Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.01.2008. Зеркало недели.
Владимир Кравченко
ОБСЕ переживает трудные времена. Помимо проведения реформ, призванных повысить эффективность этой организации, неотложного решения требуют ряд других актуальных проблем. В том числе и отношения с Россией: будучи членом этой трансатлантической организации, она часто использует ОБСЕ в своих геополитических играх. Решением этих проблем и займется Финляндия, которая с первого января председательствует в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Впрочем, как и любая другая страна, она имеет свое видение приоритетов ОБСЕ на время своего председательствования. О том, какие акценты будет расставлять Хельсинки в своей работе, — в интервью действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Финляндии Илкка КАНЕРВА, которое он дал группе украинских журналистов в преддверии своего визита в Украину.
- Господин министр, с первого января 2008 года Финляндия председательствует в ОБСЕ. Почему один из своих первых зарубежных визитов в качестве действующего председателя ОБСЕ вы совершаете в Украину?
-Украина для нас очень интересная страна, поскольку как большое государство она играет важную роль. К тому же я уверен, что развитие демократии в Украине для других стран может служить хорошим примером того, как нужно соответствовать ценностям ОБСЕ. Мы в Финляндии отдаем должное усилиям Украины на этом пути. И цель моего визита в Киев - обсудить вопросы, над которыми мы будем совместно работать. Речь идет прежде всего, о Приднестровье. Надеюсь, что совместными усилиями мы сможем добиться положительных результатов.
- О приднестровской проблеме, которая уже многие годы является одним из приоритетов ОБСЕ, мы поговорим чуть позже. А какие еще приоритеты намечает Финляндия на период своего председательствования в этой организации?
- Мы исходим из того, что живем в эпоху больших вызовов. После холодной войны развитие идет в положительном направлении. Но временами дела продвигаются не так хорошо, как нам хотелось бы. Возможно, что и ОБСЕ как раз переживает такой непростой период. Но необходимо учитывать, что это единственная организация по вопросам безопасности, действующая на всей территории Европы. Кроме того, в ее состав входят и трансатлантические государства. И мы не должны допускать такого развития событий, которое подорвало бы основы ее жизнедеятельности.
Внутренняя культура ОБСЕ предполагает единогласное принятие решений. Поэтому мы должны внимательно выслушивать всех. Мы должны стремиться к тому, чтобы все стороны доверяли нашей структуре и придерживались основополагающих принципов организации. Безусловно, вызовы, стоящие перед ОБСЕ, обусловливают и определенные задачи, которые должны быть решены. В том числе и такую актуальную, как наблюдение за выборами. Нельзя забывать и проблему Косово, а также урегулирование региональных конфликтов.
- Сергей Лавров недавно заявил, что в нынешней форме ОБСЕ не хватает доверия. Какими вы видите пути реформирования организации, чтобы она стала более эффективной?
- Я присоединяюсь к высказыванию моего российского коллеги по поводу необходимости дальнейших мер по усилению доверия внутри ОБСЕ. По сути своей я гуманист, и исхожу из того, что только прямые контакты между людьми могут создать атмосферу доверия, которая будет способствовать тому, чтобы решения ОБСЕ принимались на основе ее принципов. Ни один член ОБСЕ не должен чувствовать себя преследуемым. Наоборот, каждое государство должно ощущать, что членство в этой организации укрепляет национальную безопасность, международное положение страны.
- А что еще вы собираетесь сделать для большей эффективности ОБСЕ на трансатлантическом пространстве?
- Ответ на этот сложный вопрос ищут многие годы. И без политической воли успеха нам не видать. Вы знаете, что для усиления эффективности Евросоюза мы изменили принцип принятия решений. Теперь они будут приниматься большинством голосов. За исключением самых важных вопросов, связанных с внешней политикой и вопросами безопасности. Здесь и далее мы будем соблюдать принцип консенсуса. Мне уже поступили предложения, чтобы ОБСЕ также перешло к принятию решений большинством голосов. Но я бы очень сильно рисковал, если бы выступил в ОБСЕ с таким предложением.
Конечно, надо смотреть, какими должны быть наши приоритеты, как мы будем использовать политический капитал, который имеется внутри Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. ОБСЕ вряд ли сможет в течение одного года решить, например, такие вопросы, как ограничение обычных вооружений, статус Косово, замороженные конфликты, или вопросы, связанные с наблюдениями за выборами. Я думаю, что каждый действующий председатель выступает за преемственность и старается сконцентрироваться на решении возникающих актуальных задач и острых проблем.
- Видите ли вы какие-либо рычаги давления, при помощи которых возможно было бы решить замороженные конфликты в Приднестровье, Абхазии, Нагорном Карабахе?
- Думаю, что ОБСЕ окажется в сложной ситуации, если будет проводить политику, основанную на давлении. И хотя я еще не очень хорошо вник в подробности тех замороженных конфликтов, о которых вы упомянули, но склонен к тому, что лучше использовать пряник, чем кнут.
- Но, может быть, вы все же скажете, как в Хельсинки видят решение приднестровской проблемы? Тем более что ваш визит в Украину во многом связан именно с этой проблемой…
- Действительно, одна из основных целей моего визита - обсуждение конфликта в Приднестровье. Надо сказать, мои мотивы посещения Киева достаточно эгоистичны, поскольку мне нужны оценки и видение украинской стороны относительно приднестровской ситуации: Украина лучше моей страны разбирается в этом вопросе, и я сомневаюсь, что Финляндия может привнести что-то радикально новое в обсуждение. В любом случае пока еще слишком рано давать какие-то исчерпывающие комментарии по этому вопросу.
- Один из приоритетов деятельности ОБСЕ - Косово. Хотя вы и сомневаетесь, что в течение нынешнего года будет решен статус Косово, тем не менее, велика вероятность того, что в ближайшее время эта автономия станет независимым государством, которое признает мировое сообщество. В свою очередь Москва постоянно повторяет, что в случае признания независимости Косово мировому сообществу следует признать и независимость непризнанных республик, существующих на постсоветском пространстве. На ваш взгляд, насколько случай с Косово применим к Нагорному Карабаху, Приднестровью, Абхазии, а также к Турецкой республике Северного Кипра?
- Действительно, существуют мнения, что Косово не является исключительным случаем, а может выступать как прецедент. Наверное, было бы достаточно просто, если бы одна и та же модель решения применялась к разным проблемам. На наш взгляд, решения должны приниматься исходя из истории каждого отдельного случая. Хотел бы также отметить, что решение вопроса Косово требует участия всех сторон. Сейчас надо признать, что роль Сербии очень важна и велика. Каким образом мы можем оказывать поддержку этой стране? Это сложный вопрос. Поскольку Сербия тяготеет к членству в Евросоюзе. И чтобы добиться этой цели, сербы должны соответствовать тем же критериям, что и другие члены Европейского союза.
(печатается с сокращениями)
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |