Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Государственная программа оказалась под угрозой срыва

17.01.2008, Сельская жизнь

Юрий БАКЛАНОВ

Проблемы экономического и социального развития страны на ближайшую и длительную перспективу связаны не только с увеличением рождаемости, но и с притоком рабочих рук и умных голов из ближнего и дальнего зарубежья. В значительной мере проблема демографии сейчас решается за счет трудовых мигрантов, которые приезжают в Россию временно, чтобы заработать денежки и затем вернуться домой. Таких официально насчитывается до двух с половиной миллионов человек, 70 процентов которых приходится на Москву и Московскую область. Приезжают на заработки в основном граждане из стран СНГ, не случайно соответствующий комитет Совета Федерации во главе с его председателем Вадимом Густовым провел в Липецке выездное совещание с анализом выполнения Государственной программы содействия переселению соотечественников из-за рубежа, которые бы не приезжали, как гастарбайтеры на короткий срок, а переселялись на постоянное место жительства вместе с семьями. Таких потенциальных переселенцев в ближнем и дальнем зарубежье насчитывается, по некоторым данным, 7 миллионов человек, из которых свыше 3 миллионов человек живут в Германии. В минувшем году, согласно программе, ожидался приезд 50 тысяч человек. До декабря в 12 регионов России, в которых реализуются пилотные проекты, приехали аж... 160 переселенцев. Больше всего приняла переселенцев Калининградская область, несколько семей -Калужская область и ни одной -Тверь, тоже включенная в пилотный проект. Непростительно мало, всего 163 человека принял пограничный Хабаровский край, который ежегодно теряет по 7-8 тысяч человек населения. В результате, из 4,6 миллиарда рублей, запланированных в 2007 году на реализацию программы, были израсходованы всего 252 миллиона рублей.

По существу, хорошая идея вернуть на родину русскоязычное население, получить подготовленных специалистов, улучшить демографию, пока явно забуксовала. На заседании предпринимались попытки оправдать срыв программы тем, что якобы фактические заявки по регионам составляли не 50, а примерно 7 тысяч человек. Но где эти пресловутые тысячи? Пока лишь в базе данных Федеральной миграционной службы (ФМС).

Как оказалось, застарелая российская беда - бюрократизм и чиновная волокита способны затормозить любую инициативу и даже программы, объявленные государственными и имеющие особую важность для дальнейшего развития страны. Выступивший с анализом ситуации заместитель руководителя ФМС Владимир Каланда упрекнул посольства России в Казахстане и Украине за слабую помощь в организации информирования потенциальных переселенцев об условиях их переезда. Из Туркменистана вообще затруднен выезд специалистов. Какой же стране охота терять квалифицированные кадры, когда, по некоторым данным, даже в густонаселенном Китае их через четыре года станет не хватать?

По мнению главы администрации Липецкой области Олега Королева, это важнейшая мегапроблема, открывающая огромные возможности или потери. Экономические реформы, которые в последние годы проводятся в стране, не были подкреплены программой подготовки кадров, дефицит рабочей силы, если не принимать срочных мер, будет нарастать.

Практический провал программы переселения стал возможным также потому, по мнению начальника управления по труду и занятости администрации Липецкой области Петра Яицких, что слишком поздно пришли нормативные документы из Правительства РФ. Первая анкета поступила лишь 28 мая. Первый переселенец Герман Одинец из Казахстана приехал только в октябре. Когда он выступил на заседании комитета, то осталось впечатление, что если бы этот врач был не таким грамотным в юридическом отношении, то он и сейчас не выбрался бы из Казахстана, ожидая милости чиновников, как погоды у штормового моря. До районных центров в Казахстане информация о программе переселения в Россию вообще не доходит, хотя, по некоторым данным, желающих выехать в Россию только за один год насчитывалось от 50 до 70 тысяч человек. Но в консульстве Одинца попросили ждать восемь месяцев, чтобы оформить документы. И если бы не его энергия и компетентность, а также самостоятельный приезд в Россию сначала "на разведку", он бы вряд ли успел в прошлом году переселиться. Сейчас они с женой, оба врачи, живут в селе Плеханове Грязинского района, в котором жена после переучивания будет работать врачом общей практики, здесь открывается медицинский офис со служебным жильем. Семья благодарна местным властям за то, что с участием отнеслись к их судьбе, помогли определиться и с работой, и с жильем. Но не покидает сомнение: а если бы таких добровольцев, как и планировалось, было несколько сотен, стали бы с ними так внимательно работать?

Владимир Каланда говорил и о равнодушии местных исполнительных властей, которые затянули подготовку и реализацию программ. Из Тверской области она поступила лишь осенью. Но какая семья решится под зиму срывать детей с учебы, особенно если школьные программы совершенно разные? В семье Одинцов дети тоже остались доучиваться в Казахстане. С 2008 года в программу по переселению соотечественников входят уже не 12, а 59 регионов. Законодательная база для этого подготовлена: приняты 45 распоряжений правительства и нормативно-правовых актов. Вместе с тем Вадим Густов считает, что к ним, на основе анализа ситуации, нужны существенные поправки в законодательство. В частности, нужны дополнения в Федеральный закон N 131 "Об основных принципах местного самоуправления", поскольку обустройством переселенцев на местах занимаются муниципальные власти, но законодательно их функции, права и обязанности нигде не прописаны. Слабо занимался проблемой и Минрегион, но есть надежда, что теперь, когда штат этого министерства увеличен почти на 200 человек, здесь будет создан отдел по делам переселенцев-соотечественников.

Выяснилось, кстати, что многим работодателям, особенно в сфере строительства, совершенно невыгодно приглашать русскоязычных соотечественников, которых придется обустраивать с жильем и, главное, платить им намного больше, чем непритязательным гастарбайтерам из Средней Азии, Молдовы, Украины или Турции, приезжающим на сезон. Как сказал первый заместитель полномочного представителя Президента в ЦФО Николай Макаров, еще год назад в России на одного легального трудового мигранта приходилось 11 нелегалов. Они не платили налоги, их низкие зарплаты деформировали рынок труда, снижали стоимость рабочей силы. За последнее время ситуация изменилась к лучшему, десятки тысяч нелегалов выдворены из страны, возбуждены уголовные дела и административное разбирательство против работодателей, но до полного порядка на этом трудовом фронте еще далеко. Хотя представители ФМС и утверждают, что на Дальнем Востоке, например, все трудовые мигранты уже легализованы. В то же время на заседании возник спор между представителями правительства Москвы и федеральных структур. В Москве и Санкт-Петербурге настаивают на разрешительном принципе устройства мигрантов, а не на уведомительном, как принято законодательством. И приводят пример, когда дали разрешение на трудоустройство в столице 600 человек, а подтверждение пришло лишь на 200. Где остальные? Оседают в столичных этнических анклавах, которые возникают здесь, как в европейских странах, правительствам и мэриям городов которых, особенно во Франции, уже трудно справляться с волной правонарушений и преступности со стороны выходцев из мусульманских стран? В московском регионе осели 900 тысяч азербайджанцев, а за разрешениями на въезд в Россию из Армении обращаются не русскоязычные соотечественники, а 99 процентов чистокровных армян. На Кавказе, в Средней Азии надо заранее проводить работу по изучению мигрантами русского языка, чтобы облегчить их адаптацию к российским условиям, а у себя в стране культивировать обстановку национальной и конфессиональной терпимости для их интеграции в российское общество. Вместе с тем, говоря о переселении в сельскую местность, участники заседания согласились с потенциальными переселенцами в том, что лучше расселять их общинами, компактно, в одном месте, как это происходит с духоборами из Грузии в Первомайском районе Тамбовской области.

Но самой больной проблемой, без сомнения, является обеспечение жильем. Не будет его, и самые хорошие программы - обречены на провал. Побывав в Грязинском районе, где создается особая экономическая зона федерального уровня "Липецк", сенаторы на следующий день удивлялись: проживание в непритязательных условиях местной гостиницы стоит 600 рублей в сутки. На кого рассчитаны такие цены? Не случайно сами переселенцы говорят, что подъемные, выданные на семью, в случае оплаты съемной квартиры заканчиваются уже через месяц. В Липецкой области видят эту проблему: в Грязях и Тербунах уже строятся центры временного проживания для переселенцев. Только не превратились бы они в постоянные: на моей памяти бесчисленные "временные" бараки в леспромхозах Дальнего Востока, балки и вагончики в столице БАМа Тынде, в которых до сих пор проживают люди. Так же, как и переселенцы под городом Борисоглебском в Воронежской области. А поскольку, хотя бы и со льготами, строить или приобретать свое жилье прибывающим соотечественникам придется на общих с коренными жителями основаниях, то трудностей для них родина приготовит немерено. Не разочаровались бы они в своем патриотическом решении. Ведь пока, по заявлению президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана, возможность приобрести жилье за свой счет, в том числе и долгосрочных кредитов, имеют только 26 процентов жителей России. Вряд ли богачи, или "друзья Абрамовича", окажутся и в числе тех, кто хочет вернуться на свою историческую родину.

В одном убежден: для обустройства переселенцев в бедных людьми пограничных регионах и на селе надо взять на вооружение опыт бывшего СССР. Мне доводилось встречать в селах по Амуру и Уссури переселенцев из западных областей страны. К их приезду специальные комиссии тщательно проверяли готовность нового или капитально отремонтированного жилья, им выдавали подъемные и деньги на переезд, корову или телку, поросят и птицу. На три года освобождали от налогов. Наверное, и сейчас придется поступать так же. Но уже аккумулируя средства федерального, регионального и муниципальных бюджетов с определенным участием самих переселенцев. И обязательно привлекать к решению жилищных и других социальных проблем работодателей. Как это делает компания "Феликс" в поселке Жарковский Тверской области. Или СУ-11 в селе Мокром Липецкой области, где наряду с животноводческими комплексами построены и благоустроенное жилье, и средняя школа, и клуб, и магазины, и куда уже переехали немало специалистов и рабочих из того же Казахстана. Опыт есть, нашлись бы средства и желание его осваивать и применять.

Иначе программа переселения соотечественников действительно может оказаться "большим блефом", как ее называет один из авторов журнала "Российская миграция", розданного для ознакомления участникам заседания в Липецке. Не хотелось, чтобы это было так.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ