Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
23 февраля в Белоруссии традиционно отмечается День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь (это – рабочий день). В этом году по официальной версии Вооруженные силы республики празднуют свое…90-летие. В честь этого государственного праздника проводятся многочисленные мероприятия с привлечением общественности, ветеранов ВС СССР, молодежи, активных членов «Белорусского союза офицеров» и БРСМ. На самом деле белорусская армия молода, боевого опыта, традиций не имеет и ведет свою летопись с 16.03.1992, когда Верховный совет республики принял закон «О Вооруженных Силах Республики Белоруссия». Современная редакция Военной доктрины ставит перед Вооруженными силами республики такие задачи, как защита государственного суверенитета и политической независимости, обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности границ государства.
По Конституции РБ Верховным главнокомандующим является президент – А.Г. Лукашенко (с 10.07.1994), он же руководит Советом безопасности РБ. Военного образования, боевой практики, опыта командования частями и соединениями Лукашенко не имеет. В настоящее время орган высшего военного управления – министерство обороны РБ возглавляет профессиональный военный ген.-полк. Л.С. Мальцев, в свое время с отличием закончивший Военную академию им. М.В.Фрунзе и Военную академию Генерального штаба ВС России. До перехода в белорусскую армию был первым заместителем командующего одной из общевойсковых армий КБВО.
Главными тремя родами (видами) войск Белоруссии являются Сухопутные войска (более 70%), Военно-воздушные силы и войска ПВО (объединенное командование) и Силы специальных операций (Специальные войска). По официальной версии реформа Вооруженных сил была успешно завершена в 2005 году, и ее итогом стало создание боеготовой армии независимой суверенной Белоруссии. Однако в текущем году планируется разработать новую Концепцию строительства Вооруженных сил РБ на среднесрочную перспективу и существенно скорректировать План обороны. Вследствие малочисленности ВС и недостаточного военно-технического потенциала, имеющихся у Белоруссии, последний документ, скорее всего, при организации обороны будет исходить из вариантов действий потенциального противника.
Белорусские вооруженные силы переориентируются на отражение потенциальных атак десантно-диверсионных сил в условиях массированного применения авиационного и ракетного высокоточного оружия, готовятся сохранять живучесть и стойкость в обороне, преодолевать последствия информационной войны. Ведение борьбы с диверсионно-разведывательными группами и незаконными вооруженными формированиями возлагается главным образом на Силы специальных операций МО. ВВС и войска ПВО нацелены на приобретение навыков боевой работы в условиях применения противником средств РЭБ, выведения из строя стационарных пунктов наблюдения и управления на территории республики. Большое внимание уделяется развертыванию в угрожаемый период территориальной обороны и действиям по усилению охраны и обороны госграницы. Приоритетной признана задача использования современных автоматизированных средств управления войсками. Очевидно, в новой Концепции центральное место займет организация оборонительной операции.
2007 год прошел под флагом совершенствования форм и методов подготовки органов управления соединений и частей для действий в сложной и критической обстановке. Результатом этого явилось появление исправленного «Руководства по боевой подготовке Вооруженных Сил» и «Инструкции по проведению тактических учений». Кроме того, в прошлом году была завершена многолетняя работа по созданию национальной системы подготовки военных кадров. Министерство обороны РБ отрапортовало, что в республике созданы все условия для подготовки всего спектра военных специалистов, что, конечно, не совсем соответствует действительному положению вещей. Хотя белорусская сторона значительно сократила число курсантов и слушателей, направляемых на учебу в Россию, но и сегодня в 11 российских военных академиях и ФЭУ получают образование почти 100 белорусских офицеров по специальностям, которых нет в перечне белорусских ввузов. Более широко к службе в кадрах министерства обороны стали привлекаться женщины, для этой категории в/с в 2007 году был расширен перечень военно-учетных специальностей офицерского состава (до 87). Из 55 тыс. военнослужащих белорусской армии женщин – 3500, из них 245 офицеры. Однако подавляющее количество женщин служит по контракту на должностях солдат и сержантов.
Изначально Вооруженные силы Белоруссии формировались главным образом на военной и военно-технической инфраструктуре бывшего Белорусского военного округа (КБВО), хотя незаконно поглотили некоторую часть техники и структурных элементов других соединений ВС СССР, дислоцировавшихся в тот период на территории республики (2-ой отдельной армии ПВО и др.). Обращает на себя внимание тот факт, что Россия немедленно после образования ВС РБ тайно вывезла с территории Белоруссии тактическое ядерное оружие и приступила к поэтапному выводу дивизий и ядерных ракетных баз РВСН.
Военная доктрина (первая принята 16.12.1992) фактически предполагала создание небольшой национальной армии численностью до 60 тыс. в/с, оснащенной военной техникой, оружием, эксплуатирующей необходимые для ее функционирования здания, сооружения и коммуникации КБВО. При этом белорусские ВС подпадали под ограничения, установленные Договором об обычных вооружениях и вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), а также под квоты Ташкентского совещания глав-государств СНГ (15.05.1992). Численность боевых самолетов не могла превышать 260, вертолетов – 80, танков – 1800, ББМ – 2600, орудий, минометов и РСЗО – 1615. Белорусскому правительству удалось добиться уменьшения количества отдельных систем вооружений, подлежащих сокращению. Часть вооружений и военной техники была уничтожена, значительные запасы систем вооружений, парков и запасов снаряжения бывшего КБВО были проданы за рубеж (только танков Т-80 300 ед.). Никакой стройной системы и плана формирования молодых вооруженных сил на внушительной военно-технической базе бывшего Белорусского военного округа у республиканского руководства не было.
Помимо кадровой проблемы Вооруженные силы РБ столкнулись в 90-е годы с недостаточным финансированием, поэтому, например, под статью военного бюджета, предусматривающую организацию и проведение НИОКР, ассигновались минимальные средства, а закупка вооружений и военной техники годами не проводилась, госбюджетные средства на это не выделялись. Государственно-политическое руководство республики ориентировало министерство обороны главным образом на организацию хранения, обслуживания доставшихся в наследство от КБВО систем вооружений и техники непосредственно в частях и созданию для этой цели специальных баз с соответствующей штатной структурой. К концу 1990-х гг. почти все системы вооружений и военная техника белорусской армии перестали соответствовать современным требованиям, откровенно устарели. Все большую остроту приобретали вопросы поддержания в исправном состоянии и ремонта боевой техники и военной инфраструктуры: парков, хранилищ, строений и коммуникаций, что требовало значительных капиталовложений.
Сегодня в рамках программы «Наращивание потенциала в области управления запасами легкого и стрелкового оружия» Белоруссии финансовую помощь (уже выделено 600 тыс. долларов) оказывает ряд стран ОБСЕ. На эти деньги, в частности, в республике строится первое хранилище боеприпасов, оснащенное системами охраны, пожаротушения и вентиляции по последнему слову техники. Канада и Литва финансировали министерство обороны РБ по программе НАТО «Демилитаризация противопехотных мин в Белоруссии» для уничтожения (или утилизации) его подразделениями противопехотных мин (ПМН, ПМН-2, ПОМЗ-2, ПОМ-2, ПОМЗ-2М). Военное ведомство Белоруссии надеется, как представляется, выиграть и тендер Европейской комиссии (4 млн. евро) на утилизацию противопехотных мин ПФМ-1.
В настоящее время проблема продления ресурса систем вооружений и военной техники становится все более актуальной. Госбюджетные средства на ремонт боевой техники, боеприпасов и объектов военной инфраструктуры в последние годы выделяются регулярно, целевым образом. Вместе с тем, значительный рост числа отказов военной техники и естественный износ механизмов, агрегатов, их частей и комплектующих, длительные сроки хранения боеприпасов вынудили руководство министерства обороны РБ принять решение о передаче существенного объема ремонтных работ непосредственно в воинские части, где создаются специализированные бригады по ремонту и восстановлению систем вооружений, техники и боеприпасов, передвижные измерительные комплексы. Ставится задача осуществления капитального ремонта авто- и бронетехники силами армейских частей в приспособленных для этого мастерских.
С целью сохранения ресурса боевой техники и систем вооружения, экономии финансовых средств военное ведомство в ущерб качеству обучения последовательно оснащает части различными видами несложных тренажеров или модернизирует старые. Планируется для экономии топлива и моторесурса оснастить все авиационные базы белорусских ВС авиатренажерами. Министерству обороны РБ республиканским руководством указано снизить расход топливно-энергетических ресурсов до 2010 года на 39%, а также существенно сократить материальные и финансовые расходы. Это обстоятельство определяет новую методику обучения в/с белорусской армии – учиться без привлечения военной техники, в классах и с использованием тренажеров и компьютерных технологий.
Госпрограмма вооружения на 2006-2015 гг. предусматривает в основном модернизацию отдельных систем вооружений и военной техники белорусской армии. Модернизируется в основном техника и системы вооружения ВВС-войск ПВО. Так, отмечены попытки модернизации оборонными предприятиями Белоруссии РЛС П-18, самолетов Су-27, МиГ-29 и вертолета Ми-8. Провалились НИОКР и процесс запуска в серию модернизированного белорусским предприятием «Агат» ЗРК ПВО «Бук», работы по которому велись с 2004 года. НИИ Вооруженных Сил РБ в свое время информировал о 15 НИОКР по модернизации образцов военной техники, которые были завершены еще в 2004 году совместно с рядом белорусских предприятий. Но эти образцы так и не были поставлены на вооружение.
Закупку новых образцов вооружения планируется осуществлять выборочно, в ограниченном масштабе, несмотря то, что системы вооружения (ЗРК С-125, С-200 и др., самолеты и вертолеты Су-24М, Су-25, Су-27, МиГ-29, Ан-26, Ми-8, Ми-24, Ми-26), бронетехника и стрелковое оружие (АКМ, АК-74, ПК, СВД, РПГ-7В, РПГ-26) в соединениях и частях ВС Белоруссии устаревших типов. Особняком стоит процесс перевооружения 115-ой зрбр в 2006 году с устаревшей ЗРК С-125 на С-300 с помощью России. В прошлом году министерство обороны РБ приняло на вооружение лишь два образца снайперских винтовок – 7,62-мм МЦ-116М и 12,7-мм ОСВ-96 для Сил специальных операций (вместо СВД). Для этого рода войск, пользующегося повышенным вниманием республиканского руководства, закупались также приборы прицеливания и наблюдения, а также защитное снаряжение.
Тем не менее, президент РБ Александр Лукашенко считает, что основным направлением остается модернизация оружия и военной техники силами белорусских предприятий, что даст возможность сэкономить валюту и загрузить национального производителя. Пока же республиканское руководство делает упор на преодолении слабых сторон в организации управления вооруженными силами, межведомственной разобщенности, повышении уровня политико-воспитательной работы в среде военнослужащих белорусской армии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |