Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Американо-украинский журнал «Политик Холл»

Кардинал Любомир Гузар в списке возможных кандидатов на Римский престал

Джон Ален

Октябрь 2002.

Нет формальной процедуры номинации кандидатов на папство. Этот процесс не предусматривает предварительного заявления кандидата, не выпускаются предвыборные рекламные плакаты, не провалится специальное голосование для определения кандидата. Теоретически любой католик может стать наследником Папы Иоанна Павла I. Однако есть еще одно условие: новый папа должен быть членом Коллегии Кардиналов и его возраст не должен превышать восемьдесят. Таким образом, свели ста тридцати кардиналов-членов Коллегии есть лишь несколько потенциальных претендентов на папства.

Каждый, кто следит за положени­ем дел в церкви, может назвать пятерых возможных наследни­ков Иоанна Павла II: Татаманзи

и Рэ (Италия), Дэнилз (Бельгия), Гамес (Бразилия), Арнизе (Нигерия). Эти имена довольно шумно обсуждают­ся в прессе. Я хочу этот список попол­нить еще одним именем. Это - кардинал Любомир Гузар, номинированный Иоан­ном Павлом II в феврале 2001 года. Впервые я встретился с ним во время визита Иоанна Павла II в Украину. Меня поразило, как ревностно служит он для пяти миллионов греко-католиков Укра­ины и как дипломатично ведет себя в довольно сложных отношениях с пра­вославными. Произвело впечатление и то, как непринужденно он отвечал на самые сложные вопросы репортеров. Это меня настолько заинтриговало, что я захотел пообщаться с людьми, знаю­щими Гузара и его церковь.

Я встретился с кардиналом Гузаром в Риме, куда он приехал на Синод еписко­пов. Мы провели за беседой несколько вечеров, сидя в парке напротив админи­стративного здания Ватикана Говернато-рато. Мы говорили об экуменизме, кол­легиальности, об украинском народе. После этого общения я остался убежден, что Гузар должен быть в списке претен­дентов на папский престол.

Кардинал Любомир Гузар родился в 1933 году во Львове. В 1944 году его семья переехала в США, спасаясь как от на­цистов, так и от большевиков. Обучался в католическом университете, защитил докторскую диссертацию по теологии в Урбанианском университете в Риме. Его иерейские посвящения для украинской диаспоры состоялись в 1958 году в Стемфорде, штат Коннектикут. В 1973 году вступил в монастырь Студитского устава в Италии. Кардинал Иосиф Слипый. Глава украинских католиков, в 1977 году тайно высвятил Любомира Гузара в епископы для украинской ди­аспоры. Однако из-за так называемой "провосточной политики" папы Павла VI,ориентированной на православных, Рим отказался признать архиерейские посвящения Гузара. Таким образом, Любомир Гузар более десяти лет оставался епископом без всяких привилегий. Возможно, это и содействовало тому, что Любомир Гузар не жаждет славы, будучи убежден, что истинный слуга Божий должен быть лишен прикрас. Он не стремится к великолепию. Его одежда - серая рубашка и подтяж­ки, что придает ему скорее вид домаш­ний, чем официальный.

После падения коммунистической системы Украинская греко-католичес­кая церковь вышла из подполья. В 1996 году Любомира Гузара избрали епископом-помощником Главы УГКЦ

кардинала Ивана Любачивского, а в 2001 году он возглавил УГКЦ.

Называя себя католиком восточно­го обряда, Любомир Гузар насквозь проникся идеей коллегиальности и де­централизации. Он настаивает на не­обходимости создания папского цент­ра, будучи уверенным в том, что в пра­вославном мире отсутствие такого объединяющего центра привело к аб­солютному взаимному непониманию. Константинополь и Москва, например, экскомуницировали друг друга из-за несогласия относительно контроля над Эстонией.

"Однако будничная жизнь состоит из множества вещей, не имеющих пря­мого отношения к вере и морали", - за­явил он. "Я отдаю предпочтение мест­ным Синодам и Епископским конфе­ренциям, имеющим по отношению к местной церкви законодательное пра­во. Кто может установить законы для всего мира? Как можно каждому в от­дельности дать определенные указа­ния? Это просто не срабатывает".

Такая постановка вопроса может показаться очень привлекательной для соотечественников кардинала.

С точки зрения традиционных сооб­ражений есть три препятствия к тому, чтобы кардинал Гузар стал кандидатом на папство: он представитель Восточ­ной Европы, после Иоанна Павла II многие верят, что региону придется ждать несколько поколений для того, чтобы дать следующего папу; он граж­данин Америки, а, по мнению обозре­вателей, это является препятствием с дипломатической точки зрения, по­скольку возникает угроза влияния ЦРУ на политику Ватикана; папа считается патриархом Запада, и будет идеологиче­ски непривычным, если этот пост займет представитель восточной традиции. Но на все можно посмотреть с другой сто­роны: Гузар - как мост между Востоком и Западом и как символ единства като­лической церкви. Конечно, кардинал Гузар не настолько большой теолог, как Мартини или Ратцингер, он не яв­ляется таким дипломатом, как Рэ. Но он - испытанный пастырь, и у него зо­лотое сердце. Его улыбка, разум, его густая борода и полноватая стать дела­ют Любомира Гузара символом менее имперской и более приближенной к людям церкви.

В одной из наших последних бесед я заметил, что хочу рассказать о нем, как об одном из тех, кто может стать на­следником сегодняшнего папы. Он улыбнулся и промолвил: "Имейте жа­лость к старому человеку". Согласитесь, не есть ли это еще одной причиной, что­бы рассмотреть его кандидатуру?

Примечание

Кирилл Фролов

В приведенной биографии Любомира Гузара отсутствует маленькая деталь. Гузар был тесно связан с Иосифом Слипым, капелланом дивизии «СС-Галичина», так что утверждения о том, что Гузар уходил от нацистов, весьма сомнительны.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ