Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
28.01.2008. Еurasianet.org
Игаль Шлейфе.
Спор между Туркменистаном и Ираном вокруг поставок природного газа может серьезно качнуть чашу весов в пользу России в вопросе энергоэкспорта из Каспийского бассейна.
Этот конфликт уже повлек за собой определенные последствия, а именно вызвал перебои в экспорте энергоресурсов по маршруту "Каспийский бассейн – европейские рынки". В более широком плане, ирано-туркменское противостояние может заставить Европейский Союз переосмыслить свое представление о Каспийском бассейне как об альтернативе России в области экспорта энергоносителей. И тогда, в конечном итоге, именно Москва может выйти победителем в газовом споре между Ашгабатом и Тегераном.
Турция же проиграет, причем по-крупному. "Фактически, Турция пытается позиционировать себя в качестве одного из главных транзитных маршрутов экспорта нефти и газа из каспийского и ближневосточного регионов. Как показывают последние события, это может быть поставлено под сомнение. Весь этот эпизод крайне проблематичен", – считает директор отдела изучения рынка газа Оксфордского института энергетических исследований Джонатан Стерн (Jonathan Stern).
Обычно Иран ежедневно экспортирует в Турцию до 30 млн. кубометров природного газа, а импортирует из Туркменистана около 23 млн. кубометров. Хотя Иран располагает вторыми по величине запасами газа в мире после России, отсутствие необходимой инфраструктуры вынуждает его импортировать газ для удовлетворения своих собственных потребностей на внутреннем рынке, особенно на севере Ирана близ туркменской границы. По имеющемуся соглашению с Туркменистаном, Тегеран платит 75 долларов за тысячу кубометров – примерно половину того, что платит за туркменский газ Россия.
Противостояние между Ираном и Туркменистаном по данному поводу началось 1 января, когда туркменские поставки газа в Иран внезапно прекратились. Сначала туркменские власти объясняли прекращение поставок техническим проблемами, но уже скоро стало очевидно: Ашгабат недоволен низкими ценами, которые платит Тегеран. Однако такая жесткая тактика неожиданно привела к противоположным результатам. Вместо того, чтобы в ответ на действия Туркменистана спешно сесть за стол переговоров, иранское руководство выступило с обличительными речами в адрес Ашгабата, назвав поведение администрации президента Гурбангулы Бердымухаммедова "аморальным".
Две страны оказались в тупике: Туркменистан прекратил поставки газа, а Иран отказывается вступать в переговоры, пока поставки не возобновятся. Эффект этих мер ощутили даже в ЕС. В попытке компенсировать дефицит, вызванный прекращением туркменских поставок, Иран приостановил собственный экспорт газа в Турцию, которая, в свою очередь, не смогла выполнить свои обязательства по поставкам газа перед Грецией.
27 января Иран возобновил экспорт энергоресурсов в Турцию, правда, в размере 10 процентов от объема, поставлявшегося этой стране до разлада между Ираном и Туркменистаном. Эксперты же полагают, что Бердымухаммедов, добиваясь повышения закупочных цен на газ для Ирана, вряд ли в ближайшем будущем пойдет на уступки.
В последние месяцы Туркменистану удалось принудить согласиться на повышение закупочных цен на газ Россию и Китай, который 21 января согласился платить 195 долларов за тысячу кубометров. В эту цену входит и надбавка в размере 50 долларов за тысячу кубометров в качестве финансирования строительства китайско-туркменского трубопровода. Эксперты уже давно сомневаются в наличии у Туркменистана запасов газа, достаточных для выполнения им всех взятых на себя экспортных обязательств. Правда, в середине января Ашгабат предпринял шаг с целью развеять все имеющиеся сомнения: было объявлено, что в страну будут приглашены международные эксперты с целью проведение независимой экспертной оценки.
Ирано-туркменский скандал внушил европейским наблюдателям обеспокоенность в связи со способностью двух этих стран принять участие в реализации проекта трубопровода "Набукко", по которому каспийский газ планируется поставлять на европейские рынки. "Это снижает вероятность реализации "Набукко" – проекта поставок газа из Туркменистана по территории Ирана", – говорит аналитик по вопросам энергоресурсов брюссельской исследовательской организации "Международная кризисная группа" Чарльз Эсер.
Этот проект существует пока только в карандаше, но он задуман с целью диверсификации газовых поставок в страны ЕС, в частности путем транспортировки туркменского газа транзитом через Азербайджан в Турцию по транскаспийскому трубопроводу, либо же в Турцию по территории Ирана. Хотя в Турции и имеет место определенное понимание затруднительного положения, в котором оказался Ирана, там тоже сомневаются в надежности Ирана как поставщика энергоресурсов, учитывая, что Тегеран и раньше приостанавливал поставки газа в Турцию.
"И до этого репутация Ирана как надежного поставщика энергоресурсов на турецкие рынки подвергалась сомнению, – отмечает Гарет Уинроу (Gareth Winrow), эксперт по энергетической политике стамбульского университета Бильги. – Теперь весь характер турецко-иранских отношений в области энергоресурсов вновь становится предметом для обсуждения".
Конфликт между Ираном и Туркменистаном позволил России укрепить свой имидж как наиболее надежного источника энергоресурсов для стран ЕС. Когда Иран прекратил свои газовые поставки в Турцию, Россия помогла частично компенсировать возникший дефицит. И еще: как раз в момент, когда спор между Ашгабатом и Тегераном поставил под сомнение будущее поставок каспийского газа в страны Европы, Россия подписала знаковое соглашение с Болгарией, подготовив почву для строительства трубопровода по дну Черного моря для транспортировки дополнительных объемов российского газа в страны Европы.
"Лично я из всего случившегося вынес следующее: в плане увеличения поставок газа на русских можно положиться, и все эти разговоры о диверсификации хороши в теории, но очень труднодостижимы на практике, – говорит Джонатан Стерн из Оксфордского института энергетических исследований. – Реальность состоит в том, что когда что-то случается, то в получении дополнительных объемов газа можно рассчитывать по большей части именно на Россию. И это усиливает ее [России] позиции".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |