Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белорусский рынок. 04 – 11.02.2008
Ирина Крылович
Строительство атомной электростанции законодательно утверждено постановлением Совета безопасности Беларуси. Постановление Совбеза № 1 "О развитии атомной энергетики в Республике Беларусь" президент подписал 31 января.
О том, что какой-то документ по вопросу строительства АЭС будет подготовлен, А. Лукашенко заявил еще на заседании Совбеза 15 января, где было "принято политическое решение" о ее строительстве, пообещав подписать документ в течение двух недель. Можно считать, что обещание выполнено в срок. Хотя не совсем понятно, зачем понадобилось две недели на подготовку постановления, состоящего всего из 3 пунктов.
В первом пункте документа постановляется "осуществить строительство" АЭС. Причем даются некоторые параметры станции — электрическая мощность, как и предполагалось, составит 2.000 МВт, а также определяются сроки строительства — ввод в эксплуатацию первого блока намечен на 2016 год, второго — на 2018 г.
Вторым пунктом даются поручения Совмину: во-первых, сообщить новость о строительстве АЭС Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ); во-вторых, совместно с Нацбанком определить схемы и источники финансирования, причем делать это можно на протяжении целого года — доложить президенту о результатах предписано до 1 января 2009 года; и, в-третьих, совместно с НАН РБ обеспечить реализацию плана основных подготовительных работ, о ходе которых также нужно будет доложить к концу 2008 года.
Документ, скажем прямо, необычный. Других постановлений Совбеза в открытом доступе в юридической базе белорусского законодательства найти вообще не удалось.
Почему же президент решил утвердить строительство станции именно этим документом, а не указом или декретом?
Возможно, чтобы подчеркнуть, насколько важно строительство АЭС не только с точки зрения национальной безопасности (например, Директива № 3 также была принята в связи с вопросами национальной безопасности), но и безопасности в глобальном масштабе, — все же строим ядерный объект. Не исключено также, что такая форма документа понадобилась для того, чтобы придать большую коллегиальность процессу принятия решения. Мол, не я один отдал распоряжение о строительстве — Совет безопасности решил, соответственно, и отвечать будем все вместе.
Удивляет и то, что такой документ вообще появился. Ведь 12 ноября был подписан Указ президента № 565 "О некоторых мерах по строительству АЭС", которым, как казалось, строительство атомной станции в Беларуси уже было узаконено. Но при тщательном прочтении указа можно заметить, что в нем речь идет лишь об "организации выполнения подготовительных работ" для строительства атомной станции, а вот слов "постановляю осуществить строительство" там нет. Нет там и параметров самой станции, а также сроков строительства. Подготовительный этап может ведь длиться бесконечно долго, да и закончиться может ничем — в науке, как известно, отрицательный результат — тоже результат.
Возможно, все это насторожило потенциальных партнеров по строительству АЭС, а именно — россиян, которые в последние полгода упорно не желали принимать всерьез многочисленные заявления про АЭС, принятые концепции и постановления, где речь до сих пор шла лишь о намерениях, и намекали на необходимость принятия какого-то документа, подтверждающего факт будущего строительства. То есть, как говаривал профессор Преображенский из "Собачьего сердца" Булгакова, "кем угодно, когда угодно" подписанная, но чтобы это была "окончательная бумажка". "Фактическая! Настоящая! Броня!"
Возможно, таким образом российская сторона решила "забронировать" себе место в планах Беларуси по строительству АЭС.
Интересно отметить в связи с этим некоторые весьма симптоматичные совпадения. Памятное совещание Совбеза 15 января было созвано после телефонного разговора Александра Лукашенко и Владимира Путина (разговор состоялся 10 января "по инициативе белорусского президента", сообщила пресс-служба Кремля), а постановление Совбеза вышло через день после встречи Александра Лукашенко с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и накануне возможной встречи с Путиным в Сочи.
Обращает на себя внимание и то, что на прошлой неделе министру финансов Николаю Корбуту была выписана командировка в Москву. Напомним, 15 января Н. Корбут оценил стоимость строительства белорусской АЭС в 4 млрд. USD (ранее представители науки и чиновники говорили о 3-3,5 млрд. USD, а иногда даже называли такие наивные суммы, как 2,5 млрд. USD). Министр финансов тогда же определил и источники финансирования (без всякого, заметим, постановления Совбеза). По его мнению, это могут быть бюджетные деньги, внешние заимствования, фонд национального развития и средства инновационного фонда Минэнерго.
Что же касается внешних заимствований, то, как известно, на сегодня самые "дешевые" деньги нам удается получить в России. Причем в конце прошлого года, когда Беларусь получила кредит в размере 1,5 млрд. USD, министр финансов РФ Алексей Кудрин неожиданно сообщил, что в 2008 году Россия рассмотрит вопрос о предоставлении еще одного кредита в размере 2 млрд. USD, хотя вроде бы мы ничего подобного не просили. Но уже 30 января Н. Корбут подтвердил журналистам, что "у нас ставится вопрос о новом российском кредите".
Так что, возможно, "окончательная бумажка" по строительству АЭС и дальнейшее кредитование Беларуси правительством России — вещи тесно связанные, и в этом случае вопрос о том, кто будет строить, очевидно, уже решен. Впрочем, в том, что это будут россияне, мало кто сомневался и ранее, и не только по экономическим причинам, но прежде всего — по политическим. Странно было бы думать, что Россия позволит кому-то другому строить на территории Союзного государства с отсутствием внутренних границ ядерный объект в нескольких десятках километров от своих земель.
Впрочем, тендер ради приличия можно провести, но вполне вероятно, в нем будет всего один участник.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |