Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев (Минск)
Скандальные события последнего времени (конфликт с «Газпромом», не выдача Чехией визы Александру Лукашенко для его участия в саммите НАТО в Праге, объявление белорусского президента нежелательной персоной государствами Евросоюза и США), а также нарастающие кризисные явления в экономике со всей определенностью свидетельствуют о полном политическом провале той правящей команды, которая была сформирована президентом после его победы на выборах. 2001 года.
Перед этой командой, помимо прочих, ставилась и задача создать такие внешнеполитические условия, которые обеспечили бы не только легитимизацию нынешнего президента Белоруссии со стороны США и Евросоюза , но и позволили бы ему, не вызывая отрицательной реакции со стороны «мирового сообщества», переизбраться на третий президентский срок.
Плачевные итоги деятельности нынешней президентской команды (а это касается, в первую очередь, не столько МИДа, сколько ближайшего лукашенковского окружения) говорят о неправильной оценке ею как существующего положения дел в России, так и перспектив белорусской дипломатии на Западе.
Однако, как бы там ни было, но заявка на третье избрание Александра Лукашенко президентом Белоруссии уже сделана. В начале А.Г. Лукашенко на пресс-конференции посвященной годовщине своего переизбрания дал понять, что он, в принципе, не возражает против продления своих президентские полномочий еще на один срок. И вот 21-го ноября текущего года депутат Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Роман Ананьев предложил создать в парламенте группу "Народный депутат", с целью инициирования конституционного референдума. Вот, что заявил по этому поводу депутат Ананьев: « На сегодняшний день депутат имеет право быть избранным в парламент неограниченное количество раз. Если не оскандалился перед избирателями, то можешь стать хоть пожизненным депутатом. А почему бы не дать возможность другим гражданам быть избранным столько раз сколько раз народ хочет видеть их во власти? Я за такие изменения в Конституции». По словам Ананьева референдум может состояться в конце 2003 начале 2004 года.
В связи с тем, что государства Евросоюза и США фактически объявили со своей стороны Александру Лукашенко политическую блокаду, то возможность продления его полномочий теперь будет зависеть исключительно от внутренних политических и экономических условий в Белоруссии и от отношения к этому вопросу Российской Федерации. Отныне, политическое будущее А.Г. Лукашенко фактически будет находиться в руках официальной Москвы, т.к. внутри Белоруссии практически отсутствуют политические силы способные хоть как-то реально конкурировать с действующим президентом.
До прошлогодних президентских выборов расстановка сил на политическом поле республики носила довольно простой характер. С одной стороны выступала неплохо организованная, поддерживаемая и финансируемая Западом антипрезидентская и одновременно антироссийская оппозиция, направляющим и организующим центром которой являлась Консультативно-наблюдательная группа (КНГ) ОБСЕ в Белоруссии.
С другой стороны, имелись те общественно-политические силы, которые поддерживали Александра Лукашенко на выборах, в том числе и потому, что он в то время неизменно выступал за создание единого белорусско-российского государства.
Однако за прошедший год произошли заметные изменения в устремлениях тех политических сил, которые составляют оппозицию. В ней наметились серьезные размежевания по главному для Белоруссии политическому вопросу – по отношению к будущему белорусско-российского Союза.
Наиболее интеллектуальной части оппозиции стало очевидно, что все разговоры и действия, направленные в конечном итоге на разрыв отношений Белоруссии с Россией, губительны для республики. Понимая, что антироссийские лозунги не имеют в Белоруссии какой-либо перспективы (тем более, что РФ на глазах становится одним из ведущих геополитических центров), часть идеологов и лидеров оппозиции начали, по крайней мере, внешне переоценивать свои подходы к вопросам белорусско-российской интеграции.
Пример тому – лидеры Объединенной гражданской партии (ОГП), которые до недавнего времени занимали резко антироссийскую позицию. В настоящее же время ОГП образовала альянс с Союзом правых сил и под влиянием СПС выдвинула лозунг: « В Европу вместе с Россией!». В целом же , вряд ли альянс СПС – ОГП можно считать чем-то неожиданным. По всей видимости, совместные действия этих двух партий на интеграционном поле - это продуманная и спланированная кампания, цель которой – не только нанести ущерб действующей белорусской власти, но и «раскрутить» СПС накануне выборов в Государственную Думу.
В то же время, некоторые оппозиционные аналитики либерального толка неоднократно высказывали мысль, что ОГП в нынешнем виде себя исчерпала, и только маргинальные политические силы могут упорствовать в отрицании государственности русского языка. В среде оппозиционной либеральной элиты серьезно обсуждается вопрос о необходимости создания на основе умеренной части ОГП и других наиболее здравомыслящих представителей оппозиции новой либеральной партии призванной стать ядром антилукашенковской «пророссийской оппозиции». Очевидно, что нынешний председатель ОГП Анатолий Лебедько явно не подходит на роль лидера «новой оппозиции», т.к. за ним тянется длинный шлейф антироссийских и антирусских политических действий. По видимому, он будет заменен на более приемлемую и представительную фигуру.
Другой фланг оппозиции представлен крайне националистическим Белорусским народным фронтом (БНФ). Влияние этой организации на белорусское общество очень мало, т.к. она выдвигает давно устаревшие концепции, которые воспринимаются сегодня просто как архаичные. У БНФ практически нет перспективы. Тем удивительнее на этом фоне выглядят действия и высказывания некоторых высокопоставленных белорусских чиновников, взявших на вооружение идеологический багаж БНФ.
Существует еще одно крыло оппозиции – социал-демократическое. Однако большинство партий, именующих себя социал-демократами, вряд ли являются таковыми, т.к. исповедывают идеи близкие БНФ и полностью отрицают свободу выбора в языковом вопросе. В настоящее время в этой среде идут невнятные процессы, и сегодня социал-демократы вряд ли способны оказывать с какое-нибудь серьезное влияние на политические процессы в республике.
Что касается коммунистического движения, которое представлено в Белоруссии несколькими организациями (Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ), Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), «За Союзную компартию и Союз» и др.), то оно, как и в России неуклонно утрачивает свои позиции, вследствие устаревшего идеологического багажа. Это касается и, поддерживаемой властями, КПБ и оппозиционной ПКБ. Хотя обе эти партии имеют разветвленные организационные структуры и издают свои газеты, а КПБ имеет своих депутатов в парламенте, но это уже остатки былой политической мощи. Руководство КПБ находится в сильной зависимости от властей, в связи с чем, не проявляет собственного политического лица.
ПКБ же хоть и пытается использовать в своих интересах нарастающие экономические сложности, но на ней лежит клеймо сотрудничества с крайними националистическими организациями, что этой партии явно не пошло на пользу. У ПКБ вряд ли есть серьезные политические перспективы, даже если она и сможет получить на предстоящих выборах в местные советы некоторое количество голосов.
В сложном и неопределенном положении (как это ни может показаться странным) в Белоруссии находятся те партии, которые до президентских выборов однозначно поддерживали Александра Лукашенко. Это Патриотическая партия, Республиканская партия, Партия труда и справедливости и другие партии и объединения, входящие в созданный еще до президентских выборов при поддержке администрации президента Республиканский координационный совет руководителей политических партий и общественных объединений (РКС). РКС активно поддерживал А.Г. Лукашенко в первую очередь за его социальную политику внутри республики и курс на объединение с Российской Федерацией. За год же прошедший после выборов деятельность РКС оказалась полностью «заморожена». А входящие (надо понимать уже формально) в него организации испытывают тяжелый внутренний кризис, порожденный, в том числе, и произошедшим коренным изменением социальной политики властей (прежняя белорусской экономике уже просто не по силам), а также идеологическими и политическими зигзагами белорусского руководства.
Наиболее перспективной, из партий поддержавших на выборах действующего президента, представляется Аграрная партия (председатель - Михаил Шиманский), которая могла бы выражать интересы не только аграриев, но и в целом белорусских промышленников и стать, в итоге, неким аналогом, например, «Единой России». В любом случае, российской политической элите стоило бы обратить внимание именно на белорусскую Аграрную партию.
Наиболее значимой общественной силой в Белоруссии являются профсоюзы. Еще менее полгода назад крупнейшее профобъединение республики Федерация профсоюзов Белорусская (ФПБ) выступала ведущей оппозиционной силой, бывший лидер которой Владимир Гончарик был единым кандидатом от оппозиции на президентских выборах. Однако в течение лета начала осени 2002 года администрации президента РБ удалось в корне изменить ситуацию в ФПБ. Во главе этого объединения (с соблюдением всех демократических процедур) встал ранее бывший заместителем главы администрации президента Леонид Козик. Таким образом, ФПБ из крупнейшей оппозиционной силы превратилась в лояльную президенту структуру.
Помимо ФПБ, в Белоруссии существует еще ряд профсоюзных объединений (Свободный профсоюз Белорусский, Белорусский независимый профсоюз, Свободный профсоюз металлистов, Демократический профсоюз транспортников), образующие Белорусский конгресс демократических профсоюзов (БКДП). 23 ноября в Минске состоялся V внеочередной съезд БКПД, на котором президентом этого профобъединения был избран бывший лидер, входящего в ФПБ Белорусского профсоюза работников агропромышленного комплекса, Александр Ярошук. Важно заметить, что Ярошук, еще будучи председателем отраслевого профсоюза аграриев, одним из не многих общественных деятелей открыто поддержал известные интеграционные предложения Владимира Путина. Примечательно, что ранее БКДП принципиально стоял на позиции «нерушимости суверенитета» и был близок к БНФ и другим националистическим организациям. Сейчас же основным партнером Конгресса демократических профсоюзов является Всероссийская конфедерация труда.
Как бы там ни было, но в Белоруссии выступать против объединения с Россией стало политически не выгодно, и именно поэтому, наиболее здравомыслящие оппозиционеры пытаются отмежеваться от свои прежних антироссийских воззрений.
Какой же из всего сказанного вытекает вывод? В Белоруссии сегодня нет реальных политических сил, способных составить в ближайшее время сколько-либо серьезную конкуренцию Александру Лукашенко. Конечно, рейтинг действующего президента вследствие политических ошибок и усугубляющихся экономических сложностей поступательно снижается, но, как известно, падение популярности совсем не означает кризис власти. Политическая стабильность близкая к абсолютному спокойствию – вот главная отличительная черта нынешней обстановки в Белоруссии. На этом фоне шансы на успех предстоящего конституционного референдума достаточно высоки.
Единственное, что может серьезно помешать осуществлению дальнейших властных притязаний А.Г. Лукашенко – это социально-экономический кризис, признаки которого в настоящее время уже присутствуют в белорусской экономике. При этом, вряд ли уже можно сомневаться в том, что дальнейшее экономическое состояние Белоруссии во многом будет определяться характером белорусско-российских отношений и, в первую очередь, степенью реальности единого экономического пространства Белоруссии и России.
Александр Лукашенко (для гарантированного успеха на конституционном референдуме) нуждается не просто в экономической стабильности, а в серьезном росте белорусской экономики, что возможно только при крупных российских вложениях. Объективно интересы А.Г. Лукашенко и российского капитала совпадают. И это необходимо понять белорусскому президенту и не препятствовать российским компаниям осваивать белорусское экономическое пространство.
Нынешняя же «нелюбовь» Лукашенко к российскому капиталу имеет и определенную политическую подоплеку. Президентское окружение всерьез опасается того, что одним из результатов акционирования крупнейших белорусских предприятий в пользу российских компаний станет появление в Белоруссии неподконтрольных властям финансовых ресурсов, способствующих (а это в принципе неизбежно) возникновению в Белоруссии независимых СМИ, крупных политических партий и общественных движений пророссийской направленности, из среды которых может, в конце концов, появиться серьезный соперник президенту на предстоящих выборах.
Белоруссия, несомненно, нуждается в определенной демократизации, но она должна наступить не ранее, чем будут проведены экономические реформы и белорусская экономика не станет неотъемлемой частью российского экономического пространства. В противном случае власть в Белоруссии может оказаться у деструктивных сил, которые хорошо(с помощью Запада) организованы и имеют значительный политический опыт.
Сильная власть, экономические реформы и российский капитал в совокупности способны не только дать серьезный толчок в развитии республики, но и, по большому счету, обеспечить условия необратимости белорусско-российского воссоединения.
В то же время, Кремлю необходимо, учитывая масштабность и личностные характеристики А.Г. Лукашенко, не только гарантировать ему политическое будущее, но и всемерно содействовать личному участию белорусского президента в воплощении геополитического проекта «Великая Россия».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |