Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
06.02.2007. КМ ру
Факты: Более 30% внешнего товарооборота Узбекистана сегодня приходится на долю России. Список экспорта и импорта включает в себя машины и оборудование, энергоносители, черные и цветные металлы, хлопковое волокно, пластмассу, древесину, продукцию пищевой промышленности и сельского хозяйства. Объем взаимного товарооборота в 2007 году увеличился на 48% и составил $4,2 млрд.
Россия и Узбекистан подтвердили отношения стратегического партнерства и намерены развивать двусторонние отношения в экономической и политической сферах. Таковы общие итоги встречи президентов двух стран, Владимира Путина и Ислама Каримова, прошедшей сегодня в Кремле.
«Россия рассматривает Узбекистан как одного из своих важнейших стратегических партнеров в Центрально-Азиатском регионе. Мы будем и впредь продолжать тесное взаимодействие по ключевым вопросам международной повестки дня, в том числе по ситуации в Афганистане, совместно работать в рамках региональных интеграционных структур - СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС, других международных организаций», - подчеркнул Владимир Путин на пресс-конференции по итогам переговоров.
Узбекский лидер сегодня завершает свой двухдневный официальный визит в Россию. По итогам его переговоров в Кремле был подписан ряд документов. Так, президенты утвердили программу экономического сотрудничества на 2008-2012 годы. Кроме того, было заключено соглашение об интеграции Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова (ТАПОиЧ) в российскую Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). В собственность ОАК перейдет 50% плюс 1 акция (контрольный пакет) ташкентского предприятия. Процесс передачи акций планируется завершить до конца этого года.
Впрочем, резюмируя итоги визита Каримова, эксперты признают, что непубличная его часть была гораздо более значима и весома, чем та, что освещена официально. Главное же, пожалуй, в том, что появившиеся в некоторых СМИ домыслы о том, что Ташкент якобы намерен улучшить свои отношения с Западом в ущерб отношениям с Россией, оказались не более чем мифом.
Итоги визита президента Узбекистана в Москву корреспондент КМ.RU попросил оценить Андрея Грозина, руководителя отдела Средней Азии Института стран СНГ:
- Ожидания ряда экспертов по поводу того, что якобы Узбекистан усиленно ищет пути для выхода на Запад, оказались, мягко говоря, преувеличенными. Сам объем экономических соглашений, подписанных сегодня в Кремле, позволяет говорить о том, что Ташкент по-прежнему ориентирован на сохранение отношений стратегического партнерства прежде всего с Россией. Ясно, что на встрече Путина и Каримова обсуждался гораздо более широкий круг вопросов, чем те, которые нашли отражение в подписанных документах.
Что касается Ташкентского авиационного производственного объединения (ТАПО), оно ориентировано на выпуск больших самолетов. Это и Ил-76, и Ил-86. Поэтому было понятно, что оно рано или поздно будет интегрировано в ОАК. Понятно, что, получив контрольный пакет этого весьма интересного для российского оборонно-промышленного комплекса предприятия, можно будет закрыть те вопросы, которые были по поставкам военно-транспортной авиации в Китай. А эти вопросы несколько осложняли отношения Ташкента и Пекина.
Дело в том, что Ташкент затягивает и, можно сказать, даже срывает сроки поставок военно-транспортной авиации для китайской армии. Это китайско-узбекистанское соглашение, Россия в нем задействована пока только как поставщик комплектующих для ТАПО. Но после того, как предприятие войдет в ОАК, ясно, что Россия получит и права гораздо более широкого участия в этом крупном контракте. Речь идет о поставках нескольких десятков больших военно-транспортных самолетов Ил-76. Причем своими силами Ташкент, очевидно, неспособен в полной мере отвечать по контракту, и для того чтобы его не сорвать, России придется нести определенную нагрузку.
Думаю, что Каримов, общаясь с Путиным, также обсуждал вопрос о том, как американцы видят себе выход из постоянно ухудшающейся ситуации в Афганистане. Дело в том, что недавно в Ташкенте побывал адмирал Уильям Фаллон, глава американского Центрального командования. И похоже, что они обсуждали с глазу на глаз с Каримовым именно эти вопросы, а не то, как бы Узбекистану расширить контакты с Западом. Ведь в преддверии президентских выборов в США ситуация в Афганистане гораздо больше беспокоит властвующую американскую элиту, чем проблема соблюдения прав человека в Узбекистане.
Кроме того, Путин и Каримов, очевидно, обсуждали в Москве предстоящие трансформации высшей власти и в России (в связи с президентскими выборами), и в Узбекистане. Насколько можно судить, Ислам Каримов сейчас серьезно занят выстраиванием механизмов бесконфликтной передачи власти - все-таки недавно ему исполнилось 70 лет. И понятно, что Узбекистан, являясь одним из двух региональных лидеров в Средней Азии (наряду с Казахстаном), должен развиваться без потрясений. Ведь в Узбекистане вряд ли получится такая же гладкая передача власти, какая произошла в позапрошлом году в Туркмении. Так что в этом вопросе интересы и Ислама Каримова, и большинства узбекистанской элиты, и России полностью совпадают.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |