начале года правительство уже повысило плату за жилищно-коммунальные услуги (кроме отопления и горячей воды), проезд на транспорте, цены на сжиженный и природный газ, на другие группы товаров. Уровень же зарплат, стипендий и пенсий остался прежним, относительно низким, а возможности получения иных доходов ограниченными. Реальная заработная плата в Белоруссии в среднем по регионам по официальным данным в 2007 году (без учета ППС) составила 200 долларов США, наблюдалось ухудшение ситуации с занятостью населения, увеличилось количество «проблемных» с точки зрения безработицы городов и сел.
Поэтому, с одной стороны, глава государства потребовал от правительства и других управленцев улучшить идеологическую работу и подавить «иждивенческие настроения» в массах, а с другой – разработать меры по повышению зарплат и пенсий, преодолению безработицы на местах, сдерживанию роста платы за услуги ЖКХ. Последнее связано с опасением властей, что повторится ситуация начала 2003 года, когда из-за резкого повышения платы за коммунальные услуги рейтинг Лукашенко буквально обвалился.
Новая социальная политика властей Белоруссии показывает, что после последовательного сокращения дотаций со стороны России и постепенного перевода отношений двух формально союзных стран на рельсы рыночных отношений неэффективная экономическая модель республики, исчерпавшая источники роста, стала давать сбои, значительно увеличился дефицит государственного бюджета (на 2008 г. он запланирован в размере 2,19 трлн. белорусских руб.). Вырос, превысив в 2007 году предел в 2 млрд. долларов США, установленный ранее правительством, и государственный долг РБ, лимиты которого в текущем году срочно были увеличены до 6 млрд. долларов США. Остроту приобрела проблема привлечения внешних инвестиций, в том числе от международных финансовых фондов и банков. В силу этого стала неизбежной реформа всей системы социальной защиты населения, которая объективно должна помочь государству преодолеть финансовые трудности, возникшие в связи с несостоятельностью хозяйственного комплекса, облегчить поступление средств от международных организаций, а также переложить на плечи граждан основной груз ответственности за их материальное положение.
По большому счету речь идет о полном разрушении государственной системы всеобщей социальной помощи и защиты, охватывавшей ранее более половины населения и доступной в принципе для остальных граждан РБ. С 2008 года права и возможности жителей Белоруссии на получение социальной помощи были существенно ограничены властями. Прежние правовой универсализм в сфере социальной защиты и всеобщий доступ к госпрограммам социальной поддержки были подменены системой (довольно унизительной в общественном сознании) проверки по личным запросам граждан бедности и нуждаемости «адресатов», которые вынуждены теперь документально (включая справку о доходах) каждый раз доказывать собственную социальную «ущербность» в конкретном случае или в определенный период времени. Введенный порядок предоставления поддержки со стороны государства предполагает и ликвидацию понятия социальной группы нуждающихся (что легче воспринималось в психологическом плане), которое заменяется понятием нуждаемость и бедность индивида. Исключением пока осталась только группа матерей-детей. Белорусская социальная реформа фактически полностью исходит из идей, заложенных некогда в пресловутой венгерской реформе 1944 года - «пакете Бокроша». Суть венгерского опыта сводится к снижению финансового объема государственных соцпособий, сокращению числа граждан, имеющих право на их получение, и передаче большей части функций по оказанию социальной помощи с правительственного уровня на местный с одновременным стимулированием активности семей и индивидов по добыванию средств к существованию. В Белоруссии, например, вводится порядок, при котором распределение денежных пособий теперь возлагается на местные комиссии по оказанию адресной помощи, а предоставление других льгот - на службы субсидирования.
Складывается впечатление, что в президентской администрации взят курс на инициирование большого экономического скачка, которому старая система социальной помощи и защиты, с точки зрения высших чиновников, будет только препятствовать, мешать мобилизации населения на «прорыв». С этой позиции курс на «сбалансированность» и «адресность» социальной поддержки, реализацию принципа справедливости очень скоро обернется проведением на практике комплекса рестриктивных мер в социальной сфере.
Обращает на себя внимание, что государственно-политическое руководство Белоруссии не сразу решилось на демонтаж системы социальных льгот и гарантий, решив сделать многомесячную паузу после принятия в мае 2007 г. Национальным собранием закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» и выждать реакцию общества. Только после того, как президентские аналитики пришли к выводу о том, что отношение населения к новому порядку предоставления социальных льгот в целом «умеренно спокойное», социальной реформе после некоторой ее корректировки со стороны главы государства был дан ход. Насколько верными были эти выводы и правильной коррекция, конечно, покажет время. Пока же отметим, что властная вертикаль Белоруссии и контролируемые ей СМИ всячески уходят от определения «реформа», пытаясь представить все радикальные трансформации в социальной области в виде некой «оптимизации льгот», которая как процесс началась еще в 90-е годы и направлена на устранение отдельных «излишеств» и «перекосов» с целью достижения баланса социальных интересов.
Однако представляется, что недоверие граждан Белоруссии в первую очередь к правительству, а затем к президенту (по соцопросам Александру Лукашенко сегодня не доверяет треть граждан), а также к официальной идеологии и аппарату пропаганды в связи с резким сокращением социальной поддержки и проявлениями кризиса национальной экономики будет только возрастать. У белорусской властной элиты нет опоры в виде, по выражению В.А. Маклакова, «величия прошлой государственности», а Белоруссия в исторической перспективе не сможет стать страной, которая ни от кого не зависит и ни в ком не нуждается. Надежды главы государства на то, что белорусы дружно устремятся использовать все возможности для трудоустройства и получения дополнительного дохода, имеющиеся на сегодняшний день в рамках хозяйственного комплекса республики, могут и не сбыться. Результат может оказаться обратным – широкие слои населения не смогут приспособиться к ухудшению материального положения и условий жизни, потеряют веру в способность государственного аппарата гарантировать социальную защищенность и перестанут поддерживать политику республиканской власти.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |