Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусская газета,№46,
25 ноября 2002
Ярослав Романчук
Институт приватизации и менеджмента обнародовал результаты своего очередного исследования «Проблемы малого и среднего бизнеса и пути их решения глазами белорусских предпринимателей». На протяжении октября-ноября 2002г. руководители 378 частных предприятий ответили на 58 вопросов, подготовленных специалистами ИПМ. Полученная информация ценна не только для понимания природы и проблем белорусского малого бизнеса, но прежде всего для полисимейкеров, которые декларируют желание создавать новые рабочие места, получать больше налогов, привлекать внутренние и внешние инвестиции.
Чего в Британии 46, в Германии - 37, в ЕС - 45, в США - 74, а в Беларуси - только 2,8? Это количество малых и средних предприятий на 1.000 человек. По данному показателю наша страна позади Европы всей, в т.ч. Украины и России. Результаты исследования ИПМ четко указывают на причины трагического прошлого и настоящего малого и среднего бизнеса (МСБ). Белорусское правительство сделало ставку на крупные госпредприятия и создало чрезвычайно вредную кислотно-щелочную среду для развития частного предпринимательства.
Социологическая выборка исследования является вполне репрезентативной и адекватно отражает настроения МСБ. В опросе торговлю и общественное питание представляли 31% предприятий, производство - 29,4%, бытовое обслуживание и строительство - 10,3%. Эксперты задавали вопросы представителям предприятий всех организационно-правовых форм с количеством занятых от 1 до 10 человек (36,5% всех опрошенных), от 11 до 50 человек (38,6%) и 11,1% с числом работающих свыше 200 человек. 67% опрошенных имеют опыт работы на рынке свыше 5 лет. Еще больше радует качественный состав МСБ: 77% опрошенных имеют высшее образование.
В отличие от большинства госпредприятий малый бизнес работает в очень интенсивной конкурентной среде. 52% респондентов ответили, что у них на внутреннем рынке 10 и более конкурентов, 23% - 4-10. Только 5,3% сказали, что у них один или вообще нет конкурентов. Аналогичная ситуация сложилась и на внешнем рынке. 59% имеют 10 и более конкурентов, 17,5% - от 4 до 10.
Немногим менее 30% предприятий занимаются экспортом, зато 47% - импортом. Торговля остается основным видом деятельности МСБ, что обусловлено относительно невысокими издержками входа на этот сегмент рынка.
Несмотря на стабильный статистический рост экономики, финансовое положение МСБ с 1999г. неуклонно ухудшается. Четыре года назад 23% опрошенных ответили, что их положение ухудшилось, осенью 2002г. - уже 37%. В 1999г. улучшение констатировали 36,5% предприятий, сегодня - 29,4%. На 2003г. улучшение прогнозируют 23,5% опрошенных, в то время как 40,7% не знают, что будет в следующем году. Правительство и местные органы власти сделали бессмысленным даже краткосрочное планирование малого бизнеса, не говоря уже о выработке некой стратегии фирмы, формировании имиджа и раскрутке брендов.
За последние четыре года мы слушали десятки победных реляций разных министерств о том, какую благоприятную среду для бизнеса они создают. В стране создана двухуровневая экономика. Первый уровень - предприятия всех форм собственности, которые имеют особые налоговые, финансовые и административные режимы работы на рынке. Они имеют связи, «крыши» и отлаженные механизмы «откатов». Они в большой степени ограждены от конкурентов, административного произвола. К ним можно отнести около 20% МСБ, которые с оптимизмом смотрят в будущее, констатируют улучшение своего финансового положения и планируют расширение бизнеса. Сегодня такую уверенность только на финансово-экономических факторах не построишь.
Вторые - простые смертные предприниматели, которые и несут все бремя госрегулирования. Большую часть своего рабочего времени они посвящают не повышению конкурентности собственного бизнеса, а реагированию на законодательные действия различных органов власти. Подтверждение тому - ответы респондентов на вопрос «Если объем продаж вашего предприятия изменился, то чем это было вызвано?» 32,5% ответили, что наибольшее влияние оказывает «изменение экономической ситуации в стране». Ответ «изменение количества конкурентов» дали всего 16,9%.
Спрос разбил растиражированный Transparency International миф о низком уровне коррупции в Беларуси. На прямой вопрос «Как часто вы вынуждены давать взятки?» 80,1% респондентов ответили «постоянно» или «изредка». Только 18,5% ответили, что «такого явления нет». Среди них наверняка есть те, которые не дают взятки, потому что как-то глупо платить самому себе или своему родственнику. До 5% в этой группе - люди, которые даже на кухне жене боятся признаться, что дают взятки пожарникам, санстанции, таможенникам или милиционерам. На вопрос о распространении такого явления как «откат» 11,6% ответили, что он имеет место при каждой сделке, 18,8% - при каждой второй сделке, 14,3% - при каждой третьей сделке. 25,9% респондентов сказали, что такого явления нет. Трудно поверить, что четвертая часть малого предпринимательства не знает о распространенном даже на Западе таком явлении. Связь «предприниматель - чиновник» весьма чувствительна к утечке информации. Когда существование бизнеса во многом зависит от того самого «отката», человек не доверяет даже анонимному социологическому опросу.
Аналогичная ситуация и по оценке теневого оборота. 17,5% респондентов ответили, что до 10% оборота не отражаются в бухгалтерских документах. Столько же предприятий указали цифру до 25% и целых 19% опрошенных считают, что около половины всего оборота не проходит через бухгалтерию. Среди 36% сказавших, что «такого явления нет», есть как микропредприятия, которым просто нечего скрывать, так и льготники, которым нет смысла уходить в «тень». Им на законных основаниях позволено делать то, за что другие дают взятки и «откаты».
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Беларусь - страна теневой экономики, в которой МСБ выживает путем весьма тонкого балансирования между сожительством с бюрократией и сосуществованием с мафией.
На многочисленных конференциях по проблемам малого бизнеса экономисты и политики говорят о бизнес-инкубаторах, фондах поддержки, микрокредитовании и особом статусе малого бизнеса. Правительство пытается «откупиться» от предпринимателей такими бюрократическими решениями, только бы не заниматься самыми острыми проблемы белорусского бизнеса. По шкале от 1 до 5 (наибольшая острота проблемы) предприниматели указали на следующие «болячки»: 1) слишком много различных налогов (4,49); 2) частые изменения в налоговой отчетности (4,44); 3) нестабильное законодательство (4,44); 4) высокие ставки налогов (4,42) и 5) большое количество законодательных актов (4,24). Получается, что стоимость кредитных ресурсов, наличие фондов микрокредитования и искусственных инкубаторов волнует предпринимателей гораздо меньше, чем налоговая и административная системы. Они нам не навязаны МВФ или ЕС, Россией или «объективной реальностью». Они являются результатом «творческого» труда ученых-экономистов, занятых в основном в органах власти и госНИИ. Каждый год руководители Минэкономики, Минфина и Минналогов заявляют, что налоговая система у нас соответствует мировым стандартам. Чиновники недоумевают, почему практически весь белорусский бизнес не хочет этим самым стандартам соответствовать, почему 90% проверок вскрывают нарушения. Не хочет, потому что чувствует обман. Если использовать адекватную методику подсчета налоговой нагрузки и прибавить к ней административные и законодательные издержки, то получится, что белорусский предприниматель платит государству в 3 раза больше, чем китайский и сингапурский, в 2 раза больше, чем американский и европейский и на 20-35% больше, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Тот факт, что белорусы предпочитают открывать бизнес в России и на Украине - яркое подтверждение неконкурентности белорусских законодателей.
И еще один аспект исследования, который наверняка заинтересует любителей отечественной статистики. На вопрос «Доводят ли до вас темпы роста объемов производства?» ответили положительно 71,4% предприятий с количеством работников свыше 200, с количеством работающих от 101 до 200 - 44,4%. Чем больше предприятие, тем чаще органы исполнительной власти навязывают им темпы роста. Оно и понятно. Чиновникам гораздо проще работать с десятком директоров, которые могут «нарисовать» нужные темпы прироста ВВП, чем уговаривать сотни мелких предпринимателей. Трудно себе представить, что частник, работающий на своих деньгах в режиме субсидиарной ответственности, вопреки своим интересам будет наращивать производство по приказу председателя райисполкома и работать на склад. Мы видим, что показатели растут в основном на бумаге, а за небольшие деньги (еще один скрытый налог) можно обезопасить себя от проверок правильности заполнения статистических отчетов.
И все-таки малый и средний бизнес Беларуси живет. Поразительно, что на вопрос «Планируете ли вы в ближайшие два года расширение своей деятельности?» 60% респондентов ответили утвердительно. Этот показатель в очередной раз подтверждает аксиому «Нет таких глупостей власти, от которых не смогли бы откупиться или которые не могли бы проигнорировать белорусские предприниматели». Такой оптимизм отчасти объясняется незнанием современных методик ведения бизнеса и отсутствием реальных механизмов принуждения предпринимателей к выполнению тысяч нормативных актов. 56,6% опрошенных не знают, что такое степени MBA. При этом 33,9% респондентов считают, что развитию предприятия мешает низкий общий профессиональный уровень сотрудников. 38,1% предприятий не проводили маркетинговые исследования. Белорусский малый бизнес все еще находится на стадии становления, но его накопленный опыт - средний респондент работает в бизнесе 7,8 года - является очень динамичным и перспективным капиталом. Он даст Беларуси высокие дивиденды, если правительство перестанет сжимать его своей «костлявой рукой» регулирования и вспомнит о «невидимой руке» свободного рынка.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |