Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
11.02.2008. Ольвия-пресс (Тирасполь)
В конце января на страницах официального монитора (сборника нормативных актов) Республики Молдова была опубликована Национальная стратегия развития РМ на 2008-2011 гг. Документ этот имеет силу закона. Он состоит из нескольких глав. Одна из них, довольно обширная, посвящена молдо-приднестровскому урегулированию. Урегулирование там названо «одним из приоритетов развития Республики Молдова». Формулировка не новая – она который год переходит из одного официального документа РМ в другой.
Стратегия подтверждает позицию молдавских властей в «приднестровском вопросе». Она известна – реинтеграция Молдовы и особый статус для Приднестровья на уровне автономии. Для того, чтобы достичь этого, авторы закона предлагают ряд мероприятий. На некоторых из них делается акцент.
В преамбуле документа говорится, что «среднесрочной стратегией решения приднестровской проблемы является гармоничное сочетание двух составляющих – внешней и внутренней политики». Авторы документа, с одной стороны, рассчитывают на привычную поддержку западных партнеров, с другой – предлагают своему правительству начать действовать в Приднестровье.
Операция «Д»
По мнению разработчиков закона, «внутренняя политика» в отношении Приднестровья должна быть основана на так называемой «концепции нескольких Д». В свое время эта концепция была обнародована известным молдавским политиком, бывшим лидером Социал-демократической партии РМ Оазу Нантоем. У него «Д» было три – демократизация, демилитаризация и декриминализация. Оазу Нантой предлагал провести все эти процедуры в Приднестровье (наблюдатели тогда отметили, что они не помешали бы самой Республике Молдова).
Сегодня Нантой не на первых ролях, не столь заметен, как раньше, однако звучные идеи его остались. Нынешние молдавские власти давно подхватили их. У них «Д» тоже сначала было три, но потом осталось два. Было исключено неделикатное слово «декриминализация». В Молдове подумали (а может, в Евросоюзе кто подсказал), что оно может отпугнуть приднестровский бизнес. А на бизнес (или, по крайней мере, какую-то его часть) Кишинев в своих планах возлагает определенные надежды.
Сегодня главным компонентом «концепции Д» является «демократизация». Молдавские власти понимают ее, естественно, по-своему. Авторы Национальной стратегии, например, считают необходимым условием «демократизации» беспрепятственную деятельность в Приднестровье политических партий Молдовы. Тема эта, правда, не развивается. Видимо, и сами разработчики понимают – это не очень реально. Поэтому большее внимание уделяется другому сектору – неправительственным организациям.
Об НПО и их возможной роли в процессе урегулирования в документе упоминается несколько раз. С ними связываются серьезные планы. Иногда создается впечатление, что даже большие, чем с официальным переговорным форматом.
«Углубление и расширение существующего диалога с неправительственными организациями относятся к числу приоритетов Правительства», - отмечается в законе о Национальной стратегии. В документе предложено создать постоянные институты такого диалога. Эти институты должны поддержать молдавское правительство и парламент в приднестровском вопросе. При этом предполагается, что в числе участников постоянных форумов будут и НПО из Приднестровья.
Разработчики закона, в общем-то, не скрывают, что хотели бы видеть неправительственные организации инструментом влияния. НПО в постсоветских странах уже не раз бывали таким инструментом. Обычно это приводило к серьезным потрясениям (как произошло в государствах «цветных революций», где НПО, поддерживаемые посольствами США и стран ЕС, сыграли общеизвестную роль).
К такой роли могут готовить их и в Приднестровье. В этом плане обращают на себя внимание временные рамки молдавской Национальной стратегии. Она рассчитана до 2011 года. В 2011 г. в Приднестровье пройдут президентские выборы, а перед тем, в конце 2010 г. – парламентские. Политическая система во время выборов так или иначе уязвима, и молдавские власти могут попытаться этим воспользоваться. Не исключено, что как раз здесь и будут задействованы НПО. На Украине во время выборов 2004 года так и случилось.
Хотя не исключено и другое – все начнется и окончится какими-нибудь «приднестровскими диалогами» в Вадул луй Водэ, где неправительственные организации будут выступать в роли «строителей гражданского общества» и убеждать в этом самих себя.
Все же - если молдавский закон уделяет такое внимание НПО, нельзя сбрасывать этот сектор со счетов.
Все пойдет не по плану, не по ленинскому плану…
Говоря о своем видении «приднестровского вопроса», разработчики Национальной стратегии Молдовы упоминают о трех внешнеполитических компонентах. Это отношения РМ и Украины (довольно кратко), сотрудничество с Европейским Союзом и роль России. О Евросоюзе речь идет уже в самом начале документа: «В процессе внедрения…стратегии необходим более широкий подход к проблеме с подключением большего числа международных сообществ, и в первую очередь Европейского Союза».
Далее речь идет о «европейских ценностях» и работе с институтами ЕС, в частности, нынешней европейской Миссией на молдо-украинской границе (EUBAM). В целом авторы стратегии дают понять, что Молдова хотела бы повышения статуса Евросоюза в переговорных форматах.
Этого нельзя сказать о восприятии роли РФ. О России в документе упоминается только в разделе «Демилитаризация и обеспечение безопасности». РФ там касаются два пункта. Они известны давным-давно. Молдова требует вывода российских войск из Приднестровья и предлагает преобразовать нынешний механизм по сохранению мира в миссию с международным мандатом. Мандат, скорее всего, будет у ОБСЕ, и Россия займет подчиненное положение.
Это все, что предлагают РФ разработчики молдавской Национальной стратегии. Совсем ничего нового – несмотря на неоднократные «потепления» отношений между Москвой и Кишиневом. Одно из таких «потеплений» будто бы случилось в конце января, во время визита президента Владимира Воронина в Москву. Некоторые издания писали, что Путин и Воронин пришли к согласию в приднестровском вопросе и что Россия опять предложит свой план урегулирования. Однако утверждение нынешней Национальной стратегии РМ, скорее всего, еще раз сводит на нет возможность осуществления таких планов.
В июле 2005 года молдавский парламент принял закон об основных положениях особого правового статуса Приднестровья. Он исключает возможность создания федерации или конфедерации в рамках бывшей МССР.
Между тем все проекты РФ по приднестровскому урегулированию связаны с федеративной моделью. Для того, чтобы реализовать их, закон 2005 года нужно было бы отменить. Однако этого не случится. Напротив – документ, который сегодня назван Национальной стратегией, ссылается на него. Это значит, что России придется трудно в политико-правовом поле Республики Молдова.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |