Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Русская церковь: испытание Украиной

28.01.2008. Профиль №3(559)

Кирилл Фролов

Главное духовное событие 2008 года — празднование 1020-летия Крещения Руси. Было бы логично, если бы политический класс нашей страны связал проблему преемственности власти и фактор духовной преемственности российской государственности.

Празднование 1020-летия Крещения Руси принципиально и для российско-украинских отношений, ибо строители антироссийской Украины делают этот год годом разрыва всего, что связывало Великую и Малую… Об украинской заявке в НАТО знают все, а вот о попытках разорвать последнюю и главную связь Украины с Россией, церковную, знают очень немногие.

«Обер-прокурором», то есть главой Комитета по делам религий и национальностей в правительстве Тимошенко, стал человек Ющенко, заместитель главы общественного движения «За Поместную Украину» Александр Саган. Главой же этого «движения», цель которого отрыв Украинской православной церкви от Русской, является брат Ющенко, Петр. Как экономический деятель он играет не последнюю роль в схемах «Росукрэнерго», а как политический — ключевую роль в создании «Поместной украинской церкви».

Почему мы так возражаем против автокефалии УПЦ, которая, дескать, является естественным процессом? Этот вопрос задают, выступая против «имперских амбиций», не только во Львове, но и в Москве. Действительно, не только на Украине, но и в Великороссии выросло целое поколение, считающее, что украинцы и русские всегда были разными народами, некоторые даже убеждены, что «автокефалия УПЦ есть закономерный процесс освобождения от многовековой русской зависимости, который русская интеллигенция обязана поддержать».

Против автокефалии выступают стратегически мыслящие руководители Русской церкви, русские интеллектуалы, понимающие, что автокефалия УПЦ — это глобальная катастрофа Русской церкви, которая сделает ее не центром, а периферией православной ойкумены, осознающие, что украинский вопрос — это самая болезненная, катастрофичная дилемма русского настоящего и будущего, а автокефалия УПЦ — это осиновый кол в сердце исторической России. И этот кол вбивается.

Как известно, доминирующей конфессией на Украине является Украинская православная церковь Московского патриархата. В период правления Кравчука и Кучмы предпринимались активнейшие попытки создания «Поместной украинской церкви» путем поддержки раскольнических группировок, таких как «Киевский патриархат» во главе с Филаретом Денисенко, который является не столько «церковнораскольничьей», сколько криминально-террористической группировкой. Выдающийся православный журналист, отец современной церковной журналистики на Украине, пресс-секретарь Блаженнейшего митрополита Владимира Василий Анисимов написал целую книгу «К истории автокефальных и филаретовских расколов в Украине» (Киев, 2004), где документально демонстрирует, что «Киевский патриархат», боевики которого захватили сотни православных храмов на Украине, был структурой, через которую вербовались украинские боевики в помощь Басаеву, Шеварднадзе и другим «друзьям» России. Однако внешнее давление на Украинскую церковь Московского патриархата имело обратный эффект и только сплачивало ее. Поэтому «оранжевая» власть пошла другим путем — путем создания своих центров влияния в самой Украинской православной церкви Московского патриархата, которые бы изнутри форсировали процесс ее отторжения от Русской церкви.

Такой центр влияния ассоциируется с именами епископа Переяслав-Хмельницкого Александра (Драбинко), перешедшего из «Киевского патриархата» священника Петра Зуева и иеромонаха Кирилла (Говоруна). Эта группа стала влиятельной исключительно в силу поддержки со стороны братьев Ющенко, А. Сагана и других. Собственно, церковные расколы на Украине не есть массовые народные религиозные явления, они держатся благодаря поддержке власти. И эта политическая поддержка означенной группой «своих» в Украинской церкви не могла не повлиять на решения Архиерейского собора Украинской церкви Московского патриархата от 21 декабря 2007 года.

Собор принял ряд деклараций, утверждающих единство Украинской православной церкви в составе Русской. Собор продекларировал: «Мы заявляем, что епископат Украинской православной церкви высоко ценит и свято бережет единство полноты Русской православной церкви». Собор принял поправки к Уставу УПЦ. В частности, утверждается, что Соборы УПЦ руководствуются в своих действиях решениями Архиерейских соборов Русской православной церкви. Одновременно в Устав внесен пункт о пожизненном избрании киевского митрополита, что, по мнению такого оппонента УПЦ МП, как пресс-секретарь раскольнического «Киевского патриархата» Евстратия Зори, является шагом к большей независимости УПЦ от Московского патриархата. Собор принял уникальное в своем роде постановление, в котором отмежевался от Союза православных граждан Украины, заявив, что «деятельность СПГУ не имеет отношения к Украинской православной церкви». Но эта общественная организация никогда не выступала от имени Церкви, согласно Социальной концепции РПЦ, утверждающей обязанность мирян отстаивать интересы Церкви в общественно-политической сфере, не выступая от ее имени. Союз православных граждан Украины известен как организация, непримиримо относящаяся к проекту отделения Украинской церкви от Московского патриархата. Собор осудил так называемое «политическое Православие» как «внесение в церковную ограду политических лозунгов, не соответствующих духу евангельской проповеди». Но СПГУ не имеет отношения к такому «политическому Православию». Мало того, есть политологический термин «политическое Православие», который не имеет никакого отношения к внесению в церковную ограду политических лозунгов, а определяет корпус вопросов и проблем, связанных с отношениями Церкви, общества и государства.

Епископ Александр (Драбинко), комментируя решения Собора, заявил, что Церковь не нуждается в поддержке организаций мирян и договорится с государством сама. В это же время «Киевский патриархат» захватил у Церкви очередной храм — на этот раз демонстративно, — в селе Хорунживка Сумской области, где родился В. Ющенко. А о. Петр Зуев в «Зеркале Недели» провозгласил, что долг православных мирян отстаивать свои ценности в политической сфере является не нормой веры, прописанной в Социальной концепции РПЦ, а домыслом автора этих строк. Что это, как не призыв к общественной самоизоляции православного сообщества, которая расчистит площадку для «оранжевых» экспериментов над Церковью. А эксперименты следующие: о. Зуев и Говорун именуют тех, кого Церковь считает самосвятами, то есть не признает их священный сан, «архиепископами» и «архимандритами» «Киевского патриархата».

Однако далеко не вся Церковь согласна с подобными экспериментами. 56 священников Одесской митрополии выступили с открытым обращением к Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру с протестом против отделения от Русской церкви и «нового курса» под диктовку «архитекторов» «Поместной украинской церкви». В ответ епископ Александр называет уважаемых священников и игуменов монастырей «людьми с неустойчивой психикой», а в комментариях на редактируемом им сайте опубликованы обвинения в адрес одесского митрополита Агафангела в том, что он якобы стремится занять место Блаженнейшего, предлагается «выжечь одесскую крамолу каленым железом». Епископ Александр публикует «интернет-опросы», в которых «большинство» якобы выступает за отделение Украинской православной церкви от Московского патриархата, что предполагается сделать на грядущем соборе УПЦ МП. Собор намечен на июль 2008 года и посвящен 1020-летию Крещения Руси. Что нужно сделать, чтобы Собор прошел по этому сценарию? Убрать и дискредитировать противников отделения УПЦ от Московского патриархата. Таких, как одесский митрополит Агафангел. Убирать его с кафедры «оранжевыми» руками означает делать из него знамя единства Русской церкви (он, кстати, им и является), символ Новороссии. И на него натравливают «своих». С подачи епископа Александра «Синодальными грамотами УПЦ» награждается группа лиц во главе с Русланом Запорожским, отлученных митрополитом Агафангелом от причастия за осужденные Московским патриархатом призывы к канонизации Ивана Грозного, клевету на Патриарха Московского и всея Руси. Казалось бы, что может быть общего между «оранжевыми» «натовцами в рясах» и «опричниками», считающими Грозного царя святым, а русского патриарха — отступником? Конечно же, оппозиционность Русской церкви. И те, и другие делают одно дело.

После награждения «опричников» из разных источников стала появляться информация о том, что митрополит Агафангел будет выведен из Синода УПЦ. Пошел также вал публикаций, призванных скомпрометировать донецкого митрополита Иллариона, тесно связанного с элитами юго-востока Украины. Отделение Украинской православной церкви от Московского патриархата сделает процесс антироссийской трансформации Украины необратимым. Это будет процесс ее цивилизационной трансформации. Автокефалия УПЦ — важнейший шаг в переходе Украинской церкви в унию, то есть ее присоединения к католической церкви и цивилизации. Выбор веры и выбор судьбы.

Сами униаты признают, что проект создания «Киевского патриархата» был изобретен в Ватикане. Имеется в виду именно католический патриархат восточного обряда. В 1996 году на симпозиуме «400 лет Брестской унии. Критическая переоценка», состоявшемся в Нейменгене (Нидерланды), доктор Фрэнсис Томпсон (Антверпенский университет, Бельгия) утверждал, что униатский митрополит В. Рутский составил план создания униатского «Киевского патриархата». Согласно этому плану «после избрания патриарха он и его епископы принесут присягу Святому престолу, а верующие постепенно приспособятся к новому положению. Эту схему, которую с известной долей справедливости прозвали «благочестивым мошенничеством», Рутский направил в Рим в 1624 году».

Уникальным документом, также подробно иллюстрирующим, кто стоит за проектом украинской автокефалии, является записка униатского митрополита Андрея Шептицкого. В 1912 году, в преддверии мировой войны, Шептицкий составил для австрийского императора записку следующего содержания:

«Как только победоносная австрийская армия вступит на территорию русской Украины, нам предстоит решить тройную задачу — военной, правовой и церковной организации края… для того, чтобы эти области возможно полнее отторгнуть от России… Церковная организация должна преследовать ту же цель: возможно полнее отделить украинскую церковь от русской. Не касаясь вероучений… следовало бы издать ряд церковных постановлений (например, украинская церковь изъемлется из ведения петербургского синода, запрещается молиться за царя, предписывается молиться за Его Величество императора, соответственные (великорусско-московские) святые вычеркиваются из календаря)… Все эти декреты могли бы от имени «митрополита Галицкого и всей Украйны» постановить все то, что было бы соответственным и согласным с основаниями восточной церкви традициями митрополии и было бы одобрено военной администрацией. Как митрополит, я мог бы это сделать, так как, согласно постановлениям восточного церковного права и традициям моих предшественников, я имею право, одобренное Римом, осуществлять архипастырскую власть во всех этих областях…

Известную часть епископов, уроженцев Великороссии, а также тех, которые не подчинятся этим распоряжениям, можно будет устранить, заменив их другими, исповедующими украинские и австрийские убеждения. Рим впоследствии согласился бы с этими постановлениями и назначениями. Одобрят их и восточные патриархи, оплаченные правительством… Таким путем единство украинской церкви будет сохранено или создано, и отторжение ее от русской будет прочно и основательно установлено. Канонические основы для такого образа действий приемлемы с точки зрения католической, а с точки зрения восточноправославной — законны, логичны и не требуют объяснений».

Еще как требуют! И не только «объяснений» и всяческого сопротивления. Задача сохранения единства Русской церкви требует и фундаментальной богословской и исторической полемики, и актуальной православной журналистики, и уличной миссии, и простых, но убедительных проповедей для простого народа, и миссии среди скептиков и снобов, и знаменного распева, и современных информационных технологий.

Проповедь о Христе вовсе не противоречит рассказу об исторической правде, как и о всякой правде. Для человека, мыслящего миссионерскими, историческими, стратегическими категориями, утверждение о том, что половина населения Украины мыслит «по-оранжевому», не является фатальным, наоборот, оно только мобилизует. Во-первых, «оранжевый пояс» — это только половина Украины, причем половина географическая (запад и центр), а во-вторых, вспомним, что еще двадцать лет назад миллионы людей верили в коммунизм. Но эта лжерелигия была развенчана в сознании этих миллионов за год…

У нас есть примеры для подражания. Так, наш великий всероссийский святитель Тихон, патриарх Всероссийский, очень мудро повел себя в ситуации, когда поддержка большевиками на Украине автокефалистов и обновленцев (тогда в Киеве был только один православный храм — остальные несколько сотен власти передали раскольникам) и погром Русской православной церкви достигли апогея. 24 марта (6 апреля по новому стилю) святитель Тихон ввел прямое патриаршее управление, взяв на себя руководство Украинской автономной церковью и отменив из-за чрезвычайной ситуации автономию, дарованную Киевской митрополии Собором 1917—1918 годов. А ранее, когда польские власти пытались навязать Варшавской митрополии автокефалию, святитель Тихон заявил уполномоченному по польским делам: «А если они осмелятся самочинно объявить автокефалию, то я у них, как сынов противления, отыму и автономию». (Акты Святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве Высшей Церковной Власти 1917—1943. М.: Св.-Тихоновский богословский ин-т,1994. 191 с.)

Патриарх Московский и всея Руси Алексий является продолжателем дела святителя Тихона, который даже в условиях большевистского погрома отстаивал единство Русской церкви, не шел ни на какие компромиссы с ее врагами.

Помимо твердой канонической позиции давно пора прославить тех мучеников и исповедников Западной Руси, которые пострадали за святое православие от рук «мазепинцев» и униатов.

1. Священномученика Максима Сандовича, священника и духовного лидера карпаторусского народа лемков, зверски убитого австрийцами в 1914 году. Священномученик преставился со словами: «Да живет Святое Православие, да живет русский народ». Отец Максим уже канонизирован Русской зарубежной и Польской православной церковью. Однако его канонизация Поместной русской церковью крайне необходима для закрепления канонических позиций РПЦ на Украине.

2. Схиархимандрита Алексия (Кабалюка), выдающегося карпаторусского миссионера, благодаря подвижническим трудам которого около миллиона карпатороссов вернулось из унии к православию. Кабалюк был главой карпаторусской делегации к Сталину в 1944 году с требованием присоединения Республики Подкарпатская Русь к РСФСР и протестом против ее присоединения к УССР в качестве обычной области. Он прославлен как местночтимый святой, но пришла пора его общецерковного прославления

3. Протопресвитера Гавриила Костельника, убиенного в 1947 году бандеровцами за верность Православной церкви. Материалы к канонизации подготовлены Львовской епархией УПЦ МП.

4. Митрополита Киевского Алексия (Громадского), убиенного бандеровцами в 1943 году за верность Русской православной церкви и противодействие автокефалистскому расколу.

5. Епископа Мукачевского Мануила (Тарнавского), убиенного бандеровцами в 1944 году за верность Русской православной церкви и противодействие автокефалистскому расколу.

В конце концов, пора дать ответ самой «бандеромазепинской» идеологии, ибо она не только не является национальной, но и уничтожает православную тысячелетнюю культуру Южной Руси. И празднование в 2008 году 1020-летия Крещения Руси должно стать поводом к демонстрации единства РПЦ и борьбы за него.


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ